Юрий Власенко, «ПиР-ПАК» Главная проблема российского молочного экспорта - отсутствие специалистов
Что касается экспорта, пока потенциал российской молочной продукции, мягко говоря, вообще не раскрыт. Рынок молочных продуктов в мире - огромный. Мало того, есть азиатские рынки, которые развиваются в этом направлении и ежегодно повышают потребление в пересчете на каждого жителя. И это все, конечно, возможности и для России. Тем более, что в последние годы мы тоже модернизируемся, чуть хуже, чем белорусы, но тем не менее.
Это открывает нам новые продукты, новые сроки хранения, плюс логистика у нас стала более вменяемой, государство обратило на это внимание. По крайне мере, если речь идёт об экспорте в Китай. Конечно, это всё база для того, чтобы экспорт продолжался. Мало того, для предприятий, которые вложились в инновационные решения, зачастую экспорт дает возможности эти инвестиции оправдать, потому что, к сожалению, внутреннее потребление пока не сильно растет. Тут нечем похвалиться. Рынок ещё к тому же довольно турбулентный, трудно спрогнозировать системный или рост, или падение - он то растет, то падает, иногда внезапно.
А вот экспорт, если уж ты вложился серьезно, долго к этому шел, попал на платформы продаж в Китае, как на основной потенциальный рынок, то с очень большой вероятностью ты будешь там и расти, и хорошо продаваться, а в переводе на бизнес-язык - окупать себя, иметь деньги на развитие и оценивать какие-то более радужные перспективы.
Трудности, конечно, в первую очередь в том, что у нас нет специалистов по экспорту, особенно в молочной отрасли. У нас есть традиционные экспортоориентированные отрасли: нефтяная, нефтехимия, металлургия, частично машиностроение, зерно. А для молочки это всё же некая инновация, и специалистов нет, даже тех, которые занимаются экспортом физически, то есть логистов, в некоторых компаниях нет финансистов, валютных счетов даже нет. Это все придется создавать.
Отдельная тема - маркетинг. Мы совершенно не знаем эти рынки. И это тоже серьезная проблема. То есть мы понимаем, что в Китае много потребляют, но мало кто знает, что там пользуются спросом только маленькие упаковки 0,2 или 0,33 максимум, а литровые пакеты, к которым привыкли мы, это гиперсемейный формат. В переводе на наш язык - это 5-литровая канистра. Это же тоже нужно знать, понимать и анализировать.
Некоторые компании не один год занимались анализом рынка того же Китая или Индии, которая тоже кажется невероятно потенциальной. Но при этом, что туда продавать, в каком объеме, в каких форматах, какие типы, особенности вкусов - мы в этой сфере пока очень мало знаем. Но так как молочная продукция очень вариативная, то естественно и возможности здесь самые невероятные. Условно, йогурт с черникой или малиной, который нам в России уже приелся, для каких-то стран будет такой же экзотикой, как для нас с вами персик-маракуйя.
Так что рост экспорта нас ожидает совершенно точно. Возможно, он пока и сохранится на двузначных цифрах, но это связано в первую очередь с низким уровнем базы. Плюс новые участники, конечно, будут добавляться. На данный момент их не так много, большинство из них при этом пока только совершили “ритуальные” поставки, одна-две машины. Системно там ещё мало кто работает. Поэтому этот год определённо станет годом продолжения.