Станислав Наумов (X5 Retail Group): 5% вознаграждения не хватит, чтобы вывести товар за предел региона
Новый поправки в закон о торговле вступили в силу в июле 2016 года. Изменения ограничивают размер вознаграждения торговых сетей до 5% от купленного товара (ранее – 10%). В ретро-бонусы были включены рекламные, логистические, маркетинговые и прочие услуги по продвижению товара. Новые контракты между участниками рынка должны заключаться по правилам с 15 июля, ранее подписанные договоры необходимо привести в соответствие с новым законодательством с 1 января 2017 года. Член правления X5 Retail Group Станислав Наумов рассказал о последствиях нового закона «О торговле» в интервью «КоммерстантЪ. Огонек».
Федеральные сети сегодня вывозят через свои распределительные сети больше региональной продукции, чем это могут сделать местные продавцы или власти. Точнее вывозили, потому что принятые поправки в закон "О торговле" серьезно усложнили эту задачу.
Известно: в пятипроцентное ограничение ретробонусов, которые вводят поправки закона "О торговле", включены и логистические услуги. Логистику ошибочно назвали в законе услугой по продвижению товаров, не понимая, что логистика — лишь распределение товара по территориям, и она не является залогом его успешной реализации. Доставить еще не значит продать. Но 5 процентов от стоимости товара, оставленных депутатами торговым сетям, не хватит иногда даже на то, чтобы вывезти его за пределы региона. Что, конечно, негативно скажется на процессе создания единого экономического пространства, вместо которого в скором времени рискуют появиться 85 рынков с пониженной конкуренцией.
Ожидаемое снижение инвестиционных возможностей сетей прогнозируется на уровне 500 млрд рублей. Но главное не в сумме, а тех козырях, которые получили западные компании, рвущиеся на российский рынок. Ведь что бы там ни утверждали политики, Россия — восьмой по величине рынок в мире и на нем хотели бы оказаться многие. Теперь же западные компании смогут требовать от российских торговых сетей более коротких сроков оплаты товара и снижения ретробонусов. А так как речь идет о финансово более сильных структурах, чем, скажем, российские поставщики, то конкурентные преимущества быстро окажутся на стороне импортеров. Вы только представьте: у каждой крупной торговой сети несколько тысяч поставщиков. Но если у нас есть юристы, то у наших поставщиков — не всегда. Да о чем говорить, если многие поставщики еще до сих пор не выполнили такое требование закона, как публикация на сайте условий продажи товаров, ссылаясь на то, что у них нет сайтов! А если сайтов нет, то откуда деньги на юристов?..
Штрафы поставщиков за нарушение поставок являются нормой в бизнесе. Они предусмотрены в договорах не только между сетями и производителями, но и в соглашениях между производителями и их поставщиками и транспортными компаниями, то есть по всей цепочке. Штрафы — это цивилизованный способ добиться дисциплины поставок и исполнения обязательств, не говоря уже о защите от исков третьей стороны. Но самое главное — штраф это лишь компенсация убытков, и по размерам он всегда уступает выручке от реализованных товаров. Торговые сети получают прибыль от объема продаж с квадратного метра площади. И если кто-то товар не поставил, то компенсация за этот убыток в виде штрафа не окупит всех затрат и, что важнее, возможного урона от потери покупателя, который, не сыскав нужного ему продукта, отправится за ним в соседнюю сеть. Потеря лояльных покупателей — один из самых ощутимых убытков для ритейла. И бизнес-логика здесь проста: за счет штрафов прибыли не сделать.
Известно: в пятипроцентное ограничение ретробонусов, которые вводят поправки закона "О торговле", включены и логистические услуги. Логистику ошибочно назвали в законе услугой по продвижению товаров, не понимая, что логистика — лишь распределение товара по территориям, и она не является залогом его успешной реализации. Доставить еще не значит продать. Но 5 процентов от стоимости товара, оставленных депутатами торговым сетям, не хватит иногда даже на то, чтобы вывезти его за пределы региона. Что, конечно, негативно скажется на процессе создания единого экономического пространства, вместо которого в скором времени рискуют появиться 85 рынков с пониженной конкуренцией.
Ожидаемое снижение инвестиционных возможностей сетей прогнозируется на уровне 500 млрд рублей. Но главное не в сумме, а тех козырях, которые получили западные компании, рвущиеся на российский рынок. Ведь что бы там ни утверждали политики, Россия — восьмой по величине рынок в мире и на нем хотели бы оказаться многие. Теперь же западные компании смогут требовать от российских торговых сетей более коротких сроков оплаты товара и снижения ретробонусов. А так как речь идет о финансово более сильных структурах, чем, скажем, российские поставщики, то конкурентные преимущества быстро окажутся на стороне импортеров. Вы только представьте: у каждой крупной торговой сети несколько тысяч поставщиков. Но если у нас есть юристы, то у наших поставщиков — не всегда. Да о чем говорить, если многие поставщики еще до сих пор не выполнили такое требование закона, как публикация на сайте условий продажи товаров, ссылаясь на то, что у них нет сайтов! А если сайтов нет, то откуда деньги на юристов?..
Штрафы поставщиков за нарушение поставок являются нормой в бизнесе. Они предусмотрены в договорах не только между сетями и производителями, но и в соглашениях между производителями и их поставщиками и транспортными компаниями, то есть по всей цепочке. Штрафы — это цивилизованный способ добиться дисциплины поставок и исполнения обязательств, не говоря уже о защите от исков третьей стороны. Но самое главное — штраф это лишь компенсация убытков, и по размерам он всегда уступает выручке от реализованных товаров. Торговые сети получают прибыль от объема продаж с квадратного метра площади. И если кто-то товар не поставил, то компенсация за этот убыток в виде штрафа не окупит всех затрат и, что важнее, возможного урона от потери покупателя, который, не сыскав нужного ему продукта, отправится за ним в соседнюю сеть. Потеря лояльных покупателей — один из самых ощутимых убытков для ритейла. И бизнес-логика здесь проста: за счет штрафов прибыли не сделать.
1474025439
12967 просмотров
Также рекомендуем:
ПОПУЛЯРНОЕ
Лонгриды
Какое оборудование выбрать для новых инвестпроектов в переработке молока?
Лонгриды
Кто и для чего заключает долгосрочные контракты в молочной отрасли
Лонгриды
Какие технологические решения помогут переработчикам молока повысить маржинальность
Новости
Минсельхоз включил молочное скотоводство в число приоритетных направлений льготного кредитования
Новости
Россельхозбанк сообщил о сокращении рынка сделок M&A в АПК в 2024 году на 12%
Молочные продукты
МЭР распределит квоты на ввоз молочной сыворотки и сыра до 20 декабря
Новости
Госдума вывела переработанные навоз и помет из-под действия закона об агрохимикатах
Аналитический центр Milknews