Надежда Трушина, Чернянский МК В этом году нам пришлось перезапуститься и начать заново
О том, как прошел для белгородского ООО «Чернянский молочный комбинат» 2022-й год, удалось ли справиться с трудностями, вызванными усилением санкционного давления и наршением логистики, а также как на работу компании повлияла смена собственника, в беседе с Milknews рассказала исполнительный директор предприятия Надежда Трушина.
Milknews: Каким для вас был 2022 год?
Н. Трушина: Для нас это непростой год, но не только из-за внешних событий, которые накладывают свой отпечаток и на Россию в целом, и на Белгородскую область в частности. В сентябре у нашего комбината сменился собственник. Теперь это московская компания ООО «Ральф».
До этого мы прошли определенные стадии сложностей, начиная от проблем с поставками упаковки и заканчивая ценами на сырье. Цены росли, а конечный продукт не оценивался нашим потребителем — мы уходили в минус, то есть затраты не возвращались настолько быстро, насколько нам хотелось. Каждое звено на комбинате давало какой-то сбой и что-то не получалось.
Затем нам удалось выровняться. Но потерянное время, к сожалению, сыграло свою роль — от нас ушли определенные объемы продукции, работать стало сложно. В середине года (в мае-июне) пришлось взять паузу и уйти в простой. В это время мы смогли проанализировать возможности имеющегося у нас оборудования. Были мысли перейти в новый бренд. Но как раз появился новый собственник, и для нас открылись грандиозные возможности. Очень много планов, крупные задумки — нагрузка колоссальная. Это как новый наряд, в котором мы теперь пытаемся встать на ноги.
24 октября Чернянский молочный комбинат перезапустился вновь.
Milknews: Производство какой продукции сейчас приоритетно для комбината?
Н. Трушина: Сейчас идет частичная замена оборудования. Мы уходим от производства цельномолочной продукции и кефира — профиль завода будет полностью переориентирован на производство сыров. На данный момент мы заложили большой объем сыров, которые созреют к Новому году, а затем начнется их реализация.
Milknews: Сколько сыров вы сейчас заложили, и на какие объемы хотели бы выйти в следующем году?
Н. Трушина: Всего за месяц с момента перезапуска комбината мы заложили 22 тонны полутвердых сыров. Однако мы можем увеличить объемы их производства в два, а то и в три раза. Сейчас мы не смогли выйти на этот объем, потому что вместимость наших складов не позволяет сделать это одномоментно. Ранее мы производили сыр один раз в месяц, далее он созревал. Сейчас мы вырабатываем сыр каждый день.
Поэтому в данный момент мы расширяем площадь складов, модернизируем существующие помещения, чтобы они соответствовали требованиям, в том числе температурным. В планах также строительство нового склада, который вместит в 3-4 раза больше продукции. Нам хотелось бы сделать это на собственную прибыль, которую удастся заработать в следующем году.
Milknews: Что сейчас представляет линейка ваших сыров?
Н. Трушина: У нас были ранее запущены линии производства сыров «Российский», «Костромской», «Гауда», «Голландский», «Сливочный», «Сметанковый». Все эти линии удалось сохранить. Возможно, в новом году мы попробуем произвести «Чеддер». Также размышляем по поводу изготовления еще пары видов сыров с некоторой изюминкой. Это твердые сыры, которые будут зреть длительное время. Для этого в первую очередь нужно найти рынок сбыта и понять, что продукт окажется востребованным по своей цене. Проблем с заквасками для производства этих сыров нет — они доступны в России и разрабатываются минимум тремя институтами. Это аналоги европейским бактериям, которые неплохо себя проявляют.
Между тем, производить и продавать качественные сыры из натурального молока — это сложно и рискованно в отношении финансовой части. На российском рынке много сырных продуктов, которые пользуются спросом у потребителей благодаря своей ценовой политике. Некоторые из них даже вполне неплохи по вкусу, но по пользе это, конечно, совершенно другой продукт. В переговорах с сетями и крупными закупщиками мы ощущаем на себе тренд, что люди хотят есть натуральные продукты из качественного сырья. Однако мы не уходим от мысли, что сычужные сыры, которые сейчас запрашивают кафе, и сырные продукты, которые покупают магазины с низким ценовым уровнем, тоже востребованы. Возможно, в качестве эксперимента в 2023 году мы попробуем произвести и их. Но это точно будут продукты из своих же сыров — снизятся затраты на закупку, доставку, сэкономим на времени.
Milknews: Какие инвестиционные проекты вы рассматриваете?
Н. Трушина: Сейчас наблюдаются проблемы у переработчиков молока с остатками сывороточных белков. Они существуют в жидком виде, а в сухом нет. Мы думаем над предложением открыть соответствующее производство и перерабатывать сыворотку. Это хороший проект, но нужны инвестиции. Если он будет областным, мы «зайдем» в него: это экологично и это собственное сырье, за которым не надо ехать.
Также хотим автоматизировать упаковочную линию продукции.
Milknews: Как, кстати, в этом году удалось решить проблемы с упаковкой, о которых вы рассказывали ранее?
Н. Трушина: От проблем с упаковкой на данный момент мы отошли. Хотя упаковочные пакеты подорожали, особенно пакеты для созревания сыра. Плюс, очень непросто выстоять очередь за ними — действует система бронирования, и если вовремя не забронируешь, приходится ждать 1,5-2 месяца. Возможно, это региональный аспект Белгородской области. Причем мы понимаем, что это из-за задержек поставок из Беларуси. Такую информацию мы слышим от поставщиков упаковочного материала.
В следующем году мы планируем переориентироваться на распределительные центры, которые будут заказывать сыр и самостоятельно упаковывать. К сожалению, с большим количеством упаковки придется подождать, хотя, конечно, хочется красивую брендовую упаковку. Но я уверена: придет время — и мы еще удивим.
Milknews: Изменилась ли себестоимость продукции?
Н. Трушина: Самая большая затрата при производстве сыров — сырье. В октябре 2021 года стоимость молока выросла примерно на 25-29%. Это очень ощутимо, и это большая нагрузка на себестоимость килограмма продукта. Из 5,5 тонн смеси мы выходим на 500-600 кг сыра. Это сильно затратный фонд, который несет повышение себестоимости.
Milknews: Как к этому относятся ритейлеры? Удается ли найти с ними общий язык?
Н. Трушина: С ритейлерами есть некоторые разногласия по стоимости. Но это понятно — чем ниже цена, тем больше они продадут. Им выгоден крупный оборот. А нам нужно выйти с плюсом. Порой цена, которую предлагают сети, ниже себестоимости продукта. С каждым годом договориться с ритейлерами всё сложнее. Лет двадцать назад производителю молока выделялось 40% прибыли, переработчику — 40%, и 20% зарабатывал магазин. В течение последних трех-четырех лет ситуация изменилась настолько, что порой конечная стоимость самого продукта в сто раз превышает стоимость, по которой мы его отпустили.
В течение полугода у нас были собственные магазины. Содержать их было выгоднее, нежели поставлять товар в сети.
Milknews: С чем еще компания сегодня испытывает трудности?
Н. Трушина: Со всем остальным пока справляемся. Что касается расширения места для хранения наших сыров — это, скорее, радостное событие, потому что никогда еще столько твердых сыров не было на наших полках.
Milknews: Насколько сложная ситуация сейчас на рынке молочной продукции?
Н. Трушина: Трудности есть всегда, без них было бы скучно работать, этот год непростой для всех переработчиков. В приграничных городах это особенные трудности — скорее, моральные, чем финансовые.
С объемом сырья в России проблем нет. Есть проблемы с реализацией продукции. Нет спроса на продукт по той стоимости, которую предлагает завод, выпуская его с производства. Огромной препоной в этом смысле служат дешевые сырные продукты. Из-за этого многие производители снизили объемы производства чуть ли не на 60%.
С проблемами, настигнувшими нас в середине года, думаю, все уже справились. Что касается зарубежных компаний, тот, кто хотел уйти — ушел, а кто планировал остаться — нашел для этого возможности.
А вообще на следующий год очень хочется загадать стабильности. Пусть даже на нынешнем уровне.