Анатолий Лосев ("Молвест"): основная задача государства - снизить сроки окупаемости молочных проектов
Milknews: Как вы оцениваете ситуацию в молочной отрасли на сегодняшний день? Легче ли стало жить после введения санкций?
Анатолий Лосев: После введения антисанкций первые полтора года жить было легче: открылись новые рынки, соответственно, появились новые возможности для того, чтобы увеличить объем производства. Это касается, прежде всего, сыра и масла. Санкции, введенные США и Евросоюзом против России, негативно повлияли на возможность привлечения кредитных ресурсов. Стоимость кредитов выросла в полтора раза. Сейчас ситуация в этом плане улучшается.
Milknews: Как вы относитесь к тому, что Минсельзох планирует зафиксировать ставку по инвестиционным кредитам на уровне 5% в следующем году?
Анатолий Лосев: Мы считаем, что это хорошая идея, но как она будет реализована – посмотрим. Потому что денег в бюджете на всех не хватит.
Milknews: Как обстоят дела с сырьем в регионе? Вы полностью обеспечиваете себя собственным производством или закупаете у других организаций?
Анатолий Лосев: Для «Молвест» мы закупаем в летний период более 1200 тонн молока в день. Мы берем молоко у лучших предприятий в регионах, где находятся наши заводы. Что касается Воронежской области, то с точки зрения самообеспеченности, регион профицитный. Более трети молока в виде продукции или сырья поставляется в другие регионы страны.
Milknews: Как вы относитесь к заявлению Минсельхоза, что через 5-7 лет будет достигнут уровень самообеспеченности по молоку в РФ?
Анатолий Лосев: Не знаю, какие будут ресурсы для этого использованы. Уровень цен, который сейчас существует на сырье, благоприятный. То есть производство сырья становится более привлекательным. Но есть вопросы, которые необходимо решить министерству и государству в целом. Основной задачей сейчас является снижение сроков окупаемости молочных проектов. Это можно сделать несколькими путями: уменьшением стоимости денег за счет субсидирования или сокращением суммы инвестирования. Это достигается за счет развития собственного племенного стада современных высокопродуктивных коров. Тогда нам не нужно будет ездить за границу и покупать животных за большие деньги. Необходимо развивать этот сектор: выращивать собственных нетелей, налаживать производство элитного семени. Простимулировать этот процесс является задачей Минсельхоза. Мы сами решаем этот вопрос: у нас есть предприятие, которое занимается выращиванием молодняка и осеменением. Мы делаем стадо для себя, сами занимаемся обновлением и расширением.
Сектору необходимы субсидии, которые выдаются на компенсацию самих инвестиций, как это делалось в Евросоюзе на этапе, когда они развивали свое молочное животноводство. Например, если мы стоим ферму, то государство определяет лимит, в пределах которого возвращается сумма, так называемые CapEx. Первые пробные субсидии этого типа уже выданы Минсельхозом. Это направление правильное.
Третья еще нерешенная задача – это нехватка кадров с достаточной квалификацией. Их нет как в управленческом звене, так и на среднем уровне. Уровень, который сейчас дают агроинституты, недостаточный. Нужно делать собственные программы обучения и переподготовки: организовывать школы, курсы по повышению квалификации, как были раньше, на основе больших комплексов и компаний. Роль государства в данном случае – это привлечение фондов и иностранных специалистов для того, чтобы формировать центры знаний. У себя мы уже формируем такие центры, приглашаем иностранцев, они нам помогают как с растениеводством, так и с животноводством. Такие специалисты содействуют нам в организации производства более дешевых и эффективных кормов. Более эффективное растениеводство – это более дешевые корма. Сейчас многие инвесторы готовы идти в бизнес с точки зрения финансов, но не знают, где взять специалистов, коров, как подойти к вопросам сервиса и ветеринарии. Сервисных компаний в стране мало, все это неразвито.
Milknews: Минсельхоз сейчас активно занимается темой развития племенного молочного животноводства. В стремлении нарастить объемы производства молока, что выбирает ваша компания: увеличивать поголовье или продуктивность стада?
Анатолий Лосев: Продуктивность дает эффективность, эффективность – меньшую окупаемость. Соответственно, решая одно, мы решаем все остальное. Если в целом смотреть на страну, та нехватка сырья, которая сейчас закрывается за счет поставок либо готовой продукции, либо ингредиентов из-за границы, составляет 25%. Реальное производство молока в РФ составляет 16 млн тонн, импорт - 6 млн тонн, все остальное – это производство в личных подсобных хозяйствах, сколько там реально производят – мы не знаем. Это все неподтвержденная статистика. Чтобы закрыть потребность в молоке достаточно еще 3-4 млн тонн. Импорт останется в каком-то размере в любом случае, это нормально. Для достижения этого, кроме строительства новых мегаферм, необходимо увеличить продуктивность основных хозяйств на 20-25 %. Для этого нужны специалисты, более продуктивное поголовье и немного инвестиций в уже имеющееся производство.
Milknews: Достаточно ли вас поддерживает государство?
Анатолий Лосев: Для поддержания – достаточно, для того, чтобы строить новые комплексы – недостаточно, потому что срок окупаемости проектов составляет более 10 лет. Для того, чтобы уменьшить срок, нужно снизить сумму инвестиций примерно на треть. Если государство будет компенсировать 30% от изначальной суммы инвестиций в виде CapEx, это поможет инвесторам. Субсидии можно привязать как в целом к сумме инвестиций или к стоимости животных, оборудования и техники, как это делается в Воронежской области. Главное, что эти деньги не должны быть сворованы, они должны четко попасть тому, кому нужно. Чтобы снизить сроки окупаемости, необходимо снизить стоимость денег, уменьшить размер первоначальных инвестиций за счет субсидирования и повысить эффективность стада. Мы не можем строить комплекс за миллиард рублей, а потом поставить туда коров, которые будут давать 4-5 тонн молока в год. Нужна большая производительность коров, хотя бы 8 тонн высокобелкового жирного молока.
Milknews: Есть ли у вас проблемы с задержками по субсидиям?
Анатолий Лосев: Проблемы есть, большая бюрократия. Возможно, без некоторых вещей не обойтись, потому что если мы будем по телефонному звонку раздавать субсидии, то разворуется весь бюджет, его просто не хватит. В нашей области процесс получения господдержки нас устраивает, но задержки, естественно, есть.
Milknews: «Молвест» развивает собственную сеть магазинов. Это связано с тем, что компании сложно зайти на полку торговых сетей?
Анатолий Лосев: Проблема с торговлей есть всегда. Конкуренция высокая, производителей много. Мы знаем, что сети развиваются бурно, они подавляют мелкую розницу, которая существует. Масса мелких торговых предприятий разоряется, когда на территории появляется магазин крупной торговой сети. Нам в этом плане становится хуже, потому что рентабельность при работе с мелкими розничными точками выше, чем с торговыми сетями, причем выше намного. Закон о торговле – дело хорошее, но российский ум пытлив и всегда найдет способ его обойти.
Собственная торговая сеть – это громко сказано. Для того чтобы сеть имела какое-то значение, нужно иметь хотя бы 1000 торговых точек. Мы открыли 40. Для нас это интересно для закрепления своей доли рынка в регионах, где высокая лояльность к нашему бренду. Но в большей степени – это эксперимент для понимания сути розничной торговли и перспектив развития. Мы тестируем различные форматы торговли, чтобы понять финансовую целесообразность, оценить рентабельность разных форматов магазинов. Думаю, что в ближайшие полгода мы определимся и поймем, нужно ли нам это, хватит ли нам ресурсов для развития во всех направлениях.
Milknews: Как вы оцениваете ситуацию с потреблением? Недавно министр сельского хозяйства Александр Ткачев озвучил, что в России появился новый потребительский тренд: покупатели стали намеренно искать на полке товары отечественного производства. Согласны ли вы с этим?
Анатолий Лосев: Потребители разные, некоторые ищут дешевые товары, вне зависимости, кто их произвел. Но в целом реальные доходы уменьшились, люди начинают экономить. Больше 30% людей покупают продукты по акции, это тренд. Для нас он негативный, потому что мы много вложили в собственный бренд, который имеет право быть чуть дороже, чем многие производители, мы сами производим и перерабатываем сырье, не занимаемся замещением каких-либо ингредиентов.
Milknews: А проблема фальсификата давит на производителей молочной продукции?
Анатолий Лосев: Да, всегда давила и сейчас давит еще больше. Спрос сместился в пользу низкой стоимости. Существенно снизить стоимость может только замена ингредиентов. Поэтому в некоторых сегментах процент фальсификата достигает 30-40%. Я имею в виду масло, сыр. Мы не полиция, с этим бороться не можем, мы говорим об этом, но не имеем полномочий закрыть предприятия, которые занимаются фальсификацией. Это функция Россельхознадзора и Роспотребнадзора. К сожалению, этого не происходит, проверки заканчиваются в самом тяжелом случае закрытием предприятия на три дня. Штрафы смешные: 100-200 тыс. рублей, в самых критичных случаях – 500 тыс., но это один или два случая на всю страну. Мы знаем десятки предприятий, которые занимаются фальсификатом. В нормальной стране они бы в лучшем случае отделались закрытием, а в худшем – уже давно бы сидели за мошенничество.
Milknews: Какие инвестиционные планы у вашей компании?
Анатолий Лосев: Еще полгода мы будем в процессе импортозамещения, мы смотрим сегменты рынка, где еще можно поработать, например, по сырам с белой плесенью. Но этот тренд уже заканчивается. Те ниши, которые освободились, уже заняты. Дальнейшие инвестиции с непонятными перспективами по продажам – рискованные. Рано или поздно санкции закончатся, конкуренты будут возвращаться на рынок. С учетом существующей поддержки экспорта в Евросоюзе, в ряде сегментов могут возникнуть проблемы. Это относится, например, к сегменту дорогих сыров, потребители этих продуктов более лояльны к зарубежным брендам. На сегодняшний момент на рынке наблюдается снижение потребительского спроса. Расширять мощности на существующих территориях - бессмысленно, их вполне достаточно, чтобы покрыть возникающие возможности. Возможные инвестиции мы видим в собственной сырьевой базе, туда планируем вложить около 2 млрд, после чего будет небольшая пауза, посмотрим, как ситуация будет развиваться. Кроме того, мы смотрим на территориальное расширение, то есть поглощение других игроков.