Алексей Лысяков, «Инфаприм» Глобальные трудности связаны с отказом в кредитовании многих инвестпроектов
Проект модернизации производства сухих молочных смесей на подмосковном заводе обошелся компании «Инфаприм» примерно в 5 млрд рублей и предполагает увеличение мощностей сразу в три раза. Подробнее о том, как идет реализация проекта и с чем сейчас связаны основные трудности, Milknews рассказал председатель совета директоров АО «Инфаприм» Алексей Лысяков.
Проект идет полным ходом. В декабре мы его уже должны закончить. Всё оборудование удалось каким-то чудом завезти, так что с этим проблем нет. После того, как мы запустим новое производство, мы сможем выпускать до 16 тысяч тонн продукции. Что вместе с существующими производителями позволит закрыть практически 100% рынка по молочным смесям.
Есть небольшие проблемы с импортом сырья. Но поскольку мы работаем в основном с отечественным сырьем и дружественными странами, то это не критично. Активно взаимодействуем с Минпромом и Минсельхозом, чтобы производство ингредиентов в России увеличивалось. Уже даже есть подвижки.
Если говорить про глобальные трудности, с которыми мы столкнулись и не понимаем пока, как их решать, - это проблемы с банками в широком смысле. Банки стали смотреть на любой проект как на рискованный из-за присутствия в нем части импортного сырья или оборудования.
У меня в связи с этим возникает вопрос: а какой проект в России сейчас не рискованный? Мы живем в условиях специальной военной операции, санкций, более того, сами банки находятся под санкциями.
И если они в целом собираются оценивать инвестиционные проекты с точки зрения подобного рода рисков, я их называю страновые риски, то есть это когда наши же российские банки оценивают проекты как будто они находятся в Монако и думают инвестировать в Россию. Но банк сам в России! И у нас все риски страновые. И в итоге никто ничего не финансирует.
Но если мы и дальше не собираемся ничего финансировать, то у нас и не будет ничего. Нужно срочно внести изменения в законы, оживлять систему кредитования, чтобы банки смотрели адекватнее на сложившуюся ситуацию. К тому же есть некоторые инвестпроекты, которые критически важны для нашей страны.
Поэтому нам нужно изменить отношение банков к рискам. Это должен делать ЦБ. А ЦБ этим не занимается. Поэтому, по моему представлению, скоро в банковском кредитовании наступит просто тотальный коллапс. И банки перестанут вообще что-либо финансировать. Простите, если вы не финансируете заменители женского молока, то вы вообще тогда никуда не финансируйте! Это самая защищенная отрасль, которую можно представить.
Решили, что будем выходить на правительство, спрашивать, что делать в такой ситуации. Хотя наш нынешний проект ценой неимоверных усилий продолжаем. И его мы, конечно, закончим. Но будущее других проектов под большим вопросом, например, это касается зондового питания. Парадокс в том, что так происходит не из-за санкций, не из-за разрыва логистических цепочек или чего-то подобного, а из-за проблем внутри страны, из-за наших российских банков.