Артем Белов: Структура молочного рынка будет неизбежно меняться


Исполнительный директор Союзмолоко Артем Белов выступил на конференции The Gira World Dairy Club 2017, которая прошла в городе Крозе во Франции, где рассказал о состоянии молочного рынка России и перспективах его развития. Глава союза рассказал Milknews о том, какие темы обсуждали эксперты и какие тренды наблюдаются на мировом рынке.
 

Молочный рынок будет расти, и тренд этот будет долгосрочным. Однако эксперты сходятся во мнении, что структура этого рынка и точки его роста будут неизбежно меняться. Например, аналитики высказывали серьезные опасения в связи с сокращением потребления простого питьевого молока. Так, в том числе в Китае - ключевом игроке на рынке - не прогнозируется дальнейшего роста импорта UHT-молока, который показывал фантастические темпы подъема в последние годы.

Интересно, что такой удручающий прогноз касается только ультрапастеризованного молока, а вот ультрапастеризованные сливки будут расти. Драйвером этого процесса будет “питание вне дома”, которое так активно сейчас развивается в Китае. Эта же система будет активно драйвить рынок сыров, прежде всего, биржевых и мягких сыров. Серьезный спрос Китай будет формировать на сыворотку, которая обусловлена развитие двух направлений - использовании сыворотки в качестве корма и использование ее при производстве специализированного, “возрастного питания” - спортивного, детского, для пожилых.

При этом Китай начал массовую скупку активов по всему миру и не для работы на внутренних рынках, а именно для обеспечения поставок в свою страну. Кстати, в последнее время несколько китайских инвесторов интересовались и строительством объектов в России. В этом плане такая стратегия похожа на скупку Китаем объектов в машиностроении, электронике и так далее, когда страна получала технологии для последующей локализации такого производства у себя.
Такая несколько агрессивная политика Китая обусловлена еще и отменой Пекином политики 1+1=1 по ограничению рождаемости.

Весь потенциал этого рынка уже оценил FoodUnion, который стал одним из крупнейших игроков в Китае. Они вошли в собственность нескольких активов там, тот же самый Андрей Бесхмельницкий, создавший когда-то в России “Юнимилк”.

Таким образом можно сказать, что после стагнации и “меламинового скандала” Китай восстановился, рынок будет расти.

В этом плане Россия и закрытие ее рынка уже не является больной темой для крупнейших производителей и экспортеров: если рынок откроется, будет хорошо, нет - так нет.

Но важно отметить, что закрытие российского рынка наряду с другими факторами повлияло на падение цен на европейском рынке. Это событие наряду с “меламиновым скандалом” в Китае привело к обрушению спроса на рынке в целом. Сейчас ситуация стабилизировалась, и есть последствия: интервенционные запасы в ЕС сегодня стабильны - 300-350 тыс.т., которые нужно будет в какой-то момент распродать. Но это единственное, что по сути связывает ЕС и Россию в настоящий момент. Остальные вопросы для европейских производителей уже решены.

Здесь интересно отметить, что серьезным и перспективным игроком многие аналитики считают Беларусь: они активны, они хотят развиваться, они открывают свои предприятия для поставок в Китай, хотя объемы экспорта пока оценивается только в 2-3 млн дол за весь прошлый год. Но на рынке страну воспринимают всерьез.

Естественно, что цены на масло стали важной и острой темой для обсуждения мировыми экспертами. Аналитики отмечают, что репутация масла как продукта восстанавливается, “обеляется” этот товар, и этот повышенный спрос и привел к скачку цен. Хотя в региональном разрезе она сильно отличается: в ЕС высокая, в Новой Зеландии - ниже, а в Украине - совсем низкая. Думаю, что фундаментальных предпосылок для роста цены не было, поэтому в следующем году она будет сокращаться, хотя она не вернется до уровня, который был до подорожания.

Коротко отмечу еще две тенденции: эксперты убеждены, что в ближайшие 10 лет рынок и модель совершения покупок продовольственных товаров изменит e-commerce. В Китае это уже сейчас 10%. По прогнозам Alibaba в 2026 году будет 26%. В случае таких прогнозов я всегда вспоминаю Nokia, которая 10 лет назад была номер 1 в мире, а сейчас мир кардинально иной. Второе ёмкое замечание в том, что Green Label, эко-продукт, органик - всё это драйвится не столько потребителем, сколько сетями и производителями. Очень неожиданная, но правильная мысль.
 

1239 просмотров
Меркурий
Комментарии

Информационные технологии
спреды
эвс
растительное молоко

Подпишитесь на еженедельный дайджест

ATL

ATL

Аналитический центр Milknews
B2B Communication Forum 2018
Молочная Бизнес Академия
B2B Communication Forum 2018
Молочная Бизнес Академия