Елена Скрынник: Как минимизировать риски для АПК в случае отмены контрсанкций
Представители западных стран периодически озвучивают предложения смягчить санкционную политику в отношении России. С российской стороны также просматривается движение навстречу. Впервые за четыре года на самом высоком уровне возобновился диалог в аграрной сфере с Германией, с Чехией заключен контракт на поставку в Россию 6 тысяч чешских тракторов. Готово ли наше сельское хозяйство вернуться в режим масштабной конкуренции с иностранными агропроизводителями – об этом Milknews узнал у постоянного эксперта, главы Института аграрной политики, экс-министра сельского хозяйства Елены Скрынник.
Milknews: Елена Борисовна, и все-таки – контрсанкции стали благом для отечественного сельского хозяйства или, наоборот, замедлили его развитие?
Елена Скрынник: Могу сказать так: санкционный режим стал хорошим стресс-тестом для сельского хозяйства России, но не масштабным стратегическим преимуществом. Мы показали устойчивость к неблагоприятным внешним факторам, смогли сохранить стабильность внутреннего агропродовольственного рынка, не допустить резких ценовых колебаний. Реализуемый на протяжении последних лет аграрный курс в целом оправдал себя: объем агроимпорта снизился почти в два раза, экспорт по многим позициям - зерновым, сахару, растительному маслу - достиг рекордных значений.
Если рассматривать отдельные подотрасли, то наибольшую выгоду от продэмбарго получили производители овощей, сыров и сливочного масла, где прирост производства составил от 10 до 30% и выше.
Справедливости ради стоит отметить, что и до введения контрасанкций практически все базовые направления отечественного сельского хозяйства демонстрировали устойчивый рост. Мы полностью закрывали свои потребности в мясе птицы и свинине, зерновых, картофеле, растительных маслах, стабилизировали молочную отрасль. Продэмбарго послужило дополнительным катализатором развития аграрного сектора, но никак не основным его драйвером.
На сегодняшний день позитивный эффект от контрсанкций практически исчерпан. Почему? По одной простой причине - емкость внутреннего рынка ограничена, нам необходима активная продовольственная экспансия, для этого нужна конкурентоспособная отечественная сельхозпродукция.
До введения продэмбарго, несмотря на определенные издержки присутствия импортной продукции на нашем рынке, мы вынуждены были отвечать на этот вызов, формируя адекватное по цене и качеству предложение. Теперь же этот баланс оказался сдвинутым, что не идет на пользу ни самим производителям, ни рядовым потребителям.
Особенно показателен пример с отечественными сырами. На сегодняшний день в данном сегменте идет активное импортозамещение, но, зачастую, обеспечивается оно за счет использования сырья невысокого качества, а порой и прямых злоупотреблений со стороны производителей, в частности, использования пальмового масла. Как известно, покупатель голосует рублем, и ему необходимо предоставить такую возможность в полной мере. А пока уровень потребления молочных продуктов снижается, и далеко не всегда это связано с сокращением реальных доходов населения, люди просто не хотят приобретать, пусть и дешевый, но невкусный и неполезный продукт.
Еще один важный аспект – основными выгодополучателями от высвободившегося от импортной продукции внутреннего рынка стали крупные агрохолдинги, в то же время фермеры не смогли получить значимых преимуществ. Объективно, им гораздо сложнее это сделать в силу ограниченности финансовых, производственных и организационных ресурсов.
Не говоря уже об издержках серых схем ввоза санкционной продукции в нашу страну, в обход не только пограничных кордонов, но и здравого смысла.
Milknews: Предположим, что рано или поздно санкции будут сняты и продэмбарго закончится. Как это перенесет российский рынок, насколько он готов к такому?
Елена Скрынник: Конечно, для некоторых сельхозпредприятий это принесет определенные сложности, но по большому счету, бояться нам нечего. Государство должно быть готово эффективно амортизировать данный процесс, обеспечить сохранность многомиллиардных инвестиций в действующие и перспективные агропроекты.
Как вы знаете, с учетом мнений и предложений экспертного сообщества мы разработали Стратегию развития сельского хозяйства до 2035 года. В ее рамках подготовлен пакет мер по устойчивому развитию агропромышленного комплекса в условиях отмены продэмбарго, резервный сценарий.
Основная идея - использовать возможную отмену санкций за счет развития здоровой конкуренции, открытия новых рынков и ниш, сбалансированности внутренних производственных и природно-климатических резервов, большей вовлеченности в глобальный агропродовольственный процесс.
Ставку на наращивание валовых объемов производства должна сменить более эффективная парадигма, включающая работу с отстающими сегментами. Прежде всего, речь о развитии перерабатывающей промышленности. Это наша возможность значительно увеличить маржинальность отрасли, выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью – муки, крахмала, молочной кислоты, мясопродуктов и т.д., уровень конкурентоспособности на мировом рынке.
Наряду с этим мы предлагаем гораздо более эффективно использовать систему регионализации исходя из внутренних потребностей и основных экспортных потоков, а также внедрение новых научно-производственных форматов в АПК (биокластеры), агроинноваций (аэропонирование) и технологий (интернет вещей, блокчейн и др.).
Определенный вклад в обеспечение устойчивости внутреннего рынка в условиях снятия продэмбарго могут внести непроизводственные формы занятости на селе, в том числе агротуризм. В странах ЕС на его долю приходится более половины фермерских доходов.
Milknews: Как скоро могут отменить контрсанкции, по вашему мнению?
Елена Скрынник: С самого начала введения продэмбарго президент Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что Россия, несмотря на активную санкционную риторику Запада, не собирается закрываться и готова к конструктивному диалогу.
Со своей стороны я бы хотела отметить экономическую составляющую. Эксперты Института аграрной политики констатируют рост интереса многочисленных инвесторов из Европы (Германии, Италии и др) к крупным долгосрочным аграрным проектам в российских регионах. Европейский, да и мировой бизнес в целом несет существенные потери от антироссийских санкций. Мы постоянно получаем прямые и косвенные экономические сигналы о намерении возобновить полноценные партнерские отношения с Россией. Главная задача – обеспечение надежной защиты внутренних интересов наших аграриев и потребителей. И она не имеет временных ограничений.