Артем Багреев ("Деревенское молочко"): проблема фальсификатов – главная тема 2015 года в молочной отрасли
В рамках деловой программы 17-й Российской агропромышленной выставки «Золотая осень», которая пройдет с 8 по 11 октября 2015 года в выставочном центре «Крокус Экспо» в Москве, будет организована дискуссия на тему «Молочная отрасль 2020-2030». Один из спикеров, Артем Багреев, директор ООО «Деревенское молочко», рассказл Milknews о шагах, которые необходимо предпринять, чтобы избавиться от фальсификата на молочном рынке.
Milknews: Сталкивается ли ваша компания с проблемой фальсификации молочной продукции? Какой, по вашим оценкам, процент продукции с растительными жирами? Считаете ли вы, что публикация информации о конкретном процентном содержании немолочных жиров поможет исправить ситуацию?
Багреев: Проблема фальсификатов – это, безусловно, главная тема 2015 года в молочной отрасли. Если определить термин «фальсификат», как продукт с отклонениями от природного состава путем внесения искусственных добавок, таких как растительные жиры, белки, синтетические ароматизирующие и стабилизирующие компоненты, то, по моим оценкам, в Сибирском регионе доля рынка подделок 25-30%. В первую очередь, это почти весь рынок СТМ – собственные марки торговых сетей, а также отдельно взятые виды продукции от производителя по экстремально низкой цене.
Исправление этой ситуации – это комплексная задача, которую следует решать на уровне государственного регулирования в рамках программы продовольственной безопасности. И в первую очередь путем организации независимых лабораторий с правом проводить анализ продукции с полок магазинов и от поставок в госучереждения без предупреждения о проверках, а также по запросу граждан и юридических лиц. Данные о нарушениях должны поступать в прокуратуру для дальнейшего расследования и принятия жестких мер к нарушителям.
Milknews: Кто, по Вашему мнению, должен контролировать качество готовой молочной продукции - Россельхознадзор или Роспотребнадзор?
Багреев: Боюсь, что сам факт роста доли рынка фальсификатов, красноречиво свидетельствует о несостоятельности существующих структур решать эту задачу.
Milknews: Как Вы считаете, внедряемый сейчас новый знак качества поможет повысить уровень поставляемой на рынок молочной продукции?
Багреев: Только в комплексе с действенными мерами контроля. В противном случае, его ожидает скорая девальвация.
Milknews: Есть ли сейчас на рынке дефицит сырого молока?
Багреев: Сезонный дефицит безусловно есть, кроме того, есть региональный дефицит, когда хозяйства региона в сумме не закрывают всю потребность. Все это в итоге запускает логистические и ценовые механизмы перераспределения сырья в рамках округа.
Milknews: Как Вы относитесь к предложению создать интервенционный фонд сухого молока по аналогии с зерновым фондом?
Багреев: Не думаю, что аналогии здесь уместны – молочная отрасль очень специфична. Кроме того, мне не ясны механизмы работы этого инструмента и не очевидна эффективность. Зато очевидна острая необходимость профессиональной и финансовой поддержки АПК.