Роман Чубак, Союзмолоко В 2023 году экспорт молочной продукции серьезно активизировался
О том, что происходило в ушедшем году с экспортом российской молочной продукции, какие результаты были получены к началу 2024 года, а также о планах дальнейшей работы в этом направлении Milknews рассказал менеджер по взаимодействию с органами государственной власти Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Роман Чубак.
С точки зрения развития экспорта молочной продукции ушедший 2023 год выдался достаточно интересным, отметившись серьезной активизацией экспортных поставок. В первую очередь, существенно выросли объемы экспорта сухих молочных продуктов – сухого обезжиренного и цельного молока, а также сухой сыворотки.
Так, за январь-октябрь 2023 года Россия поставила на экспорт в 6 раз больше сухого обезжиренного молока (и в 2 раза больше сухой молочной сыворотки) в сравнении с аналогичным периодом 2022 года. В целом, по данным Россельхознадзора, объемы экспорта молочной продукции в 2023 году выросли, по сравнению с 2022 годом, на 15%.
Стоит отметить, что развитие экспорта молочных продуктов в совокупности с ростом внутреннего потребления помогло «снять» излишние запасы на внутреннем рынке, вызвавшие снижение спроса на сырое молоко и повлекшие падение закупочных цен на сырое молоко, что в свою очередь ухудшило финансово-экономическую устойчивость производителей молока.
Достижению таких действительно впечатляющих результатов в экспорте молочной продукции способствовало несколько важных факторов – благоприятный курс рубля, развитие господдержки экспорта продукции АПК, а также активная работа по продвижению российской молочной продукции за рубежом и открытию новых рынков.
Одним из важнейших стимулов для увеличения экспорта молочной продукции в 2023 году стала мера по компенсации 100% затрат на транспортировку приоритетной молочной продукции, анонсированная Минсельхозом России в первой половине 2023 года. Расширение субсидирования затрат на транспортировку касается биржевых молочных продуктов – СОМ, СЦМ, сухой сыворотки и сывороточной продукции, сливочного масла и большинства видов сыров. Ожидаемое повышение субсидирования логистических затрат стимулировало снижение цен российскими экспортерами биржевых молочных товаров, что помогло значительно повысить конкурентоспособность российской молочной продукции на целевых рынках, создав условия для успешной конкуренции с ведущими мировыми экспортерами молочной продукции.
Росту поставок, а также расширению географии экспорта российской молочной продукции способствовала активная и слаженная совместная работа Минсельхоза России, Россельхознадзора, ФЦ «Агроэкспорт» и бизнеса по открытию новых рынков и продвижению молочной продукции за рубежом.
В частности, в 2023 году состоялось несколько бизнес-миссий, в которых активное участие принял Союзмолоко – с Алжиром, Китаем, Узбекистаном, ЮАР, Анголой. Прошли также выездные бизнес-миссии с Филиппинами и Индией, в которых приняли участие наши экспортеры.
Огромный вклад в продвижение российских молочных продуктов на целевых рынках сыграли сельхоз-атташе – благодаря их работе, в частности, удалось организовать первые поставки молочных продуктов в Алжир, Тунис, Филиппины, а также расширить поставки в Китай и Вьетнам. А благодаря работе Россельхознадзора удалось открыть три достаточно привлекательных для российской молочной продукции рынка – Малайзию, Пакистан и Гонконг. Таким образом, с точки зрения расширения географии экспорта уходящий 2023 год можно признать весьма успешным.
В 2024 году рассчитываем на сохранение позитивной динамики экспорта. Этому могли бы поспособствовать сохранение государственной поддержки экспорта, в частности компенсации 100% затрат на транспортировку продукции, а также продолжение активного взаимодействия государственных институтов и бизнеса в части продвижения российской молочной продукции на зарубежных рынках.