Александр Калинин: Россияне стали потреблять на 100 кг меньше молочных продуктов


За последние 25 лет в России примерно на треть сократился объем потребления молочной продукции, зато количество наименований таких товаров выросло в десятки раз. При этом качество российской молочной продукции в последнее время постоянно ругают различные официальные и частные структуры.

Генеральный директор Национального фонда защиты потребителей, академик РАЕН Александр Калинин рассказал Milknews о том, как меняется потребление на молочном рынке и что на его взгляд происходит с качеством продукции.

Потребители в РСФСР в 1980-х съедали 320 кг/год на душу населения молочных продуктов в пересчете на молоко. Сейчас в России съедают примерно на сто с лишним кг меньше. То есть падение практически на треть. Хотя и взяться молочной продукции не от куда: сегодня количество КРС находится на уровне послевоенных лет - примерно 1956 года. Отсюда и рост импорта сыров, сливочного масла и даже творога в Россию.

Сырье - это действительно главная проблема. У нас и заболевания маститом, бруцеллезом и многим другим. Без качественного сырого молока о каком качестве продукции может идти речь? Потому что часто на переработку поступает сырье очень низкого качества, осемененное самыми разными бактериями. Его приходится переработывать очень серьезно, убивая в сырье все живое.

С другой стороны, очень большой прогресс в ассортименте. Мы с Всероссийским научно-исследовательским институтом молочной промышленности (ВНИМИ) подсчитали, что в России производится примерно 870 наименований молочной и молокосодержащей продукции. И это не считая сыров и масел! То есть хоть россияне и меньше потребляют, но выбор у них небывалый. Можно сказать, что это уважение рынка и производителей к потребителям.

Но на этикетки с составом это уважение, к сожалению, не всегда распространяется и часто приходится гадать как именно и из чего сделан продукт. Я сам был автором и соавтором 19 стандартов в молочной промышленности, кроме того, Национальный фонд защиты потребителей выступал заказчиком многих стандартов, поэтому об этикетках и составе на них я сужу как специалист и выводы часто неутешительные. 

А вот с качеством все сложнее. Причем я вижу яркие и громкие высказывания и выступления по этому поводу, но складывается ощущение, что конкретных мер для решения проблемы никто не предпринимает и фактически тему заболтали. 

Например, я пригласил в Национальный фонд защиты потребителей производителей молочной продукции, которые занимают 80% рынка, обсудить качество. Мы готовы начать тотальную проверку молочных продуктов в России - как импортных, так и отечественных за свой счет, закупив для начала 50 основных продуктов и проверив для начала на наличие пальмового масла, сверив с этикеткой. По плану рабочая группа в торговых сетях должна была закупить образцы под наблюдением представителей союзов и компаний. Образцы в опечатанных черных пакетах должны были быть отравлены в Эдинбург (в местный центр здорового питания), Прагу (там также есть уважаемый институт питания) и в один из независимых  центров в России, который аккредитован за рубежом как арбитражный. Все поддержали, но на деле пока никто начал действовать и продолжают обсуждать это с нами.

Мне кажется, что тогда либо говорить не надо о качестве, либо провести проверку в уважаемых иностранных институтах, чтобы определить действительно ли качество плохое. Но я точно знаю, что по сырам у нас уже не лучшая продукция в мире, как многие утверждают. На самом деле мы потеряли многие школы сыроварения - они угасли за последнее время. Вместо 60 дней (по сычужно-ферментативной технологии) сыр часто созревает 10-15 дней, то есть с использованием интенсивной технологии, которая стала очень популярной. Это явно не уровень швейцарских сыров. Подобного сыра у нас производится очень мало и чтобы попробовать продукт хорошего уровня действительно надо ехать в Швейцарию.

2293 просмотра
5 сессии
Комментарии
OptiDuo

Web-press
Где маржа
SmartFarm 2018

Подпишитесь на нашу рассылку

Главная 2


Аналитический центр Milknews
Вебинар телята
Молочная Бизнес Академия
Вебинар телята
Молочная Бизнес Академия