Олеся Смирнова, Голштинская ассоциация Мы очень ждем решения вопроса по идентификации племенных животных
Сегодня в нашей стране накоплен большой опыт взаимодействия сельхозтоваропроизводителей и государства в рамках работы отраслевых союзов и ассоциаций. Консолидированная позиция отрасли имеет больше шансов быть услышанной со стороны чиновников, чем разрозненные голоса отдельных предприятий. Это касается и такой специфической области сельского хозяйства, как племенная работа, включая молочное животноводство.
В России уже девять лет существует Ассоциация производителей КРС голштинской породы, объединяющая предприятия, которые занимаются разведением коров этой породы. Об основных направлениях работы Ассоциации, насущных проблемах в сфере племенного животноводства и путях их решения в интервью Milknews рассказала исполнительный директор Ассоциации Олеся Смирнова.
Milknews: Олеся Геннадьевна, расскажите подробнее о вашей Ассоциации и основных направлениях ее работы.
Олеся Смирнова: Я сейчас не открою большого секрета, если скажу, что отечественная племенная работа в области молочного животноводства, ведется по архаичным принципам, установленным во времена Советского Союза. В то время государство полностью контролировало все вопросы, касающиеся молочного животноводства и племенной работы. И, как единственный собственник, унифицировало и оптимизировало свою бизнес-стратегию. Центрами компетенций являлись научно-исследовательские институты и центры по искусственному осеменению. А хозяйства, непосредственно производящие сырое молоко, выполняли стандартные протоколы, спущенные сверху. Вся нормативная база тогда разрабатывалась под эту логику, такой она дошла и до нашего времени.
Сейчас ситуация изменилась. Большинство производителей сырого молока – это частные предприятия, которые самостоятельно определяют свой путь. Если их решения будут неэффективными – они разорятся.
Международная племенная работа за последнее десятилетие существенно ускорилась. Системный сбор достоверных фенотипических и генетических данных о быках и коровах, привел к появлению новых подходов в племенной работе. Наша страна активно перенимает самые эффективные технологии и решения в области молочного животноводства. И сегодня многие российские предприятия, как в периметре Ассоциации, так и вне ее, по своим показателям могут являться достойным примером и для зарубежных фермеров. При этом отечественная нормативная база в области племенного животноводства практически не изменилась.
Поэтому у нашей Ассоциации несколько направлений деятельности. Во-первых, это активное взаимодействие с государством в плане реформирования существующей нормативной базы. Во-вторых, внедрение в российскую племенную работу передовых практик и опыта, обмен опытом между членами Ассоциации и другими производителями сырого молока, а также международными партнерами. И, безусловно, популяризация нашей голштинской породы и продажа наших племенных животных.
Milknews: Ваша породная Ассоциация сегодня является одной из немногих, кто сегодня действительно объединяет владельцев коров. Что подтолкнуло участников к объединению, и чьи интересы сегодня представляет Ассоциация?
Олеся Смирнова: Родиной Ассоциации является Самарская область, где появилась группа хозяйств-энтузиастов во главе с Мариной Викторовной Петуховой, которые имели голштинские стада и видели, как организована племенная работа в других странах. И они начали предпринимать первые шаги к выстраиванию конструктивного диалога с государством. На тот момент со стороны государства не было явного желания, что-либо менять, а масштаб Ассоциации относительно общей популяции племенных животных в России был очень небольшим. Также у Ассоциации не было официального статуса участника племенной работы. Все это затрудняло выстраивание конструктивного диалога.
Сегодня Ассоциация имеет полноправный племенной статус как селекционный центр по голштинской породе, который она получила в 2019 году. Каждая третья корова голштинской породы сегодня находится в нашем периметре. Средние показатели по продуктивности по итогам 2019 года составляют 9 521 кг молока на фуражную корову, жир – 3,85%, белок – 3,3%;
Мы являемся местом общения по вопросам племенной работы таких крупных производителей сырого молока, как «ЭкоНива-Агро», «Зеленая долина», «ТРИО», «Вощажниково», «Крым-фарминг» и многих других эффективных производителей. Поэтому сегодня Ассоциация активно участвует во всех процессах, касающихся выстраивания в нашей стране современной системы племенной работы, результаты которой будут признаваться как у нас, так и за рубежом.
Milknews: Ваш рост впечатляет. Расскажите, пожалуйста, чего удалось добиться Ассоциации, благодаря такому усилению? На наш взгляд, ваш опыт интересен многим предприятиям, которые сегодня наблюдают за вами со стороны.
Олеся Смирнова: «У победы тысяча отцов, а поражение всегда сирота», как говорил один из американских президентов. Мне не хотелось бы, чтобы Ассоциацию обвиняли в хвастовстве и ангажированности. Могу рассказать о нескольких наших инициативах, влияние которых сегодня могут ощущать все отечественные племенные хозяйства.
В 2018 году мы инициировали изменение нормативной базы, касающейся требований ко всем племенным заводам и предприятиям. На тот момент действовали устаревшие правила по использованию семени племенных быков, которые существенно ограничивали доступ владельцев племенных коров к самой передовой генетике. И в конце 2019 года эти изменения были приняты.
В начале 2020 года Ассоциация одной из первых вышла с инициативой о продлении льготы на НДС на племенных животных и племенной материал. И наша инициатива была поддержана, за что мы благодарны нашему государству. Это своевременная поддержка отрасли, так как год сложился очень непростой и для животноводов, как из-за COVID, так и из-за общего состояния нашей экономики. Много инвестиционных проектов по строительству новых ферм находятся в стадии завершения, и закупка племенных животных для заполнения фермы и без уплаты НДС является одной из наиболее существенных затратных статей.
Также в прошлом году мы начали дискуссию с Минсельхозом о снижении избыточных требований к племенным организациям по выходу телят. Сейчас нам необходимо держать этот показатель на уровне 80-82%. Мы хотели его полностью исключить, но, пока в процессе дискуссии с министерством мы обсуждаем возможность его снижения до уровня 75%, либо изменения требования на выход 40% телочек.
На мой взгляд, это наиболее заметные для внешних наблюдателей события. Помимо этого, мы пытаемся выстраивать долгосрочную работу с Минсельхозом России, обращая их внимание на нелогичные, на наш взгляд, требования, предъявляемые к племенным предприятиям.
Milknews: Можете привести какие-то примеры?
Олеся Смирнова: Мы уже несколько лет говорим, что для правильной организации племенной работы необходимо волевое решение со стороны государства об обязательной уникальной идентификации всех племенных животных в России. Каждая племенная корова, бык и теленок должны иметь свой уникальный регистрационный номер, который обеспечит прослеживаемость этого животного и учет его признаков в базе данных племенных животных. Мы поддержали проект Россельхознадзора, и часть наших участников стала внедрять у себя его методику учета. Но последние новости показывают, что на это начинание было заблокировано со стороны Минэкономразвития. Поэтому мы следим за развитием ситуации и надеемся, что нас пригласят к диалогу.
Племенное свидетельство на животное. Сегодня племенному предприятию при реализации своих животных необходимо предоставить покупателю племенные свидетельства, которые формирует региональный информационно-селекционный центр (РИСЦ), а заверяет и выдает местный орган исполнительной власти. РИСЦ является частным предприятием, которое по сути является монополистом. Поэтому он может самостоятельно устанавливать цены на свои услуги. На наш взгляд, при наличии базы данных по всем племенным животным формирование этого документа можно автоматизировать, а перевод документа в электронный формат позволит сократить расходы и бюрократию при их оформлении. Внутри Ассоциации ведется разработка племенной книги, которая позволяет выпускать такие документы в цифровом виде.
Одной из важных составляющих племенной работы является подтверждение происхождения животных. Во всем мире сегодня для этого используются две ДНК-технологии (STR и SNP маркеры), у нас помимо этих методов допускается подтверждение по так называемой «группе крови» (иммуно-генетический тест). Во всем мире от них уже отказались, так как они менее точные. Мы последовательно отстаиваем позицию, что этот метод надо исключать.
Очень много усилий команда Ассоциации прилагает для популяризации правильных рутинных практик в области племенного животноводства. Например, есть такой необходимый инструмент как ежемесячный сбор контрольных проб молока с каждой коровы (так называемая «контрольная дойка»). По факту оказалось, что во многих случаях эта работа ведется для галочки, как на уровне хозяйств, так и на уровне лабораторий, проводящих анализы. За последние два года было проведено большое количество выездных мероприятий, где Ассоциация и ее партнеры убеждали фермеров, что это эффективный инструмент и показывали как правильно отбирать пробы, и как потом работать с полученными результатами, чтобы уйти от «галочного» подхода.
Milknews: Складывается впечатление, что Ассоциация находится в жесткой оппозиции к политике Минсельхоза, касающейся организации племенной работы в области молочного КРС. Так ли это?
Олеся Смирнова: У нас другая точка зрения. Сегодня власти оказывают серьезную поддержку племенному животноводству в виде субсидий. Очень хороший диалог получился в части налоговой поддержки отрасли, про который мы говорили с вами ранее. С другой стороны, мы видим, что нормативная база в области племенного животноводства по коровам молочного направления очень серьезно устарела.
Плюс, хотелось бы более динамичного и конструктивного диалога с представителями Минсельхоза. В целом с новым Директором Департамента животноводства и племенного дела Дмитрием Владимировичем Бутусовым складывается неплохое общение. Я надеюсь, что это позволит нам ускорить процесс изменений.
Milknews: Что нужно менять, на ваш взгляд, в ближайшее время?
Олеся Смирнова: Наши базовые приоритеты неизменны. Мы очень ждем решения вопроса по идентификации племенных животных, о чем мы говорили ранее. Требования к племенным предприятиям, занимающимся разведением молочных коров, должны уйти от экономических параметров в сторону непосредственно племенной работы.
Если посмотреть текущие требования, то племенные предприятия должны обеспечивать высокий уровень выхода телят; демонстрировать постоянную положительную динамику по приросту удоев и продавать 10% своего молодняка. Все эти критерии эффективности лежат исключительно в экономической плоскости. Если предприятие заинтересовано в своей конкурентоспособности – оно само будет работать в этих направлениях.
Поддержка и нормативная база по племенной работе должны быть сфокусированы именно на ней. Что такое селекция и генетика в области КРС сегодня – это сбор достоверных фенотипических данных (продуктивность животных, их здоровье и экстерьер) и генотипических данных (данные по родословной животного, его ДНК-профиль). И именно системный сбор и анализ этих данных позволяет понять, в какой точке мы находимся и куда нам развивать любую молочную породу дальше. И еще раз повторюсь – именно достоверных данных.
Сейчас необходимо усилить контроль за сбором и предоставлением корректных данных. На бумаге государство должно это контролировать, а по факту эта работа ведется по остаточному принципу. Частично эта проблема, по мнению Ассоциации, может быть решена за счет формирования правильных требований к лабораториям, которые помогают хозяйствам в сборе этих данных. Они должны соответствовать требованиям ГОСТ в этой области и выдавать хозяйствам качественную и востребованную аналитику, в том числе в цифровом формате. А сами хозяйства, претендующие на племенную работы, должны быть укомплектованы необходимым оборудованием, правильными протоколами и квалифицированным персоналом. А племенные отделы в региональных органах исполнительной власти должны их контролировать. Ассоциация готова в этом помогать.
Мы действительно сегодня наблюдаем ситуации, когда племенное хозяйство не имеет пробоотборников для проведения контрольных доек, соответственно проводит их формально. А многие лаборатории просто «штампуют бумажки», не неся никакой ответственности за качество своей работы. Этот подход надо менять.
Также мы хотим добиться повышения роли непосредственно племенного животного, а не юридического лица, занимающегося его разведением.
По мнению нашей Ассоциации, племенным животным следует считать животное с прослеживаемой родословной, включая проверку по ДНК; а также животное, по которому ведется постоянный сбор данных от момента рождения до фактического выбытия.
Если достоверных данных по животному не собирается, то его ценность с точки зрения отечественной племенной работы нулевая.
Также остро стоит вопрос реформирования в области выдачи племенных свидетельств. По мнению Ассоциации, текущий тренд на цифровизацию государственных систем, в том числе должен найти отражение и в области оформления племенных свидетельств на животных. Необходимо введение электронного вида этих документов, дающие возможности проведения «smart-сделки», а породные Ассоциации должны быть плотно вовлечены в этот процесс. Это позволит снизить затраты заводчиков племенных животных на бюрократические процедуры и обеспечит большую прослеживаемость, необходимую государству.
И это только «верхушка айсберга».
Milknews: Вопросов действительно много. У членов вашей Ассоциации не возникает ощущения беспомощности и желания все бросить?
Олеся Смирнова: Действительно, вы правы, все не так просто и быстро, как нам хотелось. Но, силы и желание есть. Мы видим, что что мы не одиноки и нас поддерживает все больше людей, это мотивирует. Надеюсь, это интервью принесет еще больше сторонников и сократит количество оппонентов. Хватит топтаться на месте, пора что-то менять. Без изменений мы так и останемся «задворками» мирового племенного сообщества. Хотя у нас уже есть выдающиеся коровы, которые вошли 1% оцененной популяции голштинской породы в США. В перспективе хотелось бы получить отечественный инструмент для такой оценки, и мы движемся в этом направлении.