Елена Скрынник: реформа КНД должна привести к оптимальному балансу на рынке
Реформа контрольно-надзорной деятельности разрабатывается в Кремле, Белом доме и "Открытом правительстве" уже более двух с половиной лет, в утвержденном виде ее мероприятия в два этапа охватывают период с 2016 по 2024 год.
Первый этап должен завершится уже в 2018 году и предполагает практически всю законопроектную работу и перевод на риск-ориентированные принципы контроля и надзора большей части госструктур, занятых этой деятельностью.
Экс-министр сельского хозяйства, руководитель Международного независимого института аграрной политики Елена Скрынник дала оценку готовящейся реформе контрольно-надзорной деятельности специально для Milknews.
Прозрачность проверок и исчерпывающий перечень их оснований обеспечит более активное привлечение инвестиций в сельское хозяйство, ускорит подготовку и реализацию инвестпроектов за счет уменьшения бумажной волокиты, значительно снизит издержки производителей.
На сегодняшний день из-за отдельных недобросовестных производителей имиджевые и экономические потери могут нести целые подотрасли. Наиболее яркий пример в этом смысле - молочная отрасль. Из-за накопившихся злоупотреблений в использовании растительных жиров, других технологических нарушений, производители молока все чаще становятся объектом критики. В то же время оценка санитарного соответствия молочной продукции порой проводится по показателям, подконтрольным сразу нескольким ведомствам - Минздраву, Роспотребнадзору и Россельхознадзору. Функции госорганов дублируются, что сказывается на эффективности защиты граждан от фальсификата.
Ярко выраженный тренд на систематизацию, и, в конечном счете, сокращение количества обязательных требований со стороны надзорных инстанций, наконец, нашел законодательно закрепленное количественное выражение. В соответствии с утвержденным Правительством РФ паспортом приоритетной программы к 2025 году запланировано 50-процентное снижение административной нагрузки на бизнес при осуществлении государственного контроля.
В целом реформа направлена на создание динамической, высокоадаптивной, технологичной и открытой надзорной системы, в таких значимых для агропродовольственного рынка сферах, как производство продуктов питания и общественное питание. Создаются четкие и простые правила государственного контроля, обоснованность которых будет постоянно тестироваться в режиме обратной связи предпринимательским сообществом.
Большое позитивное значение имеет запланированное внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, вместо устоявшейся системы сплошных проверок. То есть, в таком варианте контроль реализуется адресно, более эффективно. Не менее важен и принцип "1 in 2 out" - принятие новых обязательных для предприятий требований возможно только после отмены двух устаревших. Все это особенно актуально для аграриев и переработчиков сельхозсырья, которые по роду своей деятельности постоянно находятся в фокусе внимания контролирующих инстанций.
Предусмотренная реформой "динамическая модель" управления категориями риска на основе данных статистики, внешних факторов и истории взаимодействия с поднадзорными субъектами позволит более оперативно выявлять по-настоящему проблемные точки и пресекать возникающие нарушения законодательства.
Важно, разработчики реформы предусмотрели дополнительное технологическое основание для более эффективного осуществления контрольно-надзорной деятельности – реализацию проектов по использованию "интернета вещей". На данный момент эта технология, наряду с блокчейн-технологией, становится новым мощным трендом в агропромышленном комплексе. Возможность гармоничного сопряжения этих инструментов в государственном масштабе позволит успешно решать целый ряд важных вопросов, касающихся в том числе упрощения процедуры сертификации сельхозпродукции, приведения в соответствие с мировыми стандартами ветеринарных норм и требований, расширения географии и диверсификации отечественного экспорта.
Еще одним позитивным фактором новой реформы является полноценное кадровое обеспечение и формирование карт коррупционных рисков. Какими бы совершенными ни были правила системы, очень многое зависит от конкретных исполнителей.
В конечном итоге, планомерная реализация новой контрольно-надзорной концепции позволит значительно снизить издержки отечественных сельхозтоваропроизводителей и обеспечить дополнительный прирост темпов производства.