Данила Козлов, «Никитино» Планируем строить новую ферму на 36 роботов и увеличивать производство молока
Одно из наиболее технологичных предприятий молочной отрасли Нижегородской области – роботизированная ферма «Никитино», планирует запустить ещё один животноводческий комплекс на 36 роботов и увеличить объемы производства молока. Об этом в интервью Milknews рассказал операционный директор ООО «Никитино» Данила Козлов. Собеседник также поделился итогами работы в первом квартале и рассказал об уровне поддержки молочной отрасли в регионе.
Milknews: Как сложился первый квартал 2025 года для вашей компании?
Д. Козлов: «Никитино» — это молодая животноводческая компания, мы сейчас занимаемся тем, что строим современные роботизированные фермы на базе старых советских колхозов и практически заброшенных земель на севере Нижегородской области (примерно 200 км от Нижнего Новгорода и 300 км от Кирова). Первый квартал 2025 года для нас вообще знаменательный, потому что мы впервые вышли на плановую мощность нашей роботизированной фермы: у нас сейчас 14 роботов в доении, достигли производства в 33 литра молока в сутки и идем еще выше.
Таких результатов мы добиваемся за счет того, что продуктивность коров растет, производственные показатели с точки зрения сохранности здоровья животных и прочего вселяют нам оптимизм, что и это не предел. Сейчас мы уже производим около 36 литров молока в сутки, планируем выйти на 40 литров за достаточно короткий период времени. В том числе из-за этого готовимся активно к посевной кампании, потому что она должна дать нам огромный рывок в плане качества основных кормов.
Вообще для нас 2025 год, несмотря на все сложности по инвестициям в новое, это год расширения. Мы планируем увеличивать объемы производства молока и строить новую ферму еще на 36 роботов. После чего предприятие «Никитино» будет включать уже 50 роботов, а мощность его производства составит порядка 100 тонн молока в сутки.
Milknews: Какова численность поголовья сейчас на вашем предприятии и планируете ли его увеличивать?
Д. Козлов: Поскольку наш проект строится на базе предприятий, коровников, которые когда-то здесь существовали, то мы стараемся максимально эффективно использовать эти ресурсы в основном для содержания молодняка или небольшого количества дойного стада. Это маленькие площадки, у нас их несколько. И ещё мы имеем новый комплекс — это отдельная площадка.
Мы растем по количеству дойных животных: на сегодняшний день у нас 2219 голов КРС, из которых 1087 – это фуражные коровы и 928 – дойные коровы. Считаем, что оптимальное количество животных, которое мы можем доить с помощью роботов, несколько выше - стремимся к цифре примерно в 1010 средне-дойных коров в сутки. Поэтому рассчитываем на то, что объемы молока еще подрастут и за счет продуктивности, и за счет нагрузки на оборудование.
Milknews: Роботизацию ферм вы проводите на собственные средства или заемные? И как обстоит дело с привлечением кредитов и господдержкой у вас в регионе?
Д. Козлов: Дело в том, что проект, который мы запустили, стартовал ещё до того, как ситуация с выделением средств стала напряженной. Однако надо честно сказать, что нам повезло в этом плане с администрацией региона, профильным министерством: Нижегородская область ставит молочное животноводство и новые технологии в больший приоритет, чем, возможно, некоторые другие регионы РФ, которые государственные деньги сейчас перенаправляют на другие, более важные стратегические нужды.
А у нас в области поддержка сельского хозяйства остается приоритетной, бюджеты не урезаются и остаются высокими. Кроме того, например, для нас крайне важно, что регион поддерживает не только развитие молочного, но и мясного животноводства, потому что мы на это тоже делаем большую ставку. В этой части региональный Минсельхоз разрабатывает дополнительные программы и проекты, чтобы сделать мясное животноводство более привлекательным для инвесторов и за счет этого ускорить развитие северных районов Нижегородской области, которые являются сложными с точки зрения плодородия почв.
То есть земли здесь много, потенциал высокий, но нам необходимо придумать, как его эффективно использовать, и государство здесь идет нам навстречу. В частности в этом году мы впервые планируем войти в программу по известкованию кислых почв - для нас это тоже очень важно, потому что, как я уже сказал, на наших территориях почвы, к сожалению, оставляют желать лучшего. Есть также интересная программа по субсидированию покупки техники при возделывании залежных земель. Тоже для нас это суперактуально, потому что земли здесь с достатком, но некоторые поля не возделывались более 20 лет и даже поросли лесом.
Поэтому у нас в регионе развитие сельского хозяйства идет быстро. И на данный момент, несмотря на то, что в среднем в России ситуация складывается не очень позитивно, мы пока не видим причин закрывать проект или приостанавливать его развитие, прежде всего, я имею в виду запуск следующей более крупной очереди фермы. Хотя мы понимаем, что такие риски всё равно существуют.
Я не могу сказать, что все идет идеально – это совершенно не так. Но я говорю о том, что есть определенное общение с администрацией региона, поддержка, и мы видим, что этот диалог развивается. Потому что мы хотим быть не просто производителями, а лидерами, которые работают с самыми современными технологиями. Поэтому для нас важно, что от нас не отворачиваются и стараются максимально услышать в той мере, в которой это вообще возможно в нынешних российских реалиях.
Milknews: Как сейчас оцените ситуацию на молочном рынке, какие ожидания по цене на молоко у вас в ближайшие месяцы?
Д. Козлов: В этой связи хотелось бы вспомнить тезисы съезда «Союзмолоко» по итогам 2024 года, на котором отмечалось, что основную выгоду соберут те, кто сейчас смогут быстро перестроиться, увеличить эффективность производства молока или нарастить производственные мощности за счет увеличения поголовья в имеющихся комплексах. И мне кажется, это абсолютно правда. То, что мы видели в конце осени и зимой с ценой, это лишний раз подтверждает.
Мы относимся к производителям, которые имеют достаточно высокую жирность молока, несмотря на высокую продуктивность: зимой мы имели около 4,3% жира в молоке при продуктивности около 35 литров. Поэтому, конечно, нам все нравилось, поскольку цена на сырое молоко была привлекательной. Сейчас ситуация изменилась - цена на молоко начала падать. Пока надеемся, что наш молочный завод дает этот демпинг временно, ожидаем, что цена на молоко должна временно качнуться вниз, но дальше снова вернуться к тому, что было.
Потому что все мы понимаем, что себестоимость, к сожалению, растет крайне быстро. И в том числе неудача с погодой в большинстве российских регионов в 2024 году сейчас приводит к тому, что мы кормим животных кормами с более высокой себестоимостью. А это сказывается на стоимости производства молока, потому что около половины его цены это корма.
Опять же подмечу, на «Молочных сессиях» в апреле активно обсуждалось, что сегодня можно говорить про себестоимость молока в районе 35 рублей и справедливой продажной цене около 42 рублей за высший сорт без НДС с жирностью 3,7%, белком 3,2%. И тут коллеги правильно сказали, что при этом инвесторы видят, что доходность должна быть хотя бы около 25% годовых. Доходности около 20%, на что сейчас многие молочные заводы давят, в нынешних реалиях маловато.
Milknews: С чем связываете риски по реализации инвестпроектов, и какие проблемные точки в развитии молочного животноводства можете выделить?
Д. Козлов: Я снова буду оперировать интересными выводами «Молочных сессий», и первое, что я хочу отметить, это высокие риски по обеспеченности кадрами. Необходимо как улучшать качество уже имеющихся кадров через дополнительные профессиональные курсы, стажировки, так и наращивать их количество.
Второй момент, это возможный рост фальсификации. Как отметили коллеги в ходе «Молочных сессий», уже сейчас порядка 27% сливочного масла на полке является подделкой. Это опять же связано с тем, что цена на молоко поднялась.
Ещё один фактор заключается в том, что на данный момент экспорт молока и молочной продукции из РФ не актуален, потому что наше молоко сейчас слишком дорогое. И чтобы мы были конкурентоспособны на международном рынке, молоко должно быть дешевле 39 рублей при текущем курсе.
Также коллеги отмечали, что даже снижение цены в торговых сетях на масло в настоящее время не дает увеличения продаж. Это еще одна иллюстрация того, что бесконечно поднимать цену нельзя. И если производители и переработчики будут разгонять и дальше себестоимость молока, а за ней продажную цену, вероятно, мы в какой-то момент упремся и будем вынуждены скидывать цену просто из-за сильного сокращения спроса.
