Александр Фиранчук, РАНХиГС Ослабление рубля приведет лишь к увеличению рублевой выручки экспортеров АПК
Рост курса валют и ослабление рубля, наблюдавшиеся в последние месяцы, не могли не тревожить как простых граждан, так и бизнес-сообщество. В итоге сегодня Банк России на внеочередном заседании “в целях ограничения рисков для ценовой стабильности” принял решение повысить ключевую ставку до 12% с 8,5% годовых. О том, почему в российской экономике сложилась такая ситуация, сможет ли ее стабилизировать повышение ключевой ставки, и какие последствия будут иметь действия регулятора для агропромышленного комплекса страны, Milknews узнал у старшего научного сотрудника Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александра Фиранчука, PhD.
В последние недели курс рубля вошел в стадию более быстрого ослабления. За год он подешевел примерно вдвое к резервным валютам, а к уровню конца 2021 г. – потерял четверть своей стоимости. Курс прошлого лета был результатом чрезвычайно высокого сальдо торгового баланса при ограничении на движение капитала: в прошлом году экспорт примерно вдвое превзошёл импорт.
С осени 2022 ситуация начала нормализовываться. Во-первых, снизились цены на энергоресурсы, а поставки в нейтральные страны стали сопровождаться значительными дисконтами, что сократило стоимостные объемы экспорта. Во-вторых, крепкий рубль позволил восстановить объемы импорта. В результате сальдо торгового баланса сократилось.
Эти процессы продолжались всё первое полугодие 2023 года. Можно было услышать мнение, что курс стабилизируется, достигнув докризисных значений порядка 75 рублей за доллар. Однако этого не произошло из-за значительного увеличения госрасходов, которое разогнало спрос. К тому же инвесторы продолжили вывод капитала из России. Разгон внутреннего спроса привел к усилению инфляционного давления, и Банк России отреагировал вполне закономерным повышением ставки. Этого во многом было достаточно для обуздания инфляции, но не сильно помогло курсу рубля.
Почему же классический метод работает не в полной мере? Изменение ставки - простой инструмент, не способный исправить дисбалансы экономики. Государство нарастило расходы на оборону и безопасность, но рост выпуска вооружений не повышает число доступных для потребителей товаров и услуг. Поэтому сохраняется остаточный спрос, который в условиях отстающего роста выпуска потребительских товаров и услуг компенсируется импортом. Повышение спроса на импорт приводит к ослаблению курса.
Разумеется, важным фактором, влияющим на курс, является вывод капитала. У Банка России и Правительства остаются возможности введения дополнительных ограничений на вывод капитала или требований по продаже валютной экспортной выручки, как это было весной прошлого года, но такой шаг означал бы признание ухудшения ситуации.
Дополнительное давление на курс рубля оказывают сезонный спрос на валюту в преддверии отпускного сезона и продолжение сокращения добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+. В ситуации быстрого ослабления рубля возникает еще одна опасность – возможность потери доверия к национальной валюте со стороны населения, что может привести к перетоку части сбережений в валюту, либо усилить их вывод за пределы страны.
Строить прогнозы на курс валюты - дело неблагодарное и не вполне осмысленное. Однако внеочередное повышение ставки, то есть внимание к быстрому падению курса со стороны Банка России, позволяет надеяться на стабилизацию ситуации. У Банка России и Правительства остаются и другие рычаги влияния на курс, но выбор в таком случае будет между плохим и очень плохим. Нужно отметить, что помимо курса на торговлю влияет и его волатильность. Нестабильность курса несет дополнительные издержки и риски внешнеторговой деятельности.
Так что же дальше? В результате повышения ставки произойдет некоторое охлаждение выпуска в экономике за счет удорожания кредитования, но в первую очередь в отраслях, не связанных с бюджетом и госзаказом.
Отрасль АПК в этом смысле находится в более привилегированном положении – значительная часть кредитования идет по льготным ставкам, а спрос на продовольствие будет снижаться в последнюю очередь.
Следует помнить, что инфляция – совокупный показатель, а реакция цен на курс рубля в различных секторах разная. Дело в том, что слабеющий рубль сильнее повысит уровень цен в отраслях, где большую долю занимает импорт: в виде конечных товаров либо через комплектующие и средства производства. Стоимость машин и оборудования отреагирует в первую очередь, цены на товары отечественного производства - чуть медленнее и меньше, а цены услуг в наименьшей степени реагируют на курс.
Поэтому динамика цен на продовольственные товары с учетом сезонности, вероятно, будет относительно стабильна. При этом российский агросектор в значительной мере зависит от импортных товаров, удорожание которых приведет и к росту издержек производства. Этот эффект будет хоть и отложенным, но вполне ощутимым в производствах, интенсивно использующих импортные станки и добавки. Однако резкий рост цен продовольствия могут вызвать разве что прямые ограничения на импорт, как это было в 2014 году при введении эмбарго.
В части экспорта АПК ослабевший курс создает условия для наращивания вывоза продукции АПК, в ряде случаев - в ущерб поставкам на внутренний рынок. Но резкие изменения в этой сфере всегда приводят к ответным мерам со стороны стран импортеров, защищающих своих производителей, и российских властей, стремящихся сдержать внутренние цены. При возникновении опасности недопоставок на внутренний рынок, по традиции, в ход пойдут тарифы и квоты на экспорт основных товаров. Вероятно, объемы вывоза продовольствия изменятся не так значительно из-за курса, а ослабление рубля лишь приведет к увеличению рублевой выручки экспортеров АПК.