Елена Маркина, Гормолзавод «Магаданский» Мы испытываем кадровый голод, найти специалистов в регионе очень сложно
В интервью «Вечернему Магадану» генеральный директор АО Городской молочный завод «Магаданский» Елена Маркина рассказала о том, какие категории продукции выпускает завод, с какими проблемами сталкивается в непростых экономических условиях, а также какие новинки планирует выпустить уже в этом году.
– Расскажите подробнее о том, какие категории продукции вы производите.
– Мы вырабатываем традиционные кисломолочные продукты под брендом «Добрая традиция», куда входят пастеризованное молоко, сметана, кефир, ряженка, варенец. В линию Котик «Лучик» входят: глазированные сырки, витаминизированные йогурты и биойогурты с пробиотиками и различными наполнителями, а также творожные изделия для детского питания. Помимо этого у нас обширная творожная группа – творог классический, творожные десерты... Кроме того, мы выпускаем мягкие сыры и мороженое.
Отдельно хотелось бы выделить еще одну группу товаров – лечебно-профилактические продукты. Это кисломолочный продукт «Тонус», обогащенный бифидобактериями кефир «Бифидок», кисломолочный напиток «Бифацил». К сожалению, они почему-то обделены вниманием покупателей. Никак не можем донести до жителей нашего города, насколько это полезно для желудочно-кишечного тракта. В частности, для профилактики различных заболеваний, для пациентов после операции.
Сладкое у нас любят, творожные изделия тоже, а полезные кисломолочные продукты почему-то покупают гораздо хуже. Мы даже делали рекламные листовки и разносили их по лечебным учреждениям – не идет дело. Жалко, если пропадет это направление просто из-за того, что низкий спрос.
– У вас множество видов продукции, а что вы считаете главным своим продуктом? Есть ли такой?
– Нет, они все для нас главные. На мой вкус, вся наша продукция достойная и выделить что-то в любимчики я не могу.
– Что касается сыров. Почему вы решили производить данную продукцию?
– В настоящее время мы выпускаем мягкие сыры – Адыгейский и Брынза. На этот вид продукции есть свой покупатель, свои ценители. А производство сыра все-таки у нас в регионе не очень хорошо развито, поэтому мы решили порадовать своих покупателей.
– Расскажите о сырьевой базе. Как вы подбираете поставщиков сырья?
– Основной объем продукции мы вырабатываем на сухом цельном молоке, которое привозим из центральных районов страны. Натуральное молоко мы покупаем у поставщика – КФХ Исмаилов Исмаил, с ним мы работаем уже длительное время. К сожалению, он у нас один и тех объемов натурального молока, которые мы закупаем, не хватает, чтобы полностью производить из него всю ассортиментную
линейку.
– А растительные жиры в производстве молочной продукции вы используете?
– Нет, не используем. У нас никогда не стоял такой вопрос. Для чего нужны растительные жиры? Скорее всего, для удешевления стоимости производимой продукции. Но это негативно влияет и на спрос, и на репутацию предприятия.
У некоторых людей и так есть предубеждение, что сухое цельное молоко – это плохо. Не знаю, с чем связана подобная негативная реакция. Какие только домыслы не существуют в отношении нашего предприятия. И что сырье мы везем из Китая, и что это стиральный порошок… Доходит даже до таких глупостей. Читаешь в местных пабликах в социальных сетях подобные предположения и только удивляешься.
Ведь что такое сухое цельное молоко? Это то же самое молоко, из которого просто убрали влагу. Также сохранены все полезные микроэлементы, витамины, все в полном составе. В районы Крайнего Севера продукцию всегда привозили именно в сухом виде. Поэтому ничего страшного в этом нет. Возьмем даже детское питание. Разве мы кормим детей свежим молоком из-под коровы? Все используют именно сухие смеси, никого это не смущает.
Мы не скрываем, что используем в своей деятельности сухое цельное молоко. У нас есть две этикетки: молоко питьевое по ТУ с использованием сухого молока, мы его вырабатываем, когда у нас дефицит коровьего молока, и молоко коровье по ГОСТу. Выносим всю информацию на этикетку, чтобы люди знали, какую продукцию они приобретают. Еще раз повторюсь, потребителям бояться здесь нечего. Самое безопасное сырье – это сухое молоко.
– Есть новинки, которые были представлены потребителям в этом году?
– Наша новинка – ультрапастеризованное молоко. Мы начали его производить, так как есть потребность в молоке длительного хранения. Но поскольку местные объемы молока не позволяют вырабатывать данную продукцию здесь, мы разместили заказ на изготовление на Чебоксарском молочном заводе и под своей торговой маркой изготовили и привезли 20 тонн ультрапастеризованного молока «Добрая традиция» со сроком годности – 270 суток.
– Какие новинки вы планируете представить потребителю уже в этом году?
– Изучая покупательский спрос, мы обратили внимание, что покупатели все чаще интересуются, будет ли у нас безлактозная продукция. Ведь это раньше считалось, что, если человеку плохо от молочной продукции, значит продукция плохая. А оказалось, что не каждый организм приспособлен для потребления такой продукции и у кого-то просто непереносимость лактозы. Поэтому, отвечая на запрос покупателей, мы приняли решение, что будем работать по безлактозному ультрапастеризованному молоку. Это у нас в планах на 2022 год. Как раз сейчас мы работаем над дизайном упаковки, а в дальнейшем будем также размещать заказ на Чебоксарском заводе. Мы уже провели с ними переговоры и передали им технологию.
Кроме того, у нас в планах увеличение сроков хранения продукции и выход за пределы Магаданской области и даже России. Мы уже работаем с Чукоткой, работали с Владивостоком и будем продолжать это делать. А также планируем выходить на рынок Китая. Будем поставлять туда безлактозное молоко и мороженое.
– Что касается Китая, когда планируете начать поставки?
– Сначала необходимо пройти аттестацию предприятия российскими органами контроля, в случае вынесения положительного решения, приезжает комиссия из Китая и проверяет соответствие российского предприятия их законодательной базе. Если все в порядке, дальше идет работа по декларированию и оформлению упаковки, соответственно она должна быть на китайском языке. Это важный этап, потому что если что-то написать неправильно, то можно вызвать у покупателей отторжение к своей продукции.
В целом это очень длительная и серьезная работа. Мы планируем провести ее во втором полугодии этого года. Времени, чтобы долго собираться, у нас нет. Необходимо постоянно двигаться вперед или тебя забудут.
– Сколько молока вы перерабатываете в сутки?
– Наша проектная мощность – 100 тонн в сутки. В настоящее время мы перерабатываем 10 тонн молока. Это связано с покупательской способностью жителей Магаданской области. Все-таки большой отток населения произошел в последние десятилетия, поэтому и спрос уменьшился.
– Расскажите о цикле производства продукции. Какие этапы должны пройти, чтобы человек пришел в магазин и купил, например, бутылку молока?
– У каждого продукта свой технологический цикл. Сметана и кефир – продукты, у которых есть время для созревания, поэтому их цикл более длительный.
Самый короткий цикл у пастеризованного молока. Если увидите в городе блестящий автомобиль с бочкой, скорее всего, он едет к нам на молочный завод. Обычно он приезжает в обед, потому что пока пройдет утренняя дойка, пока сырье охладится в крестьянско-фермерском хозяйстве… И только потом его привозят к нам. Сначала идет приемка молока, потом его пастеризация, распределение на какие виды продуктов пойдет это сырье, потом молоко вырабатывается и на следующий день можно увидеть эту продукцию на полках магазинов.
– Есть ли какие-то приоритетные направления при производстве продукции?
– Все зависит от предпочтений покупателей. Длительное время мы называли себя – кефирный завод, потому что потребление кефира было очень высоким. Молоко при этом покупали мало. Где-то с 2015 года перекос пошел в сторону молока, и мы снова стали называть себя молочным заводом, при этом снизилось потребление кефира.
Бывают периоды, когда покупатели чаще выбирают обезжиренные продукты, а потом начинается бум на продукцию с массовой долей жира 3,2–3,5. Так что постоянно приходится подстраиваться.
– Расскажите о важных проектах, которые были реализованы на вашем предприятии в последнее время.
– Мы разработали Программу стратегического развития предприятия на 2022–2025 годы. Выделив в ней три блока, которые являются самыми важными – это торговля, производство и кадры.
Что касается торговли – мы наметили ряд мероприятий, которые позволят нам увеличить объемы продаж, взаимодействие с покупателями и торговыми точками. По производству тоже были внесены в программу развития пункты по строгому нормированию затрат, работе с заказами и работе с ассортиментным перечнем.
И самый главный пункт – это кадры. К сожалению, мы испытываем кадровый голод. Очень сложно найти специалистов на территории Магаданской области, потому что здесь их никто не готовит, а привезти сюда пока не получается. Находишь специалиста в другом городе, начинаешь переговоры, но как только он посмотрит на карте, как далеко это находится, отказывается. Так что у нас по штатному расписанию 115 человек, а занято, к сожалению, всего лишь 76 рабочих мест.
– Чем вы стараетесь привлечь сотрудников?
– У нас белая заработная плата, нет никаких схем увода от налогообложения, мы оплачиваем отпускные, у нас сохранены все социальные льготы. Мы такое – маленькое советское предприятие.
Оплата дороги у нас ежегодно. Хотя по закону положено раз в два года. Каждому сотруднику ежемесячно идет начисление в размере 2 500 рублей, и к моменту выхода человека в отпуск у него накапливается порядка 30 тысяч рублей. Этого вполне хватает на билеты до Москвы. А сейчас при новой ценовой политике хватит чтобы свозить еще и члена семьи.
Если человек никуда не летит, мы просто удерживаем подоходный налог и отдаем ему эти деньги, а он уже использует их по своему усмотрению. То есть плюс 30 000 рублей каждый год идет к отпускным.
Есть у нас бонус – лечение, установленный для каждой категории специалистов. Сумма от 600 рублей до 1 000 рублей в месяц, в зависимости от занимаемой должности. Это стимулирует сотрудников заниматься своим здоровьем, чтобы меньше ходить на больничный. То есть еще порядка 7 000 рублей идет к отпускным.
– А какие специалисты вам нужны?
– Нам нужны технологи, инженеры, наладчики… Даже уборщицы нужны – не можем найти. У нас есть при заводе магазин – шикарное здание, которое мы отремонтировали в 2018 году, заменили там все оборудование, но он отработал два года, и мы его закрыли – некому работать.
Я не знаю, чем это объяснить. Возможно, не всех устраивает заработная плата. Хотя средняя зарплата по предприятию – 65 000 рублей на руки. Для города, когда тебе не надо никуда уезжать на вахту и ты каждый день видишь свою семью, в принципе это неплохая зарплата. Мы же не на золоте работаем и не нефтеперерабатывающий завод, а производство продуктов питания. Мы самостоятельный хозяйствующий субъект. Что заработали, то и потратили.
– Тем не менее, есть ли какая-то поддержка от государства?
– Хотелось бы отметить ту помощь, которую нам оказывает администрация Магаданской области, правительство и министерство сельского хозяйства.
В этом году была введена программа по компенсации транспортных расходов. Нам это важно, потому что помимо сырья мы привозим из центральных районов страны еще и упаковку, и моющие средства, и закваски, и этикетки. А стоимость транспортных услуг очень сильно выросла. Но руководство области не оставило это без внимания, была разработана программа, и благодаря ей нам были компенсированы транспортные расходы на доставку сырья. Мы очень благодарны за эту помощь, потому что для нас это хорошее подспорье, которое позволит нам снизить цены на некоторые виды продукции, чтобы то, что нам помогли, мог ощутить и потребитель.
И еще одна программа стартовала в этом году, благодаря которой нам компенсировали приобретение натурального коровьего молока. Благодаря этому мы заинтересованы покупать данного сырья еще больше. Точнее, мы всегда были в этом заинтересованы, но не всем поставщикам нравится с нами работать, потому что у нас определенные требования к сырью. Мы работаем в соответствии с техническим регламентом. Не у всех с этим все в порядке и поэтому не все горят желанием с нами работать.
– Вы являетесь социальным партнером мэрии города Магадана, расскажите подробнее об этом партнерстве.
– Мы заключили программу социального партнерства с мэрией, по которой принимаем спонсорское участие в спортивных мероприятиях, например, являясь генеральным спонсором «Лыжни Вяльбе». Это позволяет популяризировать молочную продукцию среди жителей города. Согласно этой программы, мы обязаны выпускать школьное молоко и постоянно наращивать объемы производства. В этом плане мэрия города Магадана поддерживает нас как местного производителя.
– У вас есть отдельная линия продукции – Котик «Лучик», как она появилась и откуда такое название?
– Для того чтобы быть современным предприятием и соответствовать новым веяниям, мы распределили продукцию по брендам. «Добрая традиция» – это классические виды продукции, которые давно вырабатываются на нашем заводе, ведь предприятие существует с 1974 года.
А Котик «Лучик» – это более современное направление – там уже идут не классические виды продукции, а продукты, содержащие новые вкусовые добавки, произведенные по новым технологиям. Поэтому мы и вывели ее в отдельную линию. Ее фантазийное название пришло в голову нашему маркетологу, и мы воплотили это в жизнь, чтобы порадовать жителей, поднять им настроение.
– Как изменилась жизнь предприятия в условиях санкций?
– Пока наша жизнь никак не изменилась. Может быть, в дальнейшем будем испытывать недостаток в чем-то, например, в упаковке. Потому что ее производители были российские, а составляющие – импортные. Но у нас есть запас данной продукции, и поставщики говорят, что найдут замещение. У нас были импортные закваски, но со второго квартала мы стали переходить на российского производителя, сейчас тестируем. Я думаю, что на качестве продукции это не отразится. Ну и возможно по запчастям на оборудование будут некие сложности, но, я думаю, мы и их преодолеем.
А в целом, мы больше подвержены покупательскому спросу внутри региона. Вот это на нас действует. Если доходы у жителей будут снижаться, то это на нас отразится, а если будет все в порядке, то и проблем не будет.
– Что касается повышения цен на продукцию…
– К сожалению, мы были вынуждены поднять цены, потому что сильно подорожали не только транспортные расходы по доставке товароматериальных ценностей, но и мазут, сырье…
Но когда подходит момент повышения цен, мы стараемся делать это мягко, разбиваем повышение на несколько периодов, чтобы не шокировать горожан.
– Какие традиции предприятия вы стараетесь сохранить?
– Мы стараемся поддерживать тот уровень качества, который был согласно ГОСТам, разработанным еще в советские времена. Так что безопасная и качественная продукция – наша добрая традиция.
А вообще, мы современное предприятие, которое не стоит на месте, развивается, старается заявлять о себе, ежегодно выезжая на международные конкурсы дегустации. Например, в прошлом году были в Сочи, где наш продукт – Коктейль – взял серебро. Нам бы людей – хороших специалистов – и мы бы весь мир покорили. Потенциал для этого есть.