компоненты

Евгений Гребнев, «Карат» Задача на 2024 год - повышением цен не обнулить усилия по возвращению потребления


Потребление молочных продуктов стало восстанавливаться к середине 2023 года после падения в 2022 году. Об этом Milknews рассказал генеральный директор ОАО «Карат» Евгений Гребнев. По его словам, в наступившем году большинство компаний в сырно-молочной отрасли поднимут цены на продукцию, но при этом постараются не отпугнуть покупателей. Также руководитель рассказал об итогах работы компании за прошлый год и основных проблемах отрасли. 

Milknews: Каковы итоги работы вашей компании за 2023 год. С какими вызовами столкнулись, и удалось ли их преодолеть?

Е. Гребнев: В плане производства ситуация у нас достаточно стабильная – объемы не выросли и не упали по отношению к прошлому году: за 2023 год они составили около 30 тысяч тонн, что соответствует нашим планам и сопоставимо с объемами 2022 года.  Есть определенные сложности с ростом себестоимости, который активно начался со второй половины 2023 года. Первая половина года была достаточно успешной, даже более успешной, чем в 2022 году. Однако вторая половина года съела все эти положительные стороны, потому что цена на сырье очень сильно выросла. Особенно это коснулось компонентов в сегменте молочного жира и сливочного масла, потому что мы производим достаточно большой объем плавленых и творожных сыров, где требуется много сливок и сливочного масла.

Milknews: Насколько серьезно поменялась жизнь и работа вашего предприятия за последние два года. Как санкции и всевозможные ограничение, введенные Западом, на это повлияли?

Е. Гребнев: Западные санкции бьют по нам не так, как бьют, например, внутренние поставщики: как оказалось, они сконцентрировали очень большие доли в определенных сегментах и являются фактически монополистами. В частности, это производители бумаги, картона, пластика, пластиковой упаковки. То есть нам мешает серьезная инфляция на упаковочные материалы на территории России. Причем, на наш взгляд, экономически этот процесс слабо объясним. Просто определенные компании используют своё лидирующее положение на рынке. Потому что у них сейчас нет конкуренции со стороны внешних поставщиков. Вот эта тема является достаточно сложной для нас.

Milknews: А насколько это отражается на себестоимости вашей продукции?  

Е. Гребнев: Серьёзно отражается. Ведь если у вас в течение года растет стоимость упаковки на 40-50%, это не может ни отражаться на цене конечного продукта. Но мы не можем переложить всю эту нагрузку на потребителя, даже если бы очень этого хотели, быстро не получится.

Когда мы говорим о производстве различных видов сыров, то на территории России нет ни одной сырной компании, которая бы владела 10-20% доли рынка. Даже самые крупные представители данной отрасли владеют менее 10% доли рынка. То есть в нашем сегменте рынок фантастически конкурентный. И на базе этой высокой конкуренции конечный потребитель получает очень сбалансированную цену. Но это тоже не всегда хорошо, потому что все производители молочных продуктов и сыров работают с очень маленькой маржой. И вот эти скачки и галопирующий рост цен на сырье и упаковку, когда ты работаешь с очень маленькой маржой, обнуляют доходность. Это огромная проблема. В итоге в 2023 году доходность нашего предприятия была немного хуже, чем годом ранее. Причем хуже она именно за счет последних 5-6 месяцев прошлого года.     
      
А наша доходность по прибыли варьируется в районе 4-7%, то есть это не слишком высокая доходность. Конечно, все стремятся к доходности хотя бы в районе 10-12%. Но как только намечается ситуация, когда достигаешь этого не очень-то заоблачного уровня, тут вечно случаются такие катаклизмы, как рост себестоимости. Она растет из-за трех основных факторов: стоимость молочного сырья, особенно жиров, как в 2023 году, цена упаковки, картона и стоимость рабочей силы и логистики.
Что касается рабочих рук, то здесь та же проблема: сейчас наблюдается огромная инфляция на простую и даже не всегда квалифицированную рабочую силу. Речь не о росте зарплаты административного характера, а огромном росте зарплаты из-за дефицита рабочей силы в производстве и логистике.  Также сильный скачок произошёл в стоимости логистики, транспорта. В том числе из-за доступности нормальных грузовых автомобилей по приемлемой цене и зарплат водителей – они выросли до 50% в стране. То есть это тоже большая проблема, потому что это экономически немотивированный рост, который фактически базируется только на дефиците рабочей силы.

Milknews: В этой связи, каким вы видите 2024 год. Какие планы у вашей компании?

Е. Гребнев: Наши планы – это вернуть нормальный уровень доходности, то есть поднять цена на 7-10% в идеале, и я думаю, что такие же планы будут у большинства компаний в сырно-молочной сфере. И главное, чтобы этим повышением потребительских цен не обнулить наши усилия по возвращению потребления. Потому что потребление начало восстанавливаться только ближе к лету прошлого года: с 2022 года по середину 2023 потребление молочных продуктов и сыров падало. Восстановление потребления связано в первую очередь, наверное, с фактором роста зарплат: люди «переварили» скачкообразный рост цен в начале 2022 года и стали больше покупать.

И наша задача сейчас повышением цен на нашу готовую продукцию не остановить наметившийся положительный тренд в потреблении – это главное.
Все «молочники» большие оптимисты. Мы занимаемся достаточно благородным бизнесом и делом. Почти у всех участников нашей индустрии хороший и правильный подход, который в первую очередь базируется на производстве качественного, удовлетворяющего все запросы потребителя продукта по адекватным ценам. Ни у кого нет сверхприбыли, но главная наша задача сейчас – это работать хотя бы с положительной рентабельностью и вернуть ту рентабельность, которая была в начале-середине 2023 года.

Milknews: За счет чего можно добиться успеха в молочной отрасли в наше время. Какие бы вы обозначили критерии успеха для предпринимателей, прежде всего, начинающих в этой сфере?      
  
Е. Гребнев: За счет инноваций, наверное, нет, потому что наша отрасль консервативна. Критериями успеха являются стабильность предприятия и стабильность производства качественной продукции, а также уважение к потребителю. Причем последний критерий многофакторный, потому что уважение к потребителю означает заботу о том, чтобы твоя продукция ему всегда доставляла удовольствие. Никогда нельзя закрывать глаза даже на мелкие огрехи. Потому что продукты в нашей отрасли все, как правило, «живые» хоть и варьируются по качеству, но эта вариативность не должна быть заметна потребителю.

Плюс ко всему, когда ты уважаешь потребителя, ты доносишь до него качественное по лучшей цене, и, наверное, это главная задача для тех, кто хочет быть успешным в этом бизнесе. Ведь если ты хочешь за счет каких-то маркетинговых трюков получить быстрый результат, то думаю, этот успех недолговечен. Хотя маркетинг крайне необходим в нашем бизнесе. Но компании, которые в молочной индустрии хотят добиться долгосрочного стабильного успеха, должны базироваться на фундаменте производственно –маркетинговом, а не маркетингово-производственном. Где производство, технологии, контроль качества – это главные базисы в достижении успеха, которые, конечно же, должны быть подкреплены серьёзными усилиями по продвижению своих брендов и продуктов.        
 

1706179933

2333 просмотра

2 форум
Молочные заводы
Комментарии
2 ФОРУМ
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Как помогать
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
Нов 5 мин еженедельно

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы