Обзор Кто такие копакеры и как с ними работать
В последнее время всё чаще в отрасли можно услышать разговоры про копакеров. Это понятие для российского рынка довольно новое, поэтому ещё не все до конца понимают его специфику. Тем не менее, копакеры активно проникают в сегмент пищевого производства, в том числе и молочную сферу: многие предприятия начали активно пользоваться услугами копакинговых компаний. В каких случаях может потребоваться их помощь и насколько это выгодно? Milknews разобрался во всех нюансах новой тенденции.
Кто такие копакеры?
Копакинговые компании занимаются упаковкой продукции на контрактной основе. Копакинг достаточно бурно развивается в Европе, где даже создана специальная ассоциация – ECPA (European Co-Packers Association), однако в этой отрасли есть и свои трудности: ужесточение регулирования процессов управления качеством продукции в Европе ведет к усложнению линий копакинга, а также увеличению затрат на этот процесс. Кроме того, основные игроки FMCG-рынка (товары повседневного спроса), пользующиеся услугами копакинга, бывают гораздо масштабнее самих копакеров, и это создает дисбаланс в их взаимодействии и усложняет развитие последних.
В международных компаниях обращаться к копакинговым компаниям - обычная практика, они обмениваются опытом внутри, перенимают его от других зарубежных коллег. Что касается российских производителей, то и они начинают понимать выгоду сотрудничества с копакерами, ведь с их помощью можно можно стать более гибкими и успешно расширять ассортимент продукции во всех сетях и форматах магазинов.
По словам ассоциативного директора Ernst & Young Максима Никиточкина, российский копакинг находится только ещё в самом начале пути, а из-за этого многие путают понятия.
Действительно копакинга в пищевой отрасли России пока не так много, например, когда одна большая молочная компания переупаковывает питьевые йогурты - кейсы по 15 штук в кейсы по 6 штук на чужих мощностях.
Если говорить о контрактном производстве, то оно достаточно сильно развито в пищевой отрасли в России: это и производство безалкогольных напитков (Аквалайф («Черноголовка») имеет очень разнообразные производственные мощности и нередко их использует для производства продукции для третьих лиц), и кондитерское производство (одна из крупных компаний, не имеющая мощностей по производству шоколада, производила шоколад на небольшой именно шоколадной фабрике), и молочное производство («Галактика» производит кефиры и йогурты для Valio, целый ряд молочных комбинатов производит продукцию по контракту для третьих лиц).
Мировые тенденции в сфере контрактной упаковки
Согласно исследованию Mordor Intelligence, рынок контрактной упаковки зарегистрировал CAGR (показатель совокупного среднегодового темпа роста) в размере 15,33% с 2021 по 2026 год. На такой рост в основном влияют меняющиеся предпочтения фирм-производителей, которые обычно передают упаковочную деятельность на аутсорсинг сторонним игрокам. Это связано с тем, что производители все больше внимания уделяют оптимизации затрат и своему основному бизнесу.
Контрактная упаковка дает ряд преимуществ. Во-первых, это снижает эксплуатационные расходы производителей. Во многих случаях, по оценкам экспертов, эксплуатационные расходы могут быть снижены на целых 7-9% за счет аутсорсинга упаковочной деятельности контрактным упаковщикам и снижения затрат на оборудование и рабочую силу.
Во-вторых, нормы, по которым производится упаковка товаров, особенно в случае продуктов питания и напитков, быстро развиваются и меняются. Соблюдение всё новых и новых строгих правил требует от производителей дополнительных ресурсов. При аутсорсинге упаковочной деятельности эта задача (также известная как упаковка mil-spec) передается агентству по контрактной упаковке, мотивируя все больше производителей отдавать предпочтение именно такому виду упаковки, и не заниматься этим собственными силами.
Кроме того, упаковочная промышленность стремительно развивается, внедряется множество новых продуктов и технологий. Поэтому копакинговые компании должны постоянно обновляться, чтобы соответствовать меняющимся потребностям клиентов. Новые тенденции на этом рынке формируют такие факторы, как урбанизация, и предпочтение удобных и легко открывающихся упаковок, а также набирающий популярность тренд на экологичность.
Для обмена опытом и улучшения качества этой сферы в Европе созданы специальные организации, например, Ассоциация контрактных упаковщиков и производителей и Европейская ассоциация копакеров.
Когда выгодно сотрудничать с копакерами?
С копакерами выгодно сотрудничать:
- При необходимости выполнения краткосрочного проекта limited edition, чтобы не загружать собственное производство и персонал. Например, под акцию в период праздников.
- При необходимости кастомизации. То есть когда требуется соединить разные вкусы йогуртов в один пак, сделать нестандартную фасовку: не 12 бутылок йогурта в пачке, а 5.
- При недостатке оснащения. Это актуально как для больших компаний, так и для стартапов. Можно не покупать специфическое упаковочное оборудование и не искать производственные помещения, а отдать проект упаковки копакеру под ключ. Так же и с топперами (специальными крышками с наполнителями, например, для йогуртов). Молочному предприятию не выгодно организовывать цех по производству топперов - купить у копакера выгоднее.
- При необходимости локализации, когда зарубежные бренды хотят выйти на российский рынок быстро и не хотят обременять себя здесь производством.
По мнению Максима Никиточкина, с ростом важности упаковки, сезонных предложений как фактора продаж в России более активно начнет развиваться и копакинг.
С молочными предприятиями на данный момент работает только одна крупная копакинговая компания - Co-Packing Center. Её генеральный директор Александр Кайдалов рассказал, как компания вошла на российский молочный рынок:
По словам Александра Кайдалова, любое сотрудничество с новым предприятием начинается с изучения задачи, обсуждения, тестов или дегустаций. А когда проект полностью обсужден, происходит заключение договора и дальнейшая работа. Весь этот процесс занимает от 4 недель.
Крупные молочные корпорации подтверждают выгоду работы с копакерами. Старший менеджер в категории контрактного производства детского питания Danone и Nutricia Елена Салехова рассказала, что с 2017 года предприятие сотрудничает с копакинговым агентством, которое формирует топперы с насыпкой для йогуртов и творожков бренда «Растишка».
Маркировка и копакеры
Одной из самых актуальных тем в молочной сфере по-прежнему остается внедрение обязательной маркировки молочной продукции. В связи с появлением на рынке новых игроков, которые связаны с упаковкой товаров, возникает логичный вопрос: кто будет отвечать за штрих-коды? Руководитель проекта по работе с типографиями ЦРПТ Варвара Михайлова рассказала, что тема с копакинговыми компаниями находится в активной разработке.
бизнес