Андрей Григоращенко, ГК «Дамате» Мы уже экспортируем порядка 10% продукции, стоит задача увеличить экспорт до 30%
В ближайшие 10 лет предвидится трансформация аграрного бизнеса как на внутренних рынках РФ, так и в области экспорта. О стратегии развития в постоянно меняющихся условиях, а также о новых технических решениях и управленческих подходах рассказал вице-президент по региональному развитию и GR группы компаний «Дамате» Андрей Григоращенко в ходе ежегодной конференции «Agro Outlook Russia 2023», организованной ВШЭ.
Что касается группы компаний «Дамате», мы продолжаем своё развитие в рамках существующих бизнес-направлений. Также у нас есть новые бизнес-направления, которые мы начали развивать несколько лет назад. В целом, за последние 10 лет существования компании нам удалось многое. Мы являемся категорийным экспертом на нишевых рынках: это прежде всего рынок мяса индейки и рынок мяса баранины.
Что касается той ситуации, в которой мы живём, надо сказать, что наш бизнес по сути является биологическим. Биологический бизнес априори заставляет нас держать руку на пульсе 24/7. То есть всё, что касается животноводства — это постоянный мониторинг, гибкое реагирование на часто меняющуюся ситуацию в мире. Это и агроклиматические, и ценовые факторы, и санитарно-эпидемиологические риски, поэтому мы в этой ситуации живём постоянно. Это бизнес, в который мы пришли, осознавая все риски, поэтому они мотивируют нас к большей собранности, но не застигают врасплох. Ситуация, когда мы реагируем на новые вызовы, является для нас стандартной и стабильной. Поэтому те риски, которые за последние три года мы прошли (пандемия, геополитика и санкции), заставляют перестраивать нашу работу, менять приоритеты, но не ведут к катастрофическим последствиям.
В целом стратегия компании, наверное, завязана на продовольственную стратегию РФ. Я считаю, что ключевые конкурентные преимущества России – это её территория, вода, земельные ресурсы. Таких преимуществ в сельском хозяйстве по обеспечению продовольствия нет ни у кого в мире, поэтому нам нужно использовать и активно развивать их на благо всего человечества. Человечество растёт, кормить его нужно всегда, и наша задача - обеспечить его качественными продуктами питания, при этом минимизируя риски нашего производства. Поэтому в стратегии «Дамате» присутствуют существенные экспортные приоритеты. На сегодняшний день мы уже экспортируем порядка 10% продукции, и стоит задача увеличить экспорт до 30%. Здесь те вызовы, которые есть как на внешних рынках, так и на внутренних, прежде всего заставляют нас усиливать инструменты мониторинга бизнеса: это синхронизация бизнеса, усиление кадровых компетенций, увеличение автоматизации производств.
Геополитические риски, которые есть на сегодняшний день, заставляют нас в чём-то переориентироваться и искать новые приоритеты. Допустим, за последний год мы, к удивлению своему, нашли очень много замещающих производств в части оборудования для нашей технологической цепочки, для переработки мяса и содержания птицы. При этом сейчас мы открываем ещё и новые финансовые инструменты. Допустим, последний год активно обсуждается развитие исламского банкинга на территории РФ. Здесь, безусловно открываются новые возможности. У наших партнёров с Юго-Восточной Азии и Среднего Востока есть желание работать с новыми инструментами, выстраивать долгосрочные связи и отношения, потому что наши интересы взаимны: им нужны гарантии и обеспечение продовольствием в долгосрочной перспективе, а нам нужны рынки, стабильные заказы и финансирование. Поэтому здесь есть окна возможности, которые предоставлены для компаний, работающих в России и желающих развиваться на внутреннем рынке и в части экспорта.
Что касается ситуации внутри России, то и здесь мы имеем место для развития рынков, новых покупательских предпочтений. Мы со своей продукцией с удовольствием находим и открываем новые ниши. Допустим, развитие в направлении баранины заставило нас посмотреть как на развитие контрактного фермерства для обеспечения наших сырьевых заводов, так и на новый ассортиментный ряд в оптовой торговле. С одной стороны, мы разработали механизмы для устойчивого развития сельских территорий через контрактное фермерство на Северном Кавказе, а с другой стороны - предложили линейку с более чем 50-ю новыми продуктами из баранины, которых ранее не было на полках. Выгоды для всех очевидны, и я считаю, что таких возможностей и ниш для развития на рынке, как в России, так и в экспортном направлении очень много.
Наверное, наша задача как бизнес-сообщества подсказывать государству, как помогать трансформировать работу агропромышленных комплексов. Мы выстроили очень эффективное взаимодействие с министерством сельского хозяйства, и здесь, я считаю, важную роль сыграли наши отраслевые союзы (Союзмолоко) и союзы производителей мяса говядины, индейки и баранины. Поэтому я скажу, что мы как компания смотрим достаточно оптимистично в будущее и считаем, что у нас есть все предпосылки для устойчивого стабильного развития.