Эконива семена

Обзор Кто такие копакеры и как с ними работать


В последнее время всё чаще в отрасли можно услышать разговоры про копакеров. Это понятие для российского рынка довольно новое, поэтому ещё не все до конца понимают его специфику. Тем не менее, копакеры активно проникают в сегмент пищевого производства, в том числе и молочную сферу: многие предприятия начали активно пользоваться услугами копакинговых компаний. В каких случаях может потребоваться их помощь и насколько это выгодно? Milknews разобрался во всех нюансах новой тенденции.

Кто такие копакеры?

 
Копакинговые компании занимаются упаковкой продукции на контрактной основе. Копакинг достаточно бурно развивается в Европе, где даже создана специальная ассоциация – ECPA (European Co-Packers Association), однако в этой отрасли есть и свои трудности: ужесточение регулирования процессов управления качеством продукции в Европе ведет к усложнению линий копакинга, а также увеличению затрат на этот процесс. Кроме того, основные игроки FMCG-рынка (товары повседневного спроса), пользующиеся услугами копакинга, бывают гораздо масштабнее самих копакеров, и это создает дисбаланс в их взаимодействии и усложняет развитие последних.

В международных компаниях обращаться к копакинговым компаниям - обычная практика, они обмениваются опытом внутри, перенимают его от других зарубежных коллег. Что касается российских производителей, то и они начинают понимать выгоду сотрудничества с копакерами, ведь с их помощью можно можно стать более гибкими и успешно расширять ассортимент продукции во всех сетях и форматах магазинов.

По словам ассоциативного директора Ernst & Young Максима Никиточкина, российский копакинг находится только ещё в самом начале пути, а из-за этого многие путают понятия.

Стоит прояснить терминологию, поскольку даже сами представители отрасли не всегда корректно пользуются ей.  Co-packing – это аутсорсинг процесса упаковки. Co-manufacturing – это аутсорсинг процесса производства. Часто люди подразумевают второе (производство на чужих мощностях), называя это первым (копакингом).

Действительно копакинга в пищевой отрасли России пока не так много, например, когда одна большая молочная компания переупаковывает питьевые йогурты - кейсы по 15 штук в кейсы по 6 штук на чужих мощностях.

Если говорить о контрактном производстве, то оно достаточно сильно развито в пищевой отрасли в России: это и производство безалкогольных напитков (Аквалайф («Черноголовка») имеет очень разнообразные производственные мощности и нередко их использует для производства продукции для третьих лиц), и кондитерское производство (одна из крупных компаний, не имеющая мощностей по производству шоколада, производила шоколад на небольшой именно шоколадной фабрике), и молочное производство («Галактика» производит кефиры и йогурты для Valio, целый ряд молочных комбинатов производит продукцию по контракту для третьих лиц).

Мировые тенденции в сфере контрактной упаковки

 
Согласно исследованию Mordor Intelligence, рынок контрактной упаковки зарегистрировал CAGR (показатель совокупного среднегодового темпа роста) в размере 15,33% с 2021 по 2026 год. На такой рост в основном влияют меняющиеся предпочтения фирм-производителей, которые обычно передают упаковочную деятельность на аутсорсинг сторонним игрокам. Это связано с тем, что производители все больше внимания уделяют оптимизации затрат и своему основному бизнесу.

Контрактная упаковка дает ряд преимуществ. Во-первых, это снижает эксплуатационные расходы производителей. Во многих случаях, по оценкам экспертов, эксплуатационные расходы могут быть снижены на целых 7-9% за счет аутсорсинга упаковочной деятельности контрактным упаковщикам и снижения затрат на оборудование и рабочую силу.

Во-вторых, нормы, по которым производится упаковка товаров, особенно в случае продуктов питания и напитков, быстро развиваются и меняются. Соблюдение всё новых и новых строгих правил требует от производителей дополнительных ресурсов. При аутсорсинге упаковочной деятельности эта задача (также известная как упаковка mil-spec) передается агентству по контрактной упаковке, мотивируя все больше производителей отдавать предпочтение именно такому виду упаковки, и не заниматься этим собственными силами.

Кроме того, упаковочная промышленность стремительно развивается, внедряется множество новых продуктов и технологий. Поэтому копакинговые компании должны постоянно обновляться, чтобы соответствовать меняющимся потребностям клиентов. Новые тенденции на этом рынке формируют такие факторы, как урбанизация, и предпочтение удобных и легко открывающихся упаковок, а также набирающий популярность тренд на экологичность.

Для обмена опытом и улучшения качества этой сферы в Европе созданы специальные организации, например, Ассоциация контрактных упаковщиков и производителей и Европейская ассоциация копакеров.

Когда выгодно сотрудничать с копакерами?

 
С копакерами выгодно сотрудничать:

  • При необходимости выполнения краткосрочного проекта limited edition, чтобы не загружать собственное производство и персонал. Например, под акцию в период праздников.
  • При необходимости кастомизации. То есть когда требуется соединить разные вкусы йогуртов в один пак, сделать нестандартную фасовку: не 12 бутылок йогурта в пачке, а 5.
  • При недостатке оснащения. Это актуально как для больших компаний, так и для стартапов. Можно не покупать специфическое упаковочное оборудование и не искать производственные помещения, а отдать проект упаковки копакеру под ключ. Так же и с топперами (специальными крышками с наполнителями, например, для йогуртов). Молочному предприятию не выгодно организовывать цех по производству топперов - купить у копакера выгоднее.
  • При необходимости локализации, когда зарубежные бренды хотят выйти на российский рынок быстро и не хотят обременять себя здесь производством.

По мнению Максима Никиточкина, с ростом важности упаковки, сезонных предложений как фактора продаж в России более активно начнет развиваться и копакинг.

Это произойдет вследствие того, что производителям будет удобнее и дешевле “копачить”, чем запускать массовое производство продукции в новой или сезонной упаковке под соответствующие промоакции, инвестируя в переналадку линий для нового формата. Однако для этого будет необходимо перестраивать производственно-логистические процессы, а это всегда очень тяжело дается. Как результат, наибольший спрос на копакинг будут формировать отрасли с наибольшей долей подарочных и сезонных упаковок. Это в большей степени парфюмерия и косметика. Российские пищевые производители пока довольно медленно увеличивают форматы упаковок, и этому есть объяснение: создание новых SKU ведет к необходимости листинговать их в сети, увеличивает количество SKU в ассортименте производителя, что автоматически снижает точность прогнозирования продаж для целей производства, что ведет к росту остатков продукции на складах, то есть увеличивает затраты производителя.

С молочными предприятиями на данный момент работает только одна крупная копакинговая компания - Co-Packing Center. Её генеральный директор Александр Кайдалов рассказал, как компания вошла на российский молочный рынок:

Наша компания многопрофильная. Мы делаем топперы для молочных десертов: с партнерами по группе компаний Joy-Co делаем топпинги и упаковываем под ключ. С этого компания начинала. А сейчас также оказываем услуги по первичной фасовке открытого продукта, услуги по переупаковке закрытого продукта и сборке наборов, серий Limited Edition, также мы делаем POS материалы, в частности дисплеи для ритейла.

По словам Александра Кайдалова, любое сотрудничество с новым предприятием начинается с изучения задачи, обсуждения, тестов или дегустаций. А когда проект полностью обсужден, происходит заключение договора и дальнейшая работа. Весь этот процесс занимает от 4 недель.

Все зависит от пожеланий клиента, но мы очень мобильные, быстро разворачиваем производство и так же быстро корректируем процессы под клиента. У нас есть собственный R&D, большие эксперты упаковочной индустрии, поэтому как правило любой проект мы можем рассчитать и реализовать. Реализуем как на своей производственной площадке в Климовске, так и  in-house. Второе очень актуально для предприятий молочной отрасли, где нужно упаковать продукт быстро и в холодном цехе. Так мы работаем с Danone, Ehrmann и другими мировыми и российскими компаниями: делаем топперы и сразу надеваем, а также переупаковываем продукцию под сase count для ритейла (кастомизация фасовки), делаем Limited Edition (наносим стикеры, вкладываем игрушки и т.п.).

Крупные молочные корпорации подтверждают выгоду работы с копакерами. Старший менеджер в категории контрактного производства детского питания Danone и Nutricia Елена Салехова рассказала, что с 2017 года предприятие сотрудничает с копакинговым агентством, которое формирует топперы с насыпкой для йогуртов и творожков бренда «Растишка».

Компания, с которой мы работаем, является лидером отрасли контрактного производства, обладает высокотехнологичным оборудованием, что обеспечивает качество, отвечающее требованиям Danone, а также оптимальную стоимость товаров и услуг. Такого оборудования на наших площадках нет и устанавливать его под объемы “Растишки” не эффективно (дорогостоящий капекс). Поэтому было принято решение сотрудничества на контрактной основе. Не маловажным является и тот факт, что копакеры, с которыми мы сотрудничаем, работают в соответствии с принципом, принятым в Danone, OPOH – One Planet One Health, сохраняя окружающую среду и заботясь о своих сотрудниках, а также обладает сертификатами ISO 22000, Halal, что гарантирует безопасность производимого товара. Также преимуществом в выборе компании является наличие отдела R&I, что дает возможность разработки новых интересных продуктов и повышения интереса потребителей.

Маркировка и копакеры

 
Одной из самых актуальных тем в молочной сфере по-прежнему остается внедрение обязательной маркировки молочной продукции. В связи с появлением на рынке новых игроков, которые связаны с упаковкой товаров, возникает логичный вопрос: кто будет отвечать за штрих-коды? Руководитель проекта по работе с типографиями ЦРПТ Варвара Михайлова рассказала, что тема с копакинговыми компаниями находится в активной разработке.

Копакеры – это организации, которые осуществляют доупаковку. Зачастую они же являются производителями упаковки. На данный момент, мы находимся в плотном диалоге с копакерами. И вопрос подключения их к работе с уже промаркированной упаковкой находится в зоне внимания оператора, он поднимался и производителями. Для этого планируем создать отдельную рабочую группу. В настоящее время основная задача – подготовка типографий, так как в сыре и мороженом копакинга фактически нет; для копакеров, вероятно, необходимо будет не печатать коды, а их верифицировать.

бизнес

1598 просмотров

Также рекомендуем:


MN В FB

Комментарии
Для добавления комментариев вам необходимо авторизоваться
extenso
Мастит - 9 июля
ИНТЕР ФУД УРАЛ 25.11

Маркировка
ФУ ТЕЧ УРАЛ 25.11
Подпишитесь на нашу рассылку
Рейтинг производителей


Аналитический центр Milknews
Распаковка
intekprom
Распаковка
intekprom