Дмитрий Рылько, генеральный директор ИКАР Воздействие коронавируса на рынки постепенно снижается
На прошлой неделе компания «Сингента» представила результаты Пятого «Индекса развития сельхозпроизводителей», разработанного в партнерстве с Институтом конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) и аналитиками компании ifors (Айфорс) и ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения).
В ходе презентации генеральный директор ИКАР (Институт конъюнктуры аграрного рынка) Дмитрий Рылько рассказал про то, как проходит посевная кампания этого года и чего ждать отраслевикам от текущего сезона.
Воздействие коронавируса на рынки, как мы видим, постепенно снижается, и по некоторым позиция его влияние уже сошло на нет. В целом можно сказать, что некоторые товары по цене подросли на несколько десятков процентов, а по другим в результате происходящего цены снизились. Есть группа товаров, воздействие на которые было минимальным.
Так, у нас резко упали цены на ряд овощей, прежде всего тепличных, томаты и огурцы, потому что народ бросился покупать цитрусовые, чеснок, а томаты и огурцы люди подзабыли. Кому нужен огурец в условиях ковида? Это 90% воды. Кроме того, общепит потреблял большие объемы этой продукции, и его остановка привела к серьезному затовариванию теплиц. Сейчас ситуация более менее нормализовалась, и мы уже такого падения не наблюдаем.
Сильно снизились оптовые цены на свинину и птицу под воздействием двух факторов: отсутствие общепита и снижение доходов населения. Отсутствие шашлычных программ сказалось. Все это привело к снижению цен на эту продукцию.
Есть товары, которые довольно сильно поднялись в цене из-за того, что упали цены на нефть и произошла девальвация рубля. В результате повысились цены на все продукты, которые связаны с российским экспортом: зерновые, мучные изделия, масла растительные и сырьевые товары - подсолнечник. Сейчас ситуация нормализовалась, но потрясение для системы было. Для производителей зерновых и масличных это сыграло в плюс, для производителей мясных изделий - в минус.
Внутренний спрос на продовольствие не увеличивался в связи с тем, что доходы населения не росли, а сейчас в условиях экономического кризиса в мире и спада производства, падения ВВП у нас, внутренний спрос расти и не будет, по некоторым позициям снизится. В этой связи экспорт здесь выступает серьезной отдушиной для российских производителей.
В прошлом году в силу того, что подкачал экспорт зерновых, произошло снижение продовольственного экспорта до 25 млрд дол, также произошло укрепление рубля, и произошел рост импорта до 29 млрд дол.
Однако в этом году мы еще с начала года ожидали постановки очередного рекорда, и кажется, не ошиблись: первый квартал показывает рекордный рост экспорта аж а 19%, и он потихоньку подбирается к объему импорта.
Крупнейшим российским партнером стал Китай. При этом интересное явление: он не импортирует основные виды российского продовольствия - зерновые и масличные. Он импортирует рыбу и рыбопродукты. Второй крупнейший импортер - Турция, куда мы грузим рекордные объема зерна. Затем Южная Корея и Египет - зерновые и масличные.
Зерновые и продукты первичной переработки остаются нашим основным товаром, на втором месте - масла и масличные, далее - рыба. В перспективе мы думаем, что нас ждет небольшое сокращение экспорта по другим продуктам, особенно глубокой переработки.
По импорту с 4,3 млрд дол. лидирует Беларусь, но думаю, что достаточно большой поток нелегитимного импорта продолжает поступать оттуда партизанскими тропами. На втором месте - Китай. Основные позиции нашего импорта - это фрукты, молоко (тут импорт растет).
В целом в ближайшие годы, мы думаем, импорт будет сокращаться.
Если говорить о посевной кампании этого года, мы ранее считали, что яровой пшеницы будет посеяно больше на 200-300 тыс га. Сейчас видно, что посевы яровой пшеницы будут расширены и окажутся выше целевых показателей Минсельхоза. В Западной Сибири и на Урале были фантастически высокие цены, казахские коллеги скупали всё. В этих регионах также были созданы все стимулы для аграриев, чтобы расширить посевы яровой пшеницы. На европейской территории 868 тыс га в ЦФО уже также будет повышена планка. Будет серьезная прибавка яровой пшеницы.
По кукурузе после двухлетней паузы, когда были серьезные проблемы в центре с уборкой, аграрии подстроились и решили трудности, и рентабельность по кукурузе была высокой и по центру, и по югу и идем по рекордному графику сева 2017 года. Есть вероятность, что посеем даже больше.
По подсолнечнику достаточно оптимистична динамика сева и ситуация на полях, очень много осадков. Единственная проблема в том, что в Поволжье никак не могут досеять, потому что залило. Что касается рапса и сои, мы видим сокращения в Сибири (мотылек и тд). Аграрии снизили энтузиазм. Лет 5 посевные под рапс росли как на дрожжах, но в этом году будет просадка.
Интересная ситуация с соей: не хватает перерабатывающих мощностей, и сою приходится возить в Беларусь и соседние страны, что, конечно, снижает доходность. Когда в ближайшие несколько лет будут введены новые перерабатывающие мощности, мы снова увидим рост посевных. Пока мы видим просадку.
Будет также хороший сев на Дальнем Востоке. В прошлом году они немного сбавили обороты, но в этом году могут посеять больше. Тут встает вопрос государственного регулирования в части масличных. Весной был установлен запрет на экспорт - подсолнечник, рапс, соя, и если такие решения будут и дальше продвигаться, это может снизить стимулы для производства и наращивания посевов под эти культуры.