Александр Калинин: Россияне стали потреблять на 100 кг меньше молочных продуктов


За последние 25 лет в России примерно на треть сократился объем потребления молочной продукции, зато количество наименований таких товаров выросло в десятки раз. При этом качество российской молочной продукции в последнее время постоянно ругают различные официальные и частные структуры.

Генеральный директор Национального фонда защиты потребителей, академик РАЕН Александр Калинин рассказал Milknews о том, как меняется потребление на молочном рынке и что на его взгляд происходит с качеством продукции.

Потребители в РСФСР в 1980-х съедали 320 кг/год на душу населения молочных продуктов в пересчете на молоко. Сейчас в России съедают примерно на сто с лишним кг меньше. То есть падение практически на треть. Хотя и взяться молочной продукции не от куда: сегодня количество КРС находится на уровне послевоенных лет - примерно 1956 года. Отсюда и рост импорта сыров, сливочного масла и даже творога в Россию.

Сырье - это действительно главная проблема. У нас и заболевания маститом, бруцеллезом и многим другим. Без качественного сырого молока о каком качестве продукции может идти речь? Потому что часто на переработку поступает сырье очень низкого качества, осемененное самыми разными бактериями. Его приходится переработывать очень серьезно, убивая в сырье все живое.

С другой стороны, очень большой прогресс в ассортименте. Мы с Всероссийским научно-исследовательским институтом молочной промышленности (ВНИМИ) подсчитали, что в России производится примерно 870 наименований молочной и молокосодержащей продукции. И это не считая сыров и масел! То есть хоть россияне и меньше потребляют, но выбор у них небывалый. Можно сказать, что это уважение рынка и производителей к потребителям.

Но на этикетки с составом это уважение, к сожалению, не всегда распространяется и часто приходится гадать как именно и из чего сделан продукт. Я сам был автором и соавтором 19 стандартов в молочной промышленности, кроме того, Национальный фонд защиты потребителей выступал заказчиком многих стандартов, поэтому об этикетках и составе на них я сужу как специалист и выводы часто неутешительные. 

А вот с качеством все сложнее. Причем я вижу яркие и громкие высказывания и выступления по этому поводу, но складывается ощущение, что конкретных мер для решения проблемы никто не предпринимает и фактически тему заболтали. 

Например, я пригласил в Национальный фонд защиты потребителей производителей молочной продукции, которые занимают 80% рынка, обсудить качество. Мы готовы начать тотальную проверку молочных продуктов в России - как импортных, так и отечественных за свой счет, закупив для начала 50 основных продуктов и проверив для начала на наличие пальмового масла, сверив с этикеткой. По плану рабочая группа в торговых сетях должна была закупить образцы под наблюдением представителей союзов и компаний. Образцы в опечатанных черных пакетах должны были быть отравлены в Эдинбург (в местный центр здорового питания), Прагу (там также есть уважаемый институт питания) и в один из независимых  центров в России, который аккредитован за рубежом как арбитражный. Все поддержали, но на деле пока никто начал действовать и продолжают обсуждать это с нами.

Мне кажется, что тогда либо говорить не надо о качестве, либо провести проверку в уважаемых иностранных институтах, чтобы определить действительно ли качество плохое. Но я точно знаю, что по сырам у нас уже не лучшая продукция в мире, как многие утверждают. На самом деле мы потеряли многие школы сыроварения - они угасли за последнее время. Вместо 60 дней (по сычужно-ферментативной технологии) сыр часто созревает 10-15 дней, то есть с использованием интенсивной технологии, которая стала очень популярной. Это явно не уровень швейцарских сыров. Подобного сыра у нас производится очень мало и чтобы попробовать продукт хорошего уровня действительно надо ехать в Швейцарию.

2019 просмотров
Меркурий
Комментарии

Информационные технологии
спреды
эвс
растительное молоко

Подпишитесь на еженедельный дайджест

Пальмовое масло

ATL

Аналитический центр Milknews
B2B Communication Forum 2018
Молочная Бизнес Академия
B2B Communication Forum 2018
Молочная Бизнес Академия