компоненты

Павел Романов, АО «Воскресенское» Объемы производства молока у нас остались на прошлогоднем уровне


Практически вся прибыль от роста цен на сырое молоко в текущем году ушла на покрытие задолженностей, которые образовались в 2023 году из-за низких закупочных цен. Об этом в интервью Milknews сообщил председатель наблюдательного совета АО «Воскресенское» Павел Романов. Итоги 2024 года для молочной индустрии, прогнозы на 2025 год, а также ситуацию на рынке молочных жиров обсудят участники девятнадцатого заседания «Молочных сессий», которое пройдет 5 декабря в Moscow Marriott Imperial Plaza. Руководитель АО «Воскресенское» также рассказал о проблемах с племенной работой и прогнозе на 2025 год.

Milknews: Текущий год был достаточно сложным для молочной отрасли – рост цен на сырье, рост ключевой ставки, как вы справлялись с этими и другими вызовам?

П. Романов: Этот год уходит корнями в 2023-й, когда были основные проблемы у производителей молока. Причем у нас они были и основные, и факультативные, потому что мы ещё немного выращиваем зерно на свободных площадях. И получилось, что в 2023 году молоко продавали фактически по себестоимости и ниже, и в связи с этим у нас у всех (у производителей) накапливались задолженности перед поставщиками. Затем в уборочную прошлого года дизель «махнул» до 80 рублей за литр, что тоже не добавило оптимизма. Плюс ко всему, урожай, который мы снимали в 2022-2023 годах, мы не смогли продать. В частности, это касается пшеницы, потому что закупочные цены были ниже себестоимости.

Соответственно, все это вело за собой накопление задолженности, которая перешла на 2024 год. В текущем году эту задолженность нужно было отдавать. К этому прибавился продолжающийся рост цен на сырье (корма, компоненты и пр.). Рост ключевой ставки нас коснулся меньше, потому что нам всё-таки дали льготные оборотные кредиты по ставке 10%. Собственно, мы этими кредитами и воспользовались для того, чтобы «раскидать» проблемы 2023 года в этом году и выйти на прибыль. Поэтому 2024 год прошел под эгидой решения проблем 2023 года. Но, слава богу, произошел существенный рост цен на сырое молоко: к началу IV квартала этого года он составил 40% без НДС – с 28 рублей год назад за килограмм молока вырос до 39 рублей.

Milknews: С какими результатами вы планируете закончить 2024 год? Что с доходностью, выручкой, продажами, объемами производства?

П. Романов: Результаты будут скромными, потому что, как я уже сказал, часть денежных средств пошла на покрытие задолженности 2023 года, которая могла бы стать прибылью. Но в этом году также поднялась цена на зерновые: мы в этом году смогли их продать, хотя не по той цене, которой хотелось бы, но все же выше себестоимости. То есть и здесь смогли «выкрутиться».

Объемы производства молока у нас остались на прошлогоднем уровне: по продуктивности мы уже второй год входим в ТОП-3 по Московской области – доим более 11,6 тыс. тонн на корову при привязном содержании. Поэтому перед нами стоит цель – достичь 12 тыс. тонн, и она максимальная для нас, потому что по нашим расчётам 12 тыс. тонн – это «золотая середина» продуктивности на привязном содержании, после которой экономика ухудшается. До этой величины мы обязательно дойдем, пусть и не в этом году: закроем год примерно на уровне 11 660 тонн на корову.

А не дошли мы по простой причине – у нас племенное хозяйство, и по количеству голов мы не можем нарастить объемы молока, потому что ферма у нас советского периода, она не позволяет нарастить поголовье. Поэтому мы идём по пути увеличения продуктивности. В настоящее время доим более 11 тыс. тонн молока на корову в год.

И здесь у нас возникает проблема с воспроизводством дойного стада: быки, которые есть в России, могут дать только потомство с потенциалом до 9 тыс. тонн молока. То есть для нас нет подходящего семени в стране. Плюс, в РФ приняли закон, что мы должны покупать 30% отечественного семени, иначе производитель лишается господдержки. Но нам такое семя уже не нужно – мы доим 11 тыс., и нам нужно семя с потенциалом выше 11 тыс. тонн, а таких быков нет в России. Но в то же время закон мы должны соблюдать.

И это при том, что импортное семя очень дорогое, его дефицит, и, попробуй его ещё достать ввиду глобальных событий, которые происходят. К тому же сексированное семя предприятие, к которому мы прикреплены по племенной работе, начало производить только в августе текущего года. То есть сексированного семени у них не было по определению, но 30% их семени мы должны были покупать.

А к чему приводит отсутствие сексированного семени для нас? Мы, как племенное предприятие, должны 10% первотелок продавать, плюс, свое стадо нужно ремонтировать, плюс, когда продуктивность высокая, есть выбраковка не только ветеринарная, но и зоотехническая (по продуктивности) – мы коров-восьмитысячниц уже отправляем на мясокомбинат. И получается, что отсутствие сексированного семени не позволяет нам и план по продажам первотелок выполнять, и свое стадо ремонтировать. Поэтому мы вынуждены покупать импортное сексированное семя, а оно, как я уже сказал, очень дорогое, и его сложно достать.

Мы считаем, что все это неправильно. При том, что барьер в 30% закупки отечественного семени поставлен, но никто не поставил барьер по завозу стада из зарубежа – его спокойно завозят до сих пор и покупают. То есть отечественным племенным хозяйствам, которые производят высокоудойных коров, таким как мы, например, тяжело с ними конкурировать. Плюс, наши покупатели, смотрят, каким семенем мы осеменили первотелок, и предпочтение отдают импортному семени. То есть и здесь мы имеем сложности. Поэтому с объёмом производства молока у нас сейчас возникли проблемы из-за трудностей с воспроизводством стада по причине вышеуказанных факторов.

По моему мнению, лучше сделать ограничение на ввоз скота из недружественных стран, чем 30-процентный барьер на закупку отечественного семени.

Milknews: Какие события в молочной отрасли вы считаете наиболее важными для себя в уходящем году?

П. Романов: Мы положительно воспринимаем начало геномной оценки, видим в этом потенциал, но не очень понимаем, зачем её делаем, если не решаем те проблемы в племенной работе, о которых я говорил. Но и главное событие – это восстановление цен на молоко, потому что наблюдается его дефицит на рынке. Я думаю, что это следствие 2023 года, когда многие предприятия молочной отрасли просто не смогли пережить сильное падение цены на молоко. Тем не менее, для нас восстановление цен – это жизненно важное событие.

Ещё хотелось бы остановиться на сырье для производителей. Мы, как племенное хозяйство с высокой продуктивностью, не можем выжить только на кормах собственного производства, потому что они из 35 литров надоя на корову дают только порядка 10 литров – 25 литров это высокопротеиновые корма, которые нам нужно закупать, в основном это шроты. А они очень сильно растут в цене из года в год. То есть высокая стоимость сырья для кормов для таких предприятий, как наше, не дают возможности делать более низкую себестоимость молока.

Milknews: Расскажите о своих планах на 2025 год. Планируете ли расширять производство?

П. Романов: Мы свое второе хозяйство довели до 9 тыс. тонн надоев на корову и в 2025 году планируем довести его до 9,5 тыс. тонн. В этой связи проводим модернизацию производства на втором предприятии, которую не получилось сделать в 2023 году из-за падения цен на молоко. Мы начали её уже в текущем году: модернизировали рационы, закупили технику, ремонтировали коровники, обновляли скот и в 2025 году планируем эти работы завершить. Таким образом, в следующем году планируем довести общее дойное стадо до 1,4 тыс. голов (всё поголовье порядка 3 тыс. голов).

Milknews: Как, по вашему, будет складываться ситуация в молочной отрасли и на молочном рынке в 2025 году, по ценам на сырье, спросу и т.п.?

П. Романов: Мы оптимистично смотрим вперед, иначе этим бизнесом бы не занимались. Считаем, что цены на сырое молоко с учетом общего состояния дел в экономике, потребительских возможностей наших покупателей, будут, как минимум, на высоком уровне, ну или хотя бы на сегодняшнем. А если она будет на таком уровне или чуть выше, то мы думаем, что положение дел в молочной отрасли будет нормальным, и рентабельность будет на уровне 15-18% в следующем году.

Что касается цен на сырье для производителей молока (корма, добавки и пр.), то я думаю, что они должны немного снизиться в 2025 году, потому что хозяйства позакрывались, спрос станет меньше, соответственно, возможно и цена уменьшится.

Касаемо потребительского спроса на молоко, то я думаю, он сохранится на довольно высоком уровне, потому что доходы у населения выросли (более 50 трлн рублей накоплений по данным ЦБ). Это, прежде всего, следствие роста зарплат из-за нехватки трудовых ресурсов. При этом покупатели будут делать выбор в пользу более качественных натуральных продуктов, поскольку могут себе это позволить. А натуральные продукты делаем мы. То есть спрос на натуральные продукты даст толчок производству молока, и мы сможем его продать по более выгодной цене, поскольку уже сейчас молоко является дефицитом на рынке.

Вторым фактором, который будет способствовать высокому спросу на молочную продукцию, является то, что мы (население страны) ещё не дошли до необходимой нормы потребления данных продуктов на человека, как показывают исследования. Поэтому спрос будет расти, пока мы этой нормы не достигнем.


 

1733207874

1488 просмотров

Также рекомендуем:


19 сессии
Молочные заводы
Комментарии
19 сессии
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Как помогать
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
Нов 5 мин еженедельно

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
АГРОС январь 25
Молочные заводы
АГРОС январь 25
Молочные заводы