Валерий Холодов, Ярославская область У ярославских продовольственных брендов — большое будущее
Зампред правительства Ярославской области Валерий Холодов рассказал в интервью порталу «Ярновости» о новых региональных проектах в области сельского хозяйства, а также о том, как идет продвижение ярославских продовольственных брендов.
— Валерий Викторович, приходится признать, что сельское хозяйство долгое время было на периферии внимания областных властей. Это было видно, что называется, невооруженным глазом: едешь, например, по вологодской трассе и видишь пустые поля и заброшенные коровники. Можно ли сейчас говорить о развитии отрасли?
— С полной ответственностью могу заявить — да. В 2016 году, когда в область пришла новая команда, у нас было 57% пахотных земель, которые не обрабатывались. Поэтому одним из первых наших шагов стало введение мер господдержки для тех, кто возвращает эти земли в сельскохозяйственный оборот.
Когда инвесторы поняли, что в Ярославской области работать выгодно, процесс пошел. Сегодня у нас четыре мощных проекта по развитию молочного животноводства, а оно, понятное дело, напрямую связано с земельными наделами: каждой корове нужно два гектара пастбища.
— Что это за проекты?
— Например, «Красный Маяк» в Ростовском районе — 3 600 голов. Кроме того, есть проект компании «Восход» в Первомайском районе — на 2 400 голов. «Пахма» сегодня проводит мощную реконструкцию, там планируется увеличение поголовья до 5600 голов, из них 2300 — дойного стада. «Агромир» вложил в переоборудование примерно полмиллиарда…
Для привлечения инвесторов мы взяли за основу опыт Подмосковья, где был принят закон о выделении земли без торгов. Интересна такая схема бизнесменам? Конечно, интересна, потому что она существенно упрощает процедуру. Собственно, именно поэтому в Тутаев и пришла компания «Айсберри», которая строит фабрику мороженого. У нее есть все шансы стать градообразующим предприятием.
— Получается, что «Айсберри» будет и молоко в Ярославской области производить?
— Они думают об этом, и нам, конечно, такой вариант был бы очень интересен. Если молоко перерабатывается на территории региона, добавочная стоимость остается у нас. Это выгодно. Для этого мы первыми в России зарегистрировали как юридическое лицо сырный кластер.
В законе такого понятия нет, поэтому пришлось пойти на некоторые хитрости. Нам повезло, что в Угличе есть ВНИИ маслоделия и сыроделия, поскольку в кластере должен быть и научный сегмент. Перед Новым годом мы открыли в том же Угличе завод, который перерабатывает 200 тонн молока в сутки. Теперь «Вощажниково», например, 17% своей продукции поставляет туда, а не только гигантам отрасли — «Данону» и «Кампине».
— Кстати, о «Вощажникове». Несколько лет назад этот проект широко рекламировали, потом начались какие-то конфликты между инвесторами, дошло даже до процедуры банкротства.
— Да, там введено внешнее наблюдение. Мы ездили на предприятие, беседовали с руководством. Договорились, что главное — это сохранить коллектив. Пока это выполняется, даже зарплата выросла. Но вот перерабатывающий завод, который был запланирован, так и не построен.
— Валерий Викторович, ни для кого не секрет, что большинство продовольственных магазинов принадлежит крупным федеральным сетям, тому самому продуктовому ритейлу. Попасть на прилавки таких магазинов региональному производителю сложно: объемы не те, да и требования порой чересчур жесткие. Помогаете в этом вопросе?
— Стараемся, и результаты есть. Если пять лет назад доля ярославских производителей в магазинах федеральных и региональных сетей составляла 12%, то сейчас 28. Чтобы этого добиться, мы ввели, например, региональный «Знак качества». Если производитель хочет его получить, он должен подписать с нами соглашение о добровольной сертификации. Это означает, что производство в любой момент могут проверить. Со временем появился целый пул предприятий, которые не боятся за качество своей продукции. Соответственно, им доверяют и потребители, и ритейлеры.
Кроме этого, мы стали активно заниматься продвижением наших брендов. Когда у нас проходит выставка «ЯрАгро», мы просим, чтобы каждый район отобрал лучшие новые бренды этого года. Потом мы представляем их на выставке «Золотая осень». Здесь сельхозпроизводители имеют возможность пообщаться с покупателями, мы делаем специальные торговые сессии, за пять лет сделали 70. Крупнейшие федеральные сети смотрят и пробуют там ярославскую продукцию.
Сегодня 16 наших товаров вошли в ТОП-500 брендов первого национального конкурса «Вкусы России». Лидером народного голосования среди наших брендов стал «Ярославский шоколад», он получил поддержку почти семи тысяч пользователей, попав в ТОП-30 народного голосования, а вятский соленый огурец попал в ТОП-10 по двум номинациям.
— А какие наши продукты представлены сегодня по всей России?
— Яйцо, цикорий, зеленый горошек, кондитерские изделия. И это не только «Собрание». В Переславском районе есть фабрика, которая делает шоколадки для «Аэрофлота», то есть ее продукцию знают уже во всем мире.
Вся страна знает мороженое РАМОЗ, кефир «Ярмолпрод» с крокодильчиком, угличскую перепелиную фабрику. На предпоследней «Золотой осени» полуфабрикаты из мяса перепелов произвели фурор. Их в буквальном смысле расхватали за пару часов. Сегодня многие тянутся к органической продукции, и здесь у ярославских брендов большое будущее.
Конечно, хочется каких-то прорывных историй. Надеюсь на мощное развитие аквакультурных проектов.