Юлия Елисеева (Danone): борьба с фальсификатом - это прежде всего система контроля
Директор по техническому регулированию Danone Юлия Елисеева рассказала Milknews о готовящихся поправках в Техрегламент ТС, о том, какая информация действительно важна для прослеживаемости и как будут называться "молокоподобные" продукты.
Milknews: Вы входите в состав Технического комитета ТК 470 как представитель одного из крупнейших переработчиков в России. Что вы думаете по поводу поправок, которые планируется внести в техрегламент?
Елисеева: Прежде всего, хочу отметить, что ТК470 это технический комитет Российской Федерации, а если мы говорим о поправках к техническому регламенту или о межгосударственных стандартах, то это международный комитет - ТК532. Естественно, что Danone принимаеn активное участие в работе данного комитета. Мы присутствуем и участвуем в разработке всех стандартов, как на продукты, так и на методы исследований. Конечно, это больше экспертный уровень, чем непосредственная разработка документов, но, тем не менее, ряд потенциальных проблем удается снять уже на этапе разработки стандартов.
Если мы будем говорить о поправках, которые планируется внести в технический регламент, то необходимо сказать, что официального списка поправко мы не видели. Да, есть предложение Минсельхоза РФ, и было проведено несколько рабочих групп, в которых Группа компаний Danone принимала участие как представитель молочного бизнеса в России. Мы давали свою экспертизу на предложение Минсельхоза. То, о чем я говорю, касалось прежде всего изменения понятия "молокосодержащий продукт" и внесении изменений в технический регламент 033 «Требования безопасности молока и молочной продукции в части маркировки молокосодержащих продуктов».
Milknews: Как после внесения правок будут называться продукты с растительными жирами? Как придумываются такие названия?
Елисеева: Поскольку мы говорим сейчас только о проекте поправок или о результатах рабочих совещаний и обсуждений, ответа, как эти продукты будут называться после внесения поправок, сегодня нет, так как нет финальной версии. Скорее всего данные продукты не будут использовать в своем названии никакие однокоренные слова, связанные с понятием молочных, молочно-составных продуктов, и неважно, какая это часть речи, существительное или прилагательное. Вместо этого будут использоваться общетехнические понятия, такие как соус, паста и т.д. По крайней мере, именно это обсуждалось в рамках рабочей группы.
Milknews: Как потребитель будет будет ориентироваться в подобных продуктах?
Елисеева: Некоторые рекомендации по использованию должны быть размещены на упаковке вместе с наименованием. Я так думаю как эксперт по производству пищевых продуктов и их маркировке. Например, паста или соус для супа. Это как сметана, но только с совсем другим составом. Но в любом случае, слов, которые связаны со сметаной, «сметанный», «на основе сметаны», «с добавлением сметаны», там нет.
Хочу сказать, что сегодня нет единого экспертного мнения по построению наименований данных продуктов. Есть совершенно крайняя позиция, когда кто-то из экспертов считает, что данные продукты не должны иметь ничего общего с молочными понятиями, как я сейчас сказала, кто-то считает, что данные продукты должны назваться «паста по технологии сметаны», кто-то считает, что продукты должны называться «с добавлением сметаны». Все эти три примера, которые я привела, это все об одном и том же продукте. Это продукт, в котором большая часть белка может быть молочным, а жир полностью или частично заменен на растительный. По внешнему виду этот продукт действительно будет напоминать сметану, но мы не можем сказать то же самое о его пищевой ценности.
Milknews: Считаете ли Вы, что запрет использовать «молочные» названия в маркировке молокосодержащей продукции позволит эффективно бороться с фальсификатом?
Елисеева: Фальсификат – это продукт, который содержит заведомый обман потребителя в плане наименования, маркировки или состава. То есть если мы говорим про молочную продукцию, то самый яркий пример фальсификата, например, это продукт, на этикетке которого написано сливочное масло по ГОСТу 72,5% жира, содержит только молочный жир, а по факту, произведенное из или с использованием растительных жиров. То есть растительный жир использован в производстве, но на этикетке он не декларируется.
Если мы говорим об этом, то какую бы мы классификацию не придумали сегодня для наименования молокосодержащих продуктов, это не поможет нам избавиться от тех изготовителей, которые и сегодня не декларируют полный состав на упаковке. Согласно текущему законодательству они обязаны писать крупным шрифтом, что продукт изготовлен с использованием растительных жиров. Но есть те, кто этого не делает, так они не будут этого делать и при других требованиях и правилах. Борьба с фальсификатом, это, прежде всего, вопрос хорошо организованного контроля, сильных лабораторий, которые могут проводить анализы в соответствии с современными методами и правильно интерпретировать результаты.
Milknews: Какие положения необходимо, на ваш взгляд, добавить в Техрегламент, чтобы решить проблему с качеством молочной продукции? Насколько эти проблемы вообще серьезны?
Елисеева: Технический регламент уже сегодня содержит ряд положений, которые характеризуют качество продукции и гармонизированы с международным законодательством. Это, например, требования к органолептике, показатели идентификации продукции, такие как требования по минимальному содержанию белка. Выполнение данных требований вместе с требованиями к производственным процессам, также установленными ТР, обеспечивает производство качественной и безопасной продукции. И в любом случае за качество продукции отвечает изготовитель, который может установить к своей продукции и более жесткие требования, чем то, которые содержатся в ТР.
Milknews: Есть ли какие-то спорные моменты в Техрегламенте, с которыми не согласен Danone и другие производители?
Елисеева: Что такое спорный момент? Спор предполагает двух участников, а между кем и кем может происходить спор по требованиям технического регламента? Да. Там есть некоторые моменты, которые можно читать несколько по-разному. У нас бывают такие случаи, когда торговые сети видят немножко по-другому, когда надзор видит немножко по-другому, но глобально каких-то проблем, которые приводили бы к остановке реализации продукции сегодня, техрегламент не содержит. Но это не означает, что данный документ дальше развиваться не должен.
Milknews: Значит, в него и дальше будут вноситься поправки?
Елисеева: Жизнь идет и любой закон имеет после своего вступления в силу, так называемую "практику применения", когда он начинает жить практической жизнью и сталкивается уже на практике с какими-то небольшими барьерами, вопросами, выявляются некоторые технические ошибки, идентифицируются новые риски. Это предполагает, что каждый документ, независимо от его статуса должен пересматриваться через определенный период времени. Это нормальная практика управления документами. ТР – не исключение.
Milknews: Как наш российский опыт соотносится с мировым? Что происходит в ЕС или в Новой Зеландии с техрегулированием? Мы движемся в том же направлении?
Елисеева: Глобально да. В тоже время есть очень много моментов, которые реализованы по-разному. Например, уровень государственного контроля за предприятиями в Европе зависит от их надежности в части производства безопасной продукции. Чем стабильнее ты производишь продукт, тем реже проверяют твой завод. Проще и процесс допуска продукта на рынок. Но уж если нарушение выявлено, то наказание крайне жесткое. У нас для всех периодичность плановых проверок заводов одинакова. Говоря о технических регламентах и других документах ТС, нужно отметить, что при их разработке обязательно изучается международная практика, в том числе и Новой Зеландии. Таков принцип Таможенного Союза.
Milknews: Как отразится на предприятиях необходимость вносить изменения в маркировку молочной продукции? Будут ли затраты на новую упаковку существенными или для большинства предприятий они не критичны?
Елисеева: Если в этом вопросе речь идет о новых требованиях к маркировке молокосодержащей продукции, то да, конечно, это повлечет за собой затраты и не только на упаковку, но и на переоформление документов, подтверждающих соответствие такой продукции, это декларация соответствия и изменения во все нормативные документы производства - стандарты организации или технические условия. Такие изменения, как правило, критичны для предприятий, потому что они требуют управления, ресурсных затрат с точки зрения персонала, и также могут повлечь за собой дополнительные финансовые затраты, связанные со списанием упаковки. Но если будет правильно построен переходный период, то больших финансовых потерь это не повлечет.
Milknews: Сейчас постоянно поднимается тема прослеживаемости в переработке? Что это значит и зачем она нужна?
Елисеева: Технический регламент 21 о безопасности пищевой продукции очень четко определяет, что такое прослеживаемость. Это возможность документально определить предыдущего и последующего собственника пищевой продукции. Возвращаясь немного назад к вопросу о спорных моментах, то вот это требование сегодня и понятие прослеживаемости по-разному воспринимается разными людьми. Например, кому-то хочется видеть на упаковке с йогуртом имя коровы, которая дала молоко для его производства.
Milknews: Вы тоже считаете это необходимым?
Елисеева: С моей точки зрения, что действительно важно и нужно для потребителя - это безопасность продукции. Если продукт стоит на полке, то, прежде всего, должно быть понятно, кто изготовил этот продукт. Сегодня эта информация присутствует на упаковке, как в виде текста, где написан юридический адрес изготовителя, так и в виде штрихового кода, в который также зашит уникальный номер предприятия.
Второй момент. Важно понимать, когда продукт был произведен. Эта информация содержится в дате производства. И следующая информация, сколько было произведено такого продукта, и куда он был отправлен.
Milknews: То есть двух моментов - кто и когда - достаточно для прослеживаемости?
Елисеева: Давайте себе представим, что было выявлено несоответствие качества какого-либо продукта, и порассуждаем, какая информация необходима для исключения рисков, какие действия нужно сделать? Прежде всего, конечно – изъять из оборота. Первый шаг: кто изготовил, сколько такого продукта, и когда он был произведен, где находится? У изготовителя есть все данные, сколько было произведено такого продукта, и куда он отправлялся. Соответственно, его реализация может быть остановлена достаточно быстро. Это и означает прослеживаемость.
Второй шаг – расследование. Важно проанализировать, почему продукт не соответствует стандартам. Здесь есть две составляющих: некачественное сырье или нарушение технологических процессов. Именно на это направлено сегодня положение технического регламента о безопасности пищевой продукции, которое устанавливает требования к обеспечению безопасности пищевой продукции в ходе ее производства, хранения, транспортировки и реализации. Это значит, что любой изготовитель должен иметь внутреннюю систему менеджмента качества, основанную на принципах ХАССП, которая позволит очень быстро получить ответы на два этих вопроса: было ли нарушение в технологии производства, либо использовано некачественное сырье.
Milknews: Существуют ли подобные системы в мире? Они эффективны?
Елисеева: Подобные системы в мире, конечно же, существуют, ИСО 22000 это международная, ХАССП - это международные принципы. Да, они действительно эффективны.
Milknews: Какие риски есть в России?
Елисеева: Если мы говорим о прослеживаемости, то при соблюдении в полной мере требований технического регламента 21, как изготовителями сырья, так и производителями пищевой продукции и торговыми сетями, я бы не усматривала здесь высоких рисков.