Николай Власов, Россельхознадзор В системе «Меркурий» скоро появится блокировка недобросовестных пользователей
Россельхознадзор запустил 29 аналитических модулей в системе ветсертификации «Меркурий», они полезны как для надзорных органов, так и для бизнеса. Для недобросовестных пользователей в системе скоро появится блокировка. А систему «Хорриот» для учета животных внедряют в жизнь с помощью «народного творчества». Об этом в интервью «Ветеринарии и жизни» рассказал инициатор и автор информационного комплекса «ВетИС», советник Руководителя Россельхознадзора Николай Власов.
Николай Анатольевич, с чем связаны названия систем Россельхознадзора – «Хорриот», «Аргус», «Сирано», «Меркурий»?
Николай Власов: Когда еще в 2006–2007 гг. мы наслушались и начитались наших сложных и нечитаемых аббревиатур информационных систем, решили, что информационные системы, которые мы разрабатываем, должны называться именами собственными, которые как-то перекликались с сутью того, что в этой системе делают. В некоторых случаях это названия греческих, римских или славянских божеств-покровителей того или иного вида деятельности. В некоторых случаях мы используем и аббревиатуры, если они удобочитаемы и звучны, как, например, «СиРанО» – это аббревиатура слов, система раннего оповещения.
Система «Дюма», например, названа в честь писателя Александра Дюма. Эта программа, автоматически формирующая письма, она пишет огромное количество писем, а Дюма, как известно, писал очень быстро и очень плодотворно. «Меркурий» назван в честь бога – покровителя торговли. Система ветсертификации напрямую связана с торговыми процессами. Придумывали так, чтобы звучало красиво. Например, «ВетИС» – это тоже похожая на имя собственное аббревиатура слов, ветеринарная информационная система.
Вы рассказывали о казусах при ветсертификации, когда оформляют сертификаты на критически малые объемы или, наоборот, на очень большие партии. О чем это говорит?
Николай Власов: Часть – это жульничество просто-напросто. Если человек делает аномально большую производственную партию, он на самом деле никаких сертификатов не оформляет, он просто обозначает продукцию, которую собирается продавать, и ставит «космический» объем производственных партий. У нас есть примеры оформления производственных сертификатов на квадриллионы килограмм. Потом транспортные документы можно оформлять со ссылкой на этот сертификат всю жизнь (объем позволяет), если это долго хранящаяся продукция (например, замороженное мясо), и делать вид, что якобы все сделал правильно. А микроскопические – это, скорее всего, либо ошибка, либо хитрость.
Как с этим бороться?
Николай Власов: Во-первых, это внесение заведомо ложных данных, бороться надо путем отключения тех пользователей системы, кто такие данные вносит.
А поскольку мы не сторонники того, чтобы массово применять карательные меры, мы будем приучать людей еще и по-другому. На первом этапе в таких случаях мы будем рассылать так называемые предупреждалки. То есть собирается человек оформить производственную партию объемом 100 миллиграмм, автоматически будет выпадать окно с предупреждением, что объем слишком мал для этой партии, подтвердите свои действия.
Если он подтверждает, то уже не сошлется на то, что перепутал или забыл. А если это не поможет, то введем машинный запрет, чего делать не хотелось бы, потому что действительно есть подконтрольные товары, которые выпускаются мелкими партиями. Например, ферменты. Если мы почувствуем, что ни уговорами, ни карательными мерами достичь нужного результата не получится, то будем вводить ограничения, которые будут непреодолимы для пользователя.
В чем преимущества аналитических модулей в системе ветсертификации «Меркурий»?
Николай Власов: В целом это все называется аналитической подсистемой. Всего 29 аналитических модулей. Все они ориентированы на разные группы пользователей. Почти всеми модулями наверняка будут пользоваться надзорные органы, какими-то – местные власти.
Например, есть такой интересный модуль для местных властей – это баланс региона по конкретному виду товаров или группе товаров. То есть двумя кликами человек может определить, где и как расположены товарные запасы, товары конкретной группы. Товарные запасы можно посмотреть в регионе, городе, конкретном административном районе или федеральном округе.
Для добросовестного предпринимателя подходит большинство тех модулей, которые подходят для надзорных органов. Разумеется, доступ будет им предоставляться с учетом ограничений по коммерчески значимой информации. Например, есть модуль поиска надежных поставщиков, есть определитель сомнительных поставщиков, есть поисковик альтернативных поставщиков.
Какие новшества планируются в системе «ВетИС»?
Николай Власов: Если раньше мы уделяли основное внимание тому, чтобы обеспечить полноту (объем) данных, то теперь основное внимание уделяем тому, чтобы обеспечить чистоту данных в системе. Чтобы в системе не было мухлежа, жуликов. За 2020 год выявлено более трех тысяч площадок-фантомов – это то, что реально дает «Меркурий».
Как внедряется другая система Россельхознадзора – «Хорриот», которая предназначена для учета и идентификации животных?
Николай Власов: «Хорриот» развивается в модульном режиме. То есть часть модулей уже находятся в промышленной эксплуатации, часть в опытной, а часть только запланирована.
Дело в том, что изначально была договоренность, что наши системы будут расти на основе «народного творчества». Что такое «народное творчество»? Мы постоянно общаемся с разными группами пользователей, в том числе с предпринимателями и надзорными органами, реагируем на их потребности. В итоге какие-то новые модули придумываем и прописываем в системе. Иногда это для надзорной системы вовсе и не нужно, но это делает систему полезной для бизнес-сообщества и потребителя. И тогда намного легче ее внедрять. Потому что бизнес, например, получает не только для себя заботы по ведению отчетности, но и какие-то бонусы в виде информации, которая накапливается в системе.
А вообще Россельхознадзор, в отличие от других ведомств и структур, стремится делиться информацией, которая у него есть. Поэтому мы из надзорных данных стараемся сделать что-то полезное для широкого круга людей, это и обогащает саму систему.
Когда ожидается полное внедрение системы «Хорриот»?
Николай Власов: Полное внедрение ожидается после принятия закона. Принятие закона мы ожидаем Госдумой либо в осеннюю сессию, либо зимой. И, наверное, события будут развиваться таким образом: долго-долго ждали, потом побежали.
Какие плюсы вы видите от внедрения системы идентификации?
Николай Власов: Без идентификации осмысленная деятельность в животноводстве возможна только в рамках одного хозяйства, где идентификация есть. В рамках страны пока нереально такую работу вести, потому что в животноводстве много дикости. И это касается не только России. Например, банальное конокрадство, у нас до сих пор даже коров крадут сотнями.
А система идентификации не позволит легализовать украденное животное. Представьте, болюс (применяется для идентификации КРС. – «ВиЖ») находится в преджелудке у коровы, вот ее украли, и болюс объявляет, что корова краденая. И что делать? Операцию? Ветеринарные процедуры. Не будет такого, что ветеринар что-то записал на бумажке, а бумажка куда-то потерялась. При внедрении системы идентификации ветспециалист подошел к корове, считал ее чип, взял кровь. Это совершенно другой уровень работы. И еще один важный плюс идентификации – возможность получать данные о продуктивности животных, причем это можно делать через поколения и в масштабе всей страны. В перспективе можно всю страну превратить в некое подобие гигантской племенной фермы. То есть о каждом потенциальном производителе, где бы он ни находился, кто бы ни был его владельцем, будет все известно. Например, мы знаем, что вот эти коровы получены от того бычка.
Скажем, в поколении F2 они дают высокий удой. Следовательно, это будет объективный источник информации при торговле живыми животными, а в случае КРС еще и спермой, причем в том числе и спермой тех быков, которые уже умерли от старости. Это возможно и эффективно, лишь если будут накапливаться достоверные данные о предках, об их продуктивности, а животные будут надежно идентифицироваться. Любой покупатель при желании будет четко знать, кого он приобрел.