Дмитрий Касаткин, Kasatkin Consulting В 2023 году АПК нужно повышать эффективность процессов, связанных с использованием топлива
Геополитическая напряженность, рост волатильности на рынке энергоресурсов, закрывшиеся рынки, проблемы в нефтепереработке и множество косвенных факторов будут способствовать росту цен на ГСМ в 2023 году, прогнозируют эксперты. О том, каким образом это скажется на промышленных потребителях, в частности на предприятиях АПК, Milknews рассказал партнер консалтинговой компании Kasatkin Consulting Дмитрий Касаткин.
Рост цен на ГСМ в 2022-2023 г/г значительно превысит 2021/2022 г/г, в пользу этого говорят следующие факторы: динамика цены на нефть, рост себестоимости в переработке и рост налоговой нагрузки. К сожалению, крепкий рубль, невостребованные (из-за санкций) объемы топлива и баланс спроса и предложения не повлияют на цены. Эффект крепкого рубля нивелируется высокой ценой нефти, к тому же правительство активно ищет способы девальвировать рубль, невостребованные объемы нефти будут накоплены и затем перенаправлены с дисконтом на другие рынки, а недостаток спроса из-за замедления потребительской активности будет компенсирован потребностями в топливе армией и предприятиями ОПК.
Если говорить о ценовой динамике нефти, то я ожидаю сохранения цен на текущем уровне с возможными колебаниями вверх, такие ожидания обусловлены эмбарго в отношении нефти из РФ и снятием с рынка около 1 млн баррелей в сутки, отсутствием динамики по снятию санкций с Ирана и Венесуэлы, консервативной стратегией ОПЕК, проблемами с логистикой и добычными мощностями в США и странах ОПЕК.
Рост затрат нефтепереработки будет связан с тем, что в основном санкции, коснувшиеся ТЭК в 2022 году, легли как раз на НПЗ. Из-за них будут сложности и в операционной деятельности, и в реализации инвестиционных планов. Операционная деятельность будет усложнена проблемами с обслуживанием и ремонтом оборудования и объектов производства, закупкой импортных расходников, обслуживанием ПО и прочими трудностями. Как следствие выход и качество продукта вероятно снизятся.
Потенциал роста налоговой нагрузки достаточно серьезный: на 2023 правительство уже анонсировало рост притока в бюджет за счет нагрузки на добывающие компании. По оценкам наших аналитиков эмбарго на нефть, установление предела цены и другие санкционные меры лишат бюджет в 2023 от 0,5 до 1 трлн руб. доходов. Это выльется в рост НДПИ и пошлин, но также возможны изменения в демпферном правиле. Сейчас расчет учитывает дисконт к реальной цене российской нефти и будет действовать до 1 января 2023, дальше все будет зависеть от рыночной ситуации, но, скорее всего, новое правило приведет к повышению нагрузки на переработчика из-за общего сокращения бюджетных поступлений.
В итоге основная нагрузка, как это обычно и бывает, ляжет на плечи промышленных потребителей: если инфляция прогнозируется на уровне 5,5%, то нужно добавить к этому еще 3-4%. В итоге реальный рост цен может достичь 10% и более.
В таких обстоятельствах компаниям АПК (прежде всего сегментов растениеводства и животноводства, где доля затрат на ГСМ в себестоимости от 5 до 15%) необходимо принимать меры для повышения операционной эффективности, в процессах, связанных с использованием топлива. В качестве примеров таких мер можно привести: внедрение программ повышения энергоэффективности, обучение персонала, установку мониторинговых систем на подвижную технику (такие системы представляют собой набор датчиков GPS, топлива и других), переход на более экономичные ДВС, крупные производители могут хеджировать риски с помощью оговорок и долгосрочности договоров на поставку топлива. Конечно, необходимо индивидуально анализировать каждую ситуацию, но у каждой компании есть задел для повышения внутренней эффективности.