Кадры

Алексей Груздев, Streda Consulting По итогам 2023 года полностью обновился рейтинг ТОП-6 переработчиков молока


18 июля на очередном заседании “Молочных сессий: Summer edition” презентовали обновленный рейтинг крупнейших переработчиков молока России. О том, как изменилась расстановка сил на рынке переработки за последний год, Milknews рассказал один из авторов рейтинга - генеральный директор консалтинговой компании Streda Consulting Алексей Груздев.

Рейтинг ТОП-30 лидеров молочной индустрии по итогам 2023 года оказался крайне неординарным: во-первых, полностью трансформировалась пятерка лидеров рынка, во-вторых, в этом году в рейтинг вошло сразу 33 компании, в-третьих, в состав ТОП-20 лидеров ворвалось 2 новых игрока, и еще ряд других интересных изменений. Но обо всем по порядку.

Новый лидер рейтинга или H&N vs “Вимм-Билль-Данн”

Начнем с логического завершения истории главного ньюсмейкера последних лет. Впервые за 15 лет в отрасли сменился лидер – на первое место вырвалась компания «Вимм-Билль-Данн» (принадлежит PepsiCo), которая последние три года стабильно росла быстрее рынка (на 8-10% в год) и смогла сполна воспользоваться сложностями своего основного конкурента. Компания Health & Nutrition (ранее Danone) в связи с реорганизацией на фоне передачи во временное управление Росимуществу была вынуждена деконсолидировать бизнес в сфере детского и медицинского питания (компания Nutricia и завод «Истра-Нутриция» в Московской области), в результате чего переместилась на второе место.

Безусловно, для H&N последние несколько лет выдались крайне непростыми: приостановка больше чем на год инвестиций и всей маркетинговой активности, последовавшая за этим локализация иностранных брендов (Activia заменена на АктиБио, Actimel – на Actimuno, Alpro – на Planto, зонтичный бренд Danone полностью выведен с рынка), реструктуризация экспортных операций в СНГ и закрытие заводов в Беларуси, серьезная реорганизация операционной деятельности на фоне смены собственника и т.д. Но, тем не менее, компания справилась со всеми трудностями и даже продемонстрировала рост в 3,5%, что на фоне всего произошедшего можно считать серьезным достижением. (подробнее об этом читайте в интервью с генеральным директоров H&N Якубом Закриевым). 

После смены собственника (в феврале 2024 года Danone Group завершила сделку по продаже российского бизнеса ГК «ВАМИН») компания скорректировала стратегию и планирует наращивать долю рынка, а значит гонка за лидерство еще не окончена, хотя H&N и выступает теперь в роли догоняющего, а отыграть нужно более 17%.

Изменения в пятерке лидеров или “КОМОС” vs “Молвест”

Вторым важным событием года стало завершение еще одной 10-летней эпопеи в борьбе за третье место в рейтинге и лидерство среди отечественных игроков – “КОМОС ГРУПП” наконец-то смогла обойти ГК “Молвест”. За это время “Милком” (в 2013 году занимал лишь 9-ю строчку рейтинга), реализовал одну из самых масштабных в отрасли инвестиционных программ и сформировал один из самых успешных брендов «Село зеленое» (создан в 2010 году, а в 2022-ом по данным GfK стал №3 в традиционных молочных категориях). В 2018 году, после покупки Казанского МК, управляющий акционер компании Андрей Шутов публично анонсировал цель – "стать национальной компанией №1 на молочном рынке России" (тогда Милком был на 6 месте). В течение 10 лет компания не переставала расти двузначными темпами (от 14% до 25%) и вот в 2023 году цель была достигнута – “КОМОС” взошел на третье место, продемонстрировав самый большой прирост среди всех компаний молочной отрасли – 31 млрд руб. за 7 лет (подробнее об этом слушайте в подкасте с исполнительным директором компании Кириллом Чечиным).

ГК «Молвест», в свою очередь, переместилась сразу на пятую строчку, пропустив вперед не только “КОМОС”, но и Hochland, который за год поднялся с 6-го на 4-ое место, вытеснив из пятерки лидеров ГК «Ренна» (переместилась с 5-го на 6-ое место). В данном случае сказались как различия в динамике развития категорий (+13% в сырах и +11% в мороженом) и инфляционной составляющей, так и в выбранных компаниями стратегиях адаптации к изменениям на рынке. ГК «Ренна» в конкуренции с ГК «Айсберри» выбрала более осторожную ценовую стратегию и смогла нарастить объемы продаж мороженого на 18%, при этом рост в сгущенке был минимальным (подробнее см. в рейтинге рынка мороженого). Hochland смог воспользоваться восстановлением сегмента HoReCa и некоторым дефицитом на рынке творожных сыров и на правах лидера сегментов значительно нарастил продажи плавленых и молодых сыров. В результате в прошедшем году обе компании показали темпы роста выше рынка, но Hochland объективно находился в более выгодной ситуации (+20,5% у Hochland и +12% у “Ренны”).

Таким образом, по итогам 2023 года полностью обновился рейтинг ТОП-6 игроков, при этом конкуренция между игроками очень плотная (разрыв между 3 и 6 местом составляет всего 6%), а ситуация на рынке быстро меняется – тем интереснее будет следить за развитием компаний в текущем году.

Лидеры роста

Изменения в середине рейтинга (с 6-го по 20-ое место) минимальны и связаны прежде всего с феноменальными темпами развития ГК «ЭкоНива», которая третий год подряд растет на 80% в год и за 6 лет смогла практически с нуля достигнуть выручки в 21,4 млрд руб. В прошлом году «ЭкоНива» дебютировала в рейтинге на 20 позиции, а по итогам этого смогла подняться сразу на 13 место, а также войти в рейтинг крупнейших сырных компаний. И, судя по всему, не собирается останавливаться на достигнутом.

Помимо ГК «ЭкоНива» (+80%), в пятерку самых быстрорастущих компаний в этом году вошли – DMK Group (+38%), ГК «Сыробогатов» (+25%), Hochland (+20%), ТК «Мультипро» (+19%) и Брянский молочный комбинат (+17%), которые также стали дебютантом рейтинга только в прошлом году. Лидерами по абсолютному приросту стали «Вимм-Билль-Данн», «ЭкоНива», Комос, Hochland и Ренна.

DMK Group осенью 2021 году запустила свой второй сырный завод в Воронежской области, загрузка которого позволила ей существенно усилить свои позиции на растущем рынке сыров, а также войти в рейтинг крупнейших молочных компаний, поднявшись сразу на 9 позиций – с 42 на 30 место (подробнее см. рейтинг сырных компаний).

Новые участники рейтинга

Изменения в замыкающей части рейтинга (с 20-го по 30-ое место) связаны прежде всего с появлением новых игроков, которые серьезно потеснили старожил отрасли.

АМП «Дамол» наконец-то завершило растянувшийся более чем на 5 лет процесс консолидации активов Kraun Group, которая вошла в банкротство на фоне кризиса весной 2018 года. Кроме того, в конце прошлого года компания приобрела Порховский маслосырзавод, ранее входивший в ГК «Аланталь», и теперь под ее управлением сосредоточено 10 производственных площадок, распределенных по всей территории страны (от Пскова до Дальнего Востока). Такой широкой географии мощностей нет даже у “ВБД” и H&N, однако мощности заводов не сопоставимы с лидерами рынка и «Дамол» еще только предстоит заняться их модернизацией. Так что в этом году компания дебютировала в рейтинге только на 14 строчке, но имеет потенциал в ближайшие годы существенно усилить свои позиции.

Второй новичок рейтинга ГК «Базальт Агро» разместилась на 26-ом месте. Компания в прошлом году завершила масштабную модернизацию своего основного актива – завод «Северное молоко» в Вологодской области, инвестиции в 3,3 млрд руб. позволили нарастить его мощности с 350 до 530 т/сут. Кроме того, за последние два года были приобретены еще две небольшие площадки: «Сухонский молочный комбинат» в Вологодской области и «Рамоз» в Ярославской области. Летом 2024 года был анонсирован новый раунд инвестиций в 5 млрд руб., который будет направлен на дальнейшую модернизацию предприятий, а также развитие молочно-товарных ферм (подробнее - в подкасте с генеральным директором ГК «Базальт Агро»).

На последней 30-й строчке рейтинга в этом году разместились сразу 4 компании, которые с учетом округления закончили год с сопоставимым результатом в 10,5 млрд руб. – “Сыр Стародубский”, “Лебедяньмолоко”, DMK Group и ГК «Галактика», которая уже несколько лет занимала 31-32 позицию и теперь наконец-то смогла войти в рейтинг на фоне более слабых результатов выбывших участников.

1721371363

3397 просмотров

День поля
Молочные заводы
Комментарии
СОЮЗНАБ
Долголетие Мустанг
День поля

Как помогать
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
СМЕТАНА ГЛАВНАЯ

кизель-март 25

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы