Евгений Гребнев Мы против маркировки, так как не понимаем ее целесообразности
Союзмолоко подсчитал, что стоимость переоборудования одной линии для проведения обязательной маркировки на предприятии без монтажа и программного обеспечения составит от 4,5 до 10,5 млн рублей. На переоснащение одного склада у предприятия уйдет от 1,3-2,3 млн рублей. Стоимость переоборудования предприятий, а также трудности, связанные с этим процессом, в интервью Milknews оценил гендиректор Московского завода плавленых сыров "Карат" Евгений Гребнев.
Milknews: Считаете ли вы справедливой оценку переоборудования линий для обязательной маркировки молочной продукции в 4,5-10,4 млн рублей?
Евгений Гребнев: Переоборудование системы — это значит собственно модернизация оборудования, а также способов нанесения маркировки и системы ее считывания. Трудно назвать точную стоимость, так как необходимы конкретные решения в зависимости от предприятия, однако в целом я согласен с цифрами, которые озвучили коллеги из Союзмолока.
Что касается склада, я уверен, что это значительно дороже и зависит от того, насколько на сегодняшний день эти склады автоматизированы. Чем менее автоматизирована система управления складом и в чем более слабом состоянии он находится, тем больше инвестиций потребуется, возможно, необходимо будет вложить и десятки миллионов. Необходимо будет вводить автоматизированную систему прогона, потому что в ручном режиме невозможно контролировать, допустим, учет отгрузок конкретному клиенту, конкретного кода по маркировке. А это потребует достаточно большой работы и в любом случае будет трудоемко и дорого. Добавлю, что сейчас в молочной индустрии только 10% предприятий располагают современными автоматизированными складами с WMS-системами.
Milknews: Удалось ли вам найти необходимое оборудование?
Евгений Гребнев: Мы на этой неделе возобновили наш эксперимент с ЦРПТ (Центром развития перспективных технологий) для ведения диалога на предмет трудоемкости и капиталоемкости введения маркировки на нашем предприятии. Для того чтобы сделать какие-то выводы по возможностям на каждой линии и объемам затрат, нам сейчас необходимо довести этот эксперимент до конца, так как необходимо решить много вопросов.
Milknews: Удалось ли определиться, как будете наносить маркировку - сами или через производителя упаковки?
Евгений Гребнев: На сегодняшний день среди наших поставщиков упаковки нет ни одного предприятия, у которого была бы возможность предоставить нам упаковку с нанесением маркировки. Это значит, что им придется дооснащать свое оборудование и каким-то образом этот вопрос решать. Мы передали информацию обо всех этих компаниях в ЦРПТ и точно такой же список предоставили в Минпромторг. Вчера мы получили от Минпромторга запрос на предоставление информации обо всех наших производителях упаковки. Но уже по результатам устного общения могу сказать, что ни у одного из поставщиков упаковки нет возможности нанесения маркировки, а это современные, качественные производства, российские и иностранные.
Milknews: Таким образом, что для вас представляется самым сложным в процессе введения обязательной маркировки?
Евгений Гребнев: Чтобы выделить несколько сложных моментов, нужно понимать статус каждого. Где, например, наносится маркировка: если она наносится у нас, то какое количество времени и денег нужно для укомплектования линии этим оборудованием. Второй момент — это временной период для покупки необходимого оборудования. Насколько мы поняли, все это оборудование делается за пределами РФ. Можно представить, какая нагрузка будет на производителя! На сегодняшний день около 1200 предприятий российской молочной индустрии будут одновременно делать запросы на производство и поставку каких-то элементов. И никто для российских интересов не будет расширять свои производства, просто таким образом увеличатся сроки поставок. Мы не знаем, во что это выльется, потому что никто еще практически этим не занимался, введение маркировки — это только теоретический процесс, все только на бумаге. И у нас сейчас вопросов больше, чем ответов. Я не говорю, что это невыполнимо, ввести можно все, что угодно. И маркировку можно сделать, это вопрос инвестиций, времени и модернизации бизнес-процессов.
Инвестиции для большинства компаний — это проблемная зона, модернизация процессов — еще более проблемная зона, потому что если бы компании знали, как модернизировать свои процессы, чтобы они были эффективнее, они бы эти процессы модернизировали уже давно.
Еще один момент — целесообразность всего этого дела. Она полностью отсутствует, потому что контрафакта на рынке молочной продукции практически нет, и если для других индустрий, например, табачной сферы, маркировка — это панацея, то у нас такой проблемы не существует.
Мы против маркировки, так как не понимаем ее целесообразность. Также непонятно, зачем необходимо по сути дублировать систему «Меркурий». «Меркурий», введенный 1-го ноября, свою функцию еще не реализовал до конца, но он радикально очистил рынок от фальсификата, и свою функцию он довыполнит в ближайшее время.
Я думаю, что более логично и гуманно по отношению к отрасли и потребителю было бы не делать какие-либо шаги, которые могут привести к проблемам и турбулентности на рынке производства молочной продукции. Каждый шаг должен быть более взвешенным, логичным и приносящим только пользу. Да, можно выполнить установку просто потому, что так решили. Но не бывает правил без исключений, и здесь они должны быть.