Артем Багреев, “Деревенское молочко” Настоящие последствия от санкций молочная отрасль увидит только в следующем году
Непростая ситуация в экономике, сложившаяся в этом году, негативно повлияла на многие отрасли, в том числе и молочную. О том, как производители справляются с трудностями, какие проблемы удалось решить, а какие - нет, а также о том, что ждет рынок в ближайшем будущем, Milknews поговорил с директором компании “Деревенское молочко” Артемом Багреевым.
Milknews: Как вы оцениваете состояние российской молочной отрасли через полгода после введения экономических санкций? Какие проблемы удалось решить, а какие все еще нет?
А. Багреев: Ряд упаковки, который раньше был на рынке, в связи санкциями оказался недоступен. Но мы нашли других поставщиков: российских и китайских. Других глобальных проблем мы не ощутили. Я предполагаю, что все это будет иметь пролонгированное действие. Принятые санкции не сразу дают экономический эффект, они влияют в целом на экономику страны, ее маневренность, выживаемость. Отраслевые трудности возникают с опозданием. Например, рост тарифов, логистические проблемы, господдержка, покупательская способность - проявления во всем этом мы увидим позже. Пока глобальных изменений, кроме закрытия производств некоторых видов упаковки, мы не увидели. Сейчас предприятие продолжает обеспечивать продовольственную безопасность региона и снабжать его молочными продуктами. Но боюсь, что самые тяжелые последствия будут не в этом году, а только в следующем.
Milknews: В свете последних событий сложности с внедрением новых этапов маркировки отошли на второй план. Что вы думаете по поводу работы системы?
А. Багреев: Нет смысла говорить, нас все равно не слышат. Проблема остается: совершенно бестолковая программа, которая не дает никакого эффекта, но при этом ежемесячно отвлекает и финансовые и трудовые ресурсы предприятия.
Milknews: Изменился ли спрос на молочную продукцию в вашем регионе?
А. Багреев: Пока без изменений. Но, как я уже говорил, последствия мы увидим ближе к концу года. Кто-то уже сейчас видит падение спроса, поскольку инфляционные ожидания не оправдались. Инфляция по факту оказалась выше прогнозируемых 10%. А индексация зарплат бюджетников по факту гораздо ниже. Это все приведет к отказу людей от определенных продуктов питания, переключению на более дешевые форматы, где-то будет даже сокращение базовых продовольственных товаров. Ведь все происходит постепенно. И вымывание малых домашних хозяйств тоже происходит не сразу. Думаю, что в 1-2 квартале мы это увидим во всей красе.
Milknews: А что сейчас происходит с динамикой цен?
А. Багреев: Молочная отрасль, как и в целом пищевая, находится в состоянии сжатой пружины. Но ее можно сжимать до определенного предела. Понятно, что никто не хочет поднимать цену, потому что это неизбежно приведет к снижению продаж и увеличению накладных расходов на килограмм выпускаемой продукции. Поэтому сдерживание цен происходит за счет переработчиков, производителей продуктов питания. И бесконечно это продолжаться не может. Как только отдельные предприятия будут достигать критической величины накладных расходов, они будут вынуждены повышать цены. Это будет цепная реакция по всей стране. Как только это случится, объем рынка сократится.
Milknews: Ощущаете ли вы поддержку от государства в нынешней ситуации?
А. Багреев: На господдержку в этой ситуации рассчитывать не приходится, потому что уже сейчас многие наши коллеги, и мы в том числе, не торопимся с реализацией инвестпроектов. Развитие, которое было бы возможно при более благоприятных условиях, сейчас остановлено. Потому что рынок непредсказуем и господдержки на развитие отрасли тоже нет. Еще и маркировка высасывает из нас соки.
Milknews: Да, вырисовываются не слишком радостные перспективы. Как вы планируете поддерживать и развивать бизнес в сложившихся условиях?
А. Багреев: Вопрос, конечно, больше риторический. Но в любой, даже самой плохой, ситуации нужно быть просто лучше на общем фоне. Есть люди не перестанут. Рынок может увеличиваться или уменьшаться, насыщаться деньгами или обескровливаться, но задача любого предпринимателя-промышленника держать качество и цены на более выгодном для покупателей уровне, чем у конкурентов. Поэтому сейчас мы работаем над эффективностью.