Елена Скрынник: реформа КНД должна привести к оптимальному балансу на рынке


Реформа контрольно-надзорной деятельности разрабатывается в Кремле, Белом доме и "Открытом правительстве" уже более двух с половиной лет, в утвержденном виде ее мероприятия в два этапа охватывают период с 2016 по 2024 год.
 
Первый этап должен завершится уже в 2018 году и предполагает практически всю законопроектную работу и перевод на риск-ориентированные принципы контроля и надзора большей части госструктур, занятых этой деятельностью.
 
Экс-министр сельского хозяйства, руководитель Международного независимого института аграрной политики Елена Скрынник дала оценку готовящейся реформе контрольно-надзорной деятельности специально для Milknews.
 

Реализация приоритетной программы по реформе контрольной и надзорной деятельности позволит повысить уровень конкурентоспособности отрасли, обеспечить оптимальный баланс между интересами аграриев и потребителей. Это вопрос национальной продовольственной безопасности. 
 
Прозрачность проверок и исчерпывающий перечень их оснований обеспечит более активное привлечение инвестиций в сельское хозяйство, ускорит подготовку и реализацию инвестпроектов за счет уменьшения бумажной волокиты, значительно снизит издержки производителей.
 
На сегодняшний день из-за отдельных недобросовестных производителей имиджевые и экономические потери могут нести целые подотрасли. Наиболее яркий пример в этом смысле -  молочная отрасль. Из-за накопившихся злоупотреблений в использовании растительных жиров, других технологических нарушений, производители молока все чаще становятся объектом критики. В то же время оценка санитарного соответствия молочной продукции порой проводится по показателям, подконтрольным сразу нескольким ведомствам - Минздраву, Роспотребнадзору и Россельхознадзору. Функции госорганов дублируются, что сказывается на эффективности защиты граждан от фальсификата.
 
Ярко выраженный тренд на систематизацию, и, в конечном счете, сокращение количества обязательных требований со стороны надзорных инстанций, наконец, нашел законодательно закрепленное количественное выражение. В соответствии с утвержденным Правительством РФ паспортом приоритетной программы к 2025 году запланировано 50-процентное снижение административной нагрузки на бизнес при осуществлении государственного контроля.
 
В целом реформа направлена на создание динамической, высокоадаптивной, технологичной и открытой надзорной системы, в таких значимых для агропродовольственного рынка сферах, как производство продуктов питания и общественное питание. Создаются четкие и простые правила государственного контроля, обоснованность которых будет постоянно тестироваться в режиме обратной связи предпринимательским сообществом.
 
Большое позитивное значение имеет запланированное внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, вместо устоявшейся системы сплошных проверок. То есть, в таком варианте контроль реализуется адресно, более эффективно. Не менее важен и принцип "1 in 2 out" - принятие новых обязательных для предприятий требований возможно только после отмены двух устаревших. Все это особенно актуально для аграриев и переработчиков сельхозсырья, которые по роду своей деятельности постоянно находятся в фокусе внимания контролирующих инстанций.  
 
Предусмотренная реформой "динамическая модель" управления категориями риска на основе данных статистики, внешних факторов и истории взаимодействия с поднадзорными субъектами позволит более оперативно выявлять по-настоящему проблемные точки и пресекать возникающие нарушения законодательства.
 
Важно, разработчики реформы предусмотрели дополнительное технологическое основание для более эффективного осуществления контрольно-надзорной деятельности – реализацию проектов по использованию "интернета вещей". На данный момент эта технология, наряду с блокчейн-технологией, становится новым мощным трендом в агропромышленном комплексе. Возможность гармоничного сопряжения этих инструментов в государственном масштабе позволит успешно решать целый ряд важных вопросов, касающихся в том числе упрощения процедуры сертификации сельхозпродукции, приведения в соответствие с мировыми стандартами ветеринарных норм и требований, расширения географии и диверсификации отечественного экспорта.
 
Еще одним позитивным фактором новой реформы является полноценное кадровое обеспечение и формирование карт коррупционных рисков. Какими бы совершенными ни были правила системы, очень многое зависит от конкретных исполнителей.
 
В конечном итоге, планомерная реализация новой контрольно-надзорной концепции позволит значительно снизить издержки отечественных сельхозтоваропроизводителей и обеспечить дополнительный прирост темпов производства.
 

1621 просмотр
Меркурий
Комментарии

Информационные технологии
спреды
эвс
растительное молоко

Подпишитесь на еженедельный дайджест

ATL

ATL

Аналитический центр Milknews
B2B Communication Forum 2018
Молочная Бизнес Академия
B2B Communication Forum 2018
Молочная Бизнес Академия