Наталья Уткина, СМР Нас ждет дальнейшая консолидация рынка мороженого
14 октября состоится презентация первого рейтинга крупнейших производителей мороженого, подготовленного Национальным союзом производителей молока (Союзмолоко), консалтинговой компанией StredaConsulting и информагентством Milknews при поддержке Союза мороженщиков России. В преддверии этого события мы поговорили с заместителем генерального директора, главным технологом Союза мороженщиков России Натальей Уткиной о текущем состоянии рынка мороженого в стране, крупнейших инвестпроектах и прогнозах дальнейшего развития сегмента.
Milknews: Наталья Анатольевна, как вы оцениваете объемы мощностей по производству мороженого в стране? По мнению экспертов, сейчас в России наблюдается их переизбыток, согласны ли вы с этим?
Н. Уткина: Союз мороженщиков России считает, что объем рынка мороженого по загруженности достаточно сложно оценить ввиду его сезонности. Если весной и летом производители работают практически на полную загрузку производственных мощностей: круглосуточно, без выходных, то в осенний и зимний периоды оборудование недозагружено и задействовано только на 10-20%. Кроме того, в весенне-летний период, компании загружены по разному: кто-то больше, кто-то меньше. Но в целом, по оценке Союза мороженщиков, в летний период времени порядка 20% свободных мощностей у мороженщиков можно найти.
Milknews: Какие крупные и важные инвестиционные проекты в сегменте мороженого сейчас реализуются в России?
Н. Уткина: В сегменте мороженого реализуются сейчас несколько крупных инвестиционных проектов.Самый крупный – это строительство и ввод в действие фабрики мороженого ГК «Айсберри» в городе Тутаев Ярославской области. Общий объём инвестиций составит более 2,5 млрд рублей. Проект выполняется в рамках соглашения между правительством региона и компанией "Айсберри", подписанного на агропромышленной выставке "Золотая осень - 2019". При выходе на производственную мощность предприятие планирует производить 6-7 тысяч тонн мороженого ежемесячно. Будут созданы более 1000 новых рабочих мест.
Следующий инвестиционный проект реализовывается в Саратовской области: с 2019 года ведётся строительство высокотехнологичной фабрики мороженого ГК «Белая Долина». Завершить строительство и запустить фабрику мороженого планируется в 2023 году. Группа Компаний «Белая Долина» строит фабрику на собственные оборотные средства с привлечением кредитных. Объём инвестиций оценивается в 2 млрд рублей. Планируемый объём производства мороженого составит 15 тыс. тонн в год. 286 новых рабочих мест будет создано.
Агрохолдинг «КОМОС ГРУПП» реализует проект реконструкции «Пермского хладокомбината «Созвездие» в рамках специального инвестиционного контракта с Правительством Пермского края. Проект с общим объем инвестиций в 1,8 млрд. руб. рассчитан до 2025 года и предполагает увеличение мощностей фабрики до 12 тыс. тонн в год, а также запуск производства сгущенного молока.
Производители мороженого «Челны-Холод» увеличивают свои производственные мощности, закупив высокопроизводительное оборудование для производства мороженого в вафельных стаканчиках и вафельных сахарных рожках. Инвестиции в размере 250 млн рублей мороженщики получили в виде займа от Фонда развития моногородов, остальные инвестиции - около 1 млрд рублей - составили собственные средства компании.
Milknews: Мороженое является ведущей экспортной категорией в сегменте молочной продукции. Расширились ли объемы и география поставок за последний год?
Н. Уткина: Мороженое - это визитная карточка нашей страны. Качество российского мороженого высокое, поэтому оно востребовано и в других странах. Экспорт мороженого показывает положительную динамику последние несколько лет. Основными потребителями российского мороженого являются страны СНГ, но их доля в общем объёме экспорта с каждым годом уменьшается. Так, в 2017 году доля СНГ в экспорте мороженого составляла 64,9%, а в 2020 году эта доля составляла всего 59,6% (по данным РЭЦ).
Доля же экспортируемого мороженого в Северную Америку с каждым годом растёт. В 2017 году доля мороженого на экспорт в США и Канаду составляла 2,8% от общего объёма экспорта мороженого, а в 2020 году эта доля была уже 20,5%. В 2021 году положительная динамика экспорта в Северную Америку сохраняется.
Экспорт мороженого в страны Восточной Азии показывает, к сожалению, отрицательную динамику. В 2017 году доля экспорта в эти страны составляла 22%, а в 2020 году всего лишь 15,8%. Производители мороженого начинают активно осваивать рынок мороженого в странах африканского континента.
В целом, по сумме всего экспорта мороженого поданным РЭЦ за 7 месяцев 2021 года экспорт мороженого выросна 22% в единицах измерения и, практически, на 44% в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.В 2020 году экспорт мороженого составлял 12,7% от общего объёма производства.
Импорт мороженого составлял менее 4% от общего объёма производства мороженого. Союз мороженщиков России считает, что предприятиям по производству мороженого необходимо активнее экспортировать мороженое.
Milknews: Какие категории мороженого наиболее востребованы на внутреннем рынке?
Н. Уткина: У россиян большой популярностью пользуется мороженое в вафельном стаканчике, оно занимает 30-35% от продаж всех видов мороженого. Вслед за ним идет эскимо, затем мороженое в рожках и мороженое «Лакомка». Семейное мороженое, которое мы едим дома, пока не пользуется большой популярностью и находится в конце рейтинга продаж.
Milknews: Как вы оцениваете ситуацию на отечественном рынке мороженого – ожидаете ли его консолидации? В каком направлении, на ваш взгляд, будет развиваться отрасль?
Н. Уткина: Союз мороженщиков России считает, что рынок мороженого в России находится в стадии консолидации. 6 топовых игроков производят почти половину всего произведённого мороженого. Идущие следом за ними производители мороженого увеличивают свои производственные мощности, расширяют места присутствия. Поэтому, процесс консолидации продолжается в формате поглощения игроками друг друга, и в уходе с рынка слабых игроков, не соответствующих современным требованиям законодательства и актуальным потребностям рынка.
Генеральный партнер рейтинга - ООО «Альфа Л Сервис». Официальные партнеры - ООО «АТЛ»и ООО «Дёлер НФ и БИ».