компоненты

Наталья Уткина, Союз мороженщиков России В 2023 году рост производства мороженого составит 5-10%


Уже через несколько дней, 30 марта, состоится презентация Рейтинга крупнейших производителей мороженого, подготовленного Союзмолоко, Milknews и Streda Consulting при поддержке Союза мороженщиков России. В преддверии этого события о самых актуальных проблемах сегмента мы поговорили с заместителем генерального директора СМР Натальей Уткиной.

Milknews: Во второй половине года было много разговоров о катастрофическом падении объемов производства мороженого на фоне слабеющего платежеспособного спроса и одновременного резкого повышения цен на продукцию.

Как Вы оцениваете ситуацию на рынке и с какими результатами отрасль завершила 2022 г., который был один из самых сложных для отрасли за последние годы?

Н. Уткина:
Последние три года: 2020, 2021 и 2022 год были рекордными по производству мороженого в России. Ранее объёмы были на уровне 380-410 тысяч тонн. Но с улучшением качества жизни нашего населения – увеличилось и потребление мороженого. В 2020 году произвели 449 тыс. т мороженого, в 2021 году 527 тыс. т и в 2022 году 468 тыс. т. Как видно, 2022 год был достаточно продуктивным для мороженщиков, несмотря на все трудности. 

2022 год оказался очень непростым для производителей. Пришлось срочно решать вопросы импортозамещения ингредиентов, искать новых поставщиков запчастей к оборудованию. Изменение логистических маршрутов привело к увеличению стоимости стабилизаторов, наполнителей, ароматизаторов, красителей. Увеличению их стоимости способствовали рост доллара и евро. Кроме импортных составляющих выросли в цене сахар, гофрокартон, гибкая упаковка и другие составляющие. В таких условиях в апреле производители мороженого стали повышать отпускные цены на мороженое. Одновременно с этим и покупательская способность стала снижаться.

Начиная с апреля 2022 года, производители мороженого ежемесячно, кроме июня, производили мороженого меньше, чем в тот же месяц предыдущего года. Июнь 2021 года был отмечен тем, что в этот период внедрялась система маркировки «Честный Знак», которая привела к потерям в объёмах производства мороженого в июне 2021 года. В целом за 2022 год произведено мороженого меньше, чем в 2021 году. Но больше, чем в 2020-м. Это большое достижение.

Milknews: В течение года отрасли боролась с большим количеством сложностей, возникших после введения санкций - вопросы с упаковкой, ингредиентами, запчастями и расходниками для оборудования и т.д. На ваш взгляд, все ли проблемы удалось так или иначе решить или в ближайшие годы еще сохраняются какие-то серьезные риски?

Н. Уткина:
У производителей мороженого не было серьёзных проблем с упаковкой. Основная упаковка для мороженого – гибкая. Производители гибкой упаковки находятся в России. Так что обошлось без перебоев. Единственное, повышение цен на гибкую упаковку, гофрокороба потянули вверх отпускные цены на мороженое. В мае ситуация с упаковкой и ценами стабилизировалась. Вопрос импортозамещения вкусовых ингредиентов и красителей потребовал от специалистов решения по подбору отечественных аналогов. При этом нужно было подобрать такие ингредиенты, чтобы качество мороженого не изменилось. И технологи в целом справились.

Есть, конечно, ещё над чем работать, но самые востребованные виды мороженого производятся, магазинные полки не остаются пустыми. И объёмы производства мороженого в 2022 году подтверждают, что технологи-мороженщики справились с задачей. Сложнее обстоит дело с импортным оборудованием для производства мороженого, с запчастями и расходными материалами. Уход с российского рынка таких компаний, как Tetra Pak, GRAM, отрицательно отразился на техническом обеспечении предприятий: до сих пор мороженщики не могут получить многие запчасти, расходные материалы, а также подобрать изготовителя запчастей для оборудования этих компаний. В 2022 году многие компании ещё использовали складские запасы по запчастям для оборудования, а в 2023 году нужно будет искать новых поставщиков или изготовителей запчастей.

Milknews: Как на этом фоне обстоят дела с инвестиционными проектами в отрасли - удалось ли компаниям завершить ранее анонсированные проекты или все-таки случились срывы поставок и переносы сроков?

Н. Уткина:
В 2022 году были завершены многие начатые ранее инвестиционные проекты. Так, компания “Айсберри” вышла на полную производственную мощность на новой фабрике в Тутаево. Компания «Башхолод» закончила реконструкцию производства. «Челны-Холод» запустил высокопроизводительные линии по производству мороженого. Используя сильный рубль, некоторые компании приобретали отдельные линии для мороженого. Но глобальных инвестиционных проектов в 2022 году начато не было.

Milknews: Экспорт мороженого в прошлом году рухнул почти в 2 раза с пиковых значений 2021 г. Как Вы оцениваете потенциал восстановления объемов и какие регионы для наших компаний наиболее перспективны на ближайшие годы?

Н. Уткина
: Экспортировать мороженое, конечно, хорошо. Но в таких сложных экономических и политических условиях было предсказуемо, что проблемы с экспортом мороженого у нас возникнут. Тем более, что основным импортёром российского мороженого в дальнем зарубежье в 2021 году были США. Союз мороженщиков России считает, что российским производителям мороженого нужно направить усилия на расширение своего присутствия в странах постсоветского пространства и увеличение объёмов экспорта там. Новые рынки для экспорта мороженого нужно продолжать завоёвывать на Африканском континенте. Хорошими потенциальными возможностями для экспорта российского мороженого обладают страны Ближнего Востока и Восточной Азии.

Milknews: Как, на ваш взгляд, отрасль будет развиваться в этом году? Какие будут ключевые тренды в структуре рынка, поведении потребителей и конкурентной ситуации? Удасться ли отрасли вернуться на траекторию роста?

Н. Уткина:
Несмотря на все трудности, производители мороженого с оптимизмом вступили в сезон 2023. Российский рынок мороженого сохраняет и продолжит сохранять стабильность и высокое качество мороженого.

Учитывая снижение покупательской способности, можно ожидать востребованность мороженого низких ценовых сегментов - это мороженое с ЗМЖ, мороженое и десерты на основе плодов и ягод.

Со времени пандемии продолжается рост мороженого семейного формата - ванночки, крупнофасованное.

Запросы на мороженое ЗОЖ, без сахара, функциональное сохраняются, но увеличение продаж не прогнозируется. Потребление этих видов по оценкам «Союза мороженщиков России» составляет не более 1% от общего объёма производства.

Согласно данным компании «Лаборатория Трендов», будет и далее развиваться онлайн-канал продажи мороженого. Например, по данным онлайн-магазина «Самокат», в первом полугодии 2022 года мороженое входило в 16% заказов, сделанных с помощью виртуальных ассистентов «Салют». Популярнее мороженого оказались только молоко и хлеб - 17%. Еще одно подтверждение активного развития онлайн-канала: по данным сервиса «СберМаркет», в июне 2022 года в сравнении с июнем 2021 года продажи мороженого выросли в 1,5 раза, а в сравнении с маем 2022 года количество заказов увеличилось в 6,2 раза.

В целом «Союз мороженщиков России» прогнозирует в 2023 году рост производства мороженого на 5-10% к 2022 году.

 

1679988095

4193 просмотра

Также рекомендуем:


MN В ВК
Телеграм MN
Комментарии
Практикум Ярославль
кизельман-март-24
K2

Нов 5 мин еженедельно
НЕДЕЛЯ РИТЕЙЛА
аукцион коров
Подпишитесь на нашу рассылку
Практикум Ярославль

Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен