Тарас Высоцкий Страны Африки заинтересованы в поставках украинской молочной продукции
Заместитель министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Тарас Высоцкий рассказал УНИАН, как правительство планирует удешевлять кредиты под покупку участков после запуска рынка земли и вообще поддерживать агропроизводителей в 2020 году, какие новые перспективы ожидают украинских аграрных экспортеров и сможет ли Министерство аграрной политики снова стать отдельной структурой.
- Президент Украины в середине января намекнул, что пора разделить некоторые министерства, в частности, Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства. Можно ли ожидать, что Министерство аграрной политики вернется?
- Президент выразил эту идею как рекомендацию. Сейчас она изучается министерством, продолжаются обсуждения. Мы сможем прокомментировать лишь конечное решение. Сейчас, в рамках дискуссии, не можем разглашать детали. Фактически было дано поручение президента определиться до 4 февраля. Если будет принято решение о реформировании правительства, то оно будет вынесен на голосование в Верховной Раде.
- Готовы ли вы возглавить это новое аграрное министерство?
- Скажу откровенно, физически времени над этим думать нет. Я - командный игрок. Какое решение примет команда, с таким я соглашусь. Я - командный игрок. Какое решение примет команда, с таким я соглашусь.
- Какие структуры сейчас координируют аграрную политику в объединенном министерстве?
- Сейчас есть четыре структурных подразделения - департамент аграрной политики, директорат аграрного развития, директорат сельского развития и директорат безопасности пищевых продуктов. У каждого из этих направлений есть руководители, а у них - профильные заместители. После каждого освобождения или назначения полномочия между заместителями министра перераспределяются. Сейчас я координирую все четыре направления.
- Как объединение Министерства аграрной политики и продовольствия и Министерства экономического развития и торговли отразилось на сельскохозяйственной отрасли Украины?
- Есть четкие направления, где ощущаются положительные стороны. В первую очередь, это управление государственными предприятиями и приватизация. Годами предприятия приносили убытки и не передавались в Фонд госимущества, хотя на это основания были. Поскольку профильные структуры находятся как раз в Минэкономики, после объединения министерств удалось быстро подготовить необходимые документы. Сначала 493 предприятия были переданы от Министерства АПК в Минэкономики, а в декабре - в Фонд госимущества. Сейчас они готовятся к приватизации. Среди них ключевой является так называемая «большая четверка» - «Укрспирт», ГПЗКУ, «Аграрный фонд» и «Артемсоль».
Второе направление, которое существенно усилилось после объединения ведомств - развитие международных отношений, а именно продвижение аграрного экспорта. Стало возможным использовать такой инструмент Минэкономики, как Офис по продвижению экспорта Украины.
- На какие новые рынки смогут выйти украинские аграрные экспортеры в 2020 году?
- Для нас уже открылся новый рынок говядины в Китае. Также ведутся переговоры о зоне свободной торговли с Турцией, Сербией и Великобританией.
Великобритания является крупным импортером, и в связи с Брекзитом Украина готова усиливать поставок в эту страну как классических позиций агропродукции - зерновых и масличных, так и с добавленной стоимостью - томатной пасты, меда, мяса птицы и продуктов переработки зерновых.
Страны Африки заинтересованы в поставках украинских продуктов переработки масличных, молочной продукции, мяса птицы, и, конечно, зерновых. Страны Юго-Восточной Азии наращивают импорт украинских ягод и продукции садоводства.
- Имеет негативные последствия для экспортеров укрепление гривны?
- Ревальвация, которая началась в сентябре, пока не влияет на темпы и физический объем экспорта. За одиннадцать месяцев 2019 экспорт агропродукции из Украины в целом составил более двадцати миллиардов долларов, сорок процентов из этой суммы приходится на экспорт в ЕС.
В группе риска те производители, которые пользовались преимуществами девальвации и низкой цены и недостаточно инвестировали в бизнес. Но для тех, кто постоянно вкладывал в повышение производительности, ревальвация гривны не является критическим фактором.
Специфика агропродовольственной продукции такова, что в связи с ростом численности населения в мире спрос на продукты всегда больше, чем предложение. Поэтому международный рынок готов потребить весь излишек, который нам не нужен для внутреннего потребления.
- Как министерство планирует поддерживать производителей в 2020 году?
- Мы фокусируемся на создании честных правил игры и развития конкуренции. Планируем обновить законодательство, которое не менялось с девяностых годов, по контролю безопасности продукции - идет работа над фундаментальными законопроектами по ветеринарной медицине и защите растений. Также есть планы по содействию развитию предприятий на селе.
На этот год в бюджете на господдержку агропроизводителей предусмотрено 4,24 млрд гривен. Из них на удешевление кредитов - 1,2 млрд, на компенсацию под покупку сельхозтехники - 1 млрд, на поддержку животноводства – 1 млрд, садоводство – 400 млн, поддержку фермерства и смежные программы - 400 млн гривен.
- Ранее правительство было готово отдать все 4 миллиарда из программы господдержки 2020 на удешевление кредитов под покупку земли. Почему теперь оставили лишь 1,2 миллиарда гривен?
- Это инициатива самих аграрных ассоциаций, которые выступили с ней на нашей общей встрече. На тот момент законопроект о рынке земли был рассмотрен только в первом чтении, и стало понятно, что запуск стартует не раньше октября. Поэтому мы посчитали, что продажа земли в течение последнего квартала 2020 года, с учетом ограничений в отношении иностранцев и концентрации, будет незначительным. И совместно решили, что для покрытия целей достаточно суммы в пределах 1,2 миллиарда гривен.
Министерство провело опрос среди пайщиков, и только от пяти до семи процентов готовы продать участки в первый год после запуска земли. Если эти проценты перечислить в гектары, то это составляет один или чуть больше миллиона гектаров. В пиковые годы выплат после запуска рынка земли эта сумма может существенно увеличиться - до 12-13 миллиардов гривен.
- Почему в январе парламент не рассмотрел вопросы рынка земли? Когда будет второе чтение законопроекта?
- Были более срочные вопросы на эту сессию, поэтому второе чтение законопроекта отложилось. Это - изменение налогового кодекса, в том числе отмена «соевых» поправок, от которых аграрии несли убытки ежедневно. А с учетом того, что старт рынка земли запланирован на 1 октября, то по нему дискутировать можно и в феврале. Думаю, что Верховная Рада сможет рассмотреть во втором чтении этот законопроект в начале новой сессии - в первую неделю февраля.
Однако правительство не останавливается в подготовке к запуску рынка земли. Все задачи - создание Фонда гарантирования кредитов, проведение инвентаризации земель, наполнение кадастра, дерегулирование и создание реестра аграрных предприятий - продолжаем выполнять согласно графику.
- Были какие-то конфликты интересов при доработке законопроекта ко второму чтению?
- Сам законопроект - это общественный компромисс. Если говорить о конфликтах интересов внутри власти, то у нас есть две политические силы - ОПЗЖ и БЮТ, которые принципиально против рынка земли, а не только такого формата, который предлагается законопроектом.
Конструктивные предложения о пятидесятикилометровом ограничении к границе, создание фонда развития сельских территорий и другие от депутатских групп - были учтены.
Внутри «Слуги народа» была дискуссия относительно концентрации [в «одни руки»]: с начальных двести тысяч гектаров она была уменьшена до десяти тысяч. Финальная формулировка законопроекта среди тех, кто готов рассматривать и голосовать за рынок земли, является взвешенной, и никаких конфликтов не вызывает. Мы не пробиваем свою повестку дня любой ценой, а нашли оптимальные решения.
- Как будет происходить удешевление кредитов под покупку земли?
- К этому будут привлечены банки, в том числе коммерческие. Фермер оформляет кредит, начиная выплату процентов. Сейчас ежемесячно документы уплаченных процентов должны подаваться в министерство, но мы интегрируем это в реестр аграрных предпринимателей для автоматизации процесса.
Государство будет компенсировать примерно полторы учетные ставки НБУ, но так, чтобы стоимость кредита была не более, чем пять процентов. Можно брать кредит и под двадцать процентов. Тогда пятнадцать процентов будет компенсироваться по программе поддержки, а пять платить фермер из собственных средств.
Если фермер взял, например, 1000 гривен, то платить по процентам он будет 200 гривен в банк, а в следующем месяце министерство выплачивает через казначейство 150 гривен компенсации фермеру.
- Кредиты под пять процентов будут доступны только для малых фермеров?
- Этот подход касается, скорее, максимальной суммы поддержки, которую можно получить. В министерстве дискутировали в рамках компенсации процентов по кредитам - от пяти до десяти миллионов гривен на одного субъекта в год. Мы не дискриминируем предприятия по размерам. Просто это сумма, которую государство может предоставить для поддержки. Если есть большие потребности, тогда масштаб производства должен позволять больше зарабатывать.
- Какие гарантии, что все фермеры получат доступ к денежным ресурсам?
- Здесь мы закладываем два момента. Первый - новый Фонд гарантирования кредитов будет брать на себя риски малых предприятий, которые не смогут сделать первый взнос. Второй - инициируем изменения в бюджетный кодекс, которые бы четко фиксировали, что программа компенсации должна работать минимум семь лет, и определенный процент средств в госбюджете будет на нее закладываться.
Это не значит, что через семь лет такой программы не будет, но мы исходили из того, что в среднем на землю берут пятилетний кредит, и семь лет будет существовать именно гарантирована программа. Но даже потом проценты все равно будет компенсировать государство.