Андрей Баркин, эксперт К 2024 году экспорт пицца-сыров в Саудовскую Аравию может достигнуть $5-6 млн
Сырно-творожная продукция является приоритетной категорией среди отечественных молочных халяльных товаров, обладающих высоким экспортным потенциалом для поставок в страны Ближнего Востока, прежде всего, в Саудовскую Аравию. О специфике потребления этой продукции, а также перспективах его экспорта российскими производителями рассказал независимый эксперт по странах Ближнего Востока Андрей Баркин на онлайн-конференции «Экспорт российской халяльной продукции: стратегия успеха», организованной Федеральным центром «Агроэкспорт» совместно с Минсельхозом России при участии АО «КПМГ» и Ketchum.
По итогам анализа потребления на рынке Саудовской Аравии и соседних «нефтяных монархий» можно выделить две потенциальные стратегии продвижения российской сырно-творожной продукции – B2C (продажи конечному розничному потребителю) и B2B (партнерство с общепитом, прежде всего, сетевым).
Спецификой саудовского и соседних с ним рынков в отношении сырно-творожной продукции является то, что, в отличие от российского и европейского потребителей, под словом «сыр» здесь понимают то, что у нас охарактеризовали бы, как «плавленый спред». Обычно такой продукт продается в стеклянных банках разного размера и бывает разных вкусовых сочетаний. Большой популярностью пользуются сырные продукты ведущего саудовского производителя пищевой продукции Almarai, а также одного из крупнейших мировых брендов – Kraft Heinz.
В перспективе может произойти некоторое смещение спроса от плавленых сыров/спредов в пользу более натуральных мягких сортов сыра, так как потребители Саудовской Аравии все больше заботятся о своем здоровье. К тому же ряд популярных в королевстве блюд включают сыры с низким содержанием соли и жира, такие, как белый сыр типа фета или моцарелла. Рост спроса на моцареллу может вырасти, прежде всего, потому, что этот тип сыра является предпочтительным во многих кулинарных рецептах, в частности в пицце. Моцарелла также используется в популярном местном блюде «кнафе», которое обычно едят во время Рамадана.
Для российского производителя специфика местного рынка может представлять определенные сложности, так как выпуск такого вида сырных продуктов у нас не слишком освоен. С другой стороны, широкая градация рецептуры, которая позволяет относить эти продукты как к сырам, так и к спредам (в зависимости от процента растительной составляющей), даст дополнительные инструменты управления себестоимостью и, соответственно, маржинальностью.
В целом экспортный потенциал отечественной халяльной молочной продукции ниже, чем у мясной и кондитерской категорий, что в том числе связано с невысокими подушевыми показателями ее потребления на рынках Саудовской Аравии и соседних стран. Однако низкая стартовая позиция вполне может означать и более высокие темпы роста. По нашим оценкам, к 2024 году экспорт категории пицца-сыров на рынок Саудовской Аравии может достигнуть $5-6 млн.