Обзор Что происходит на рынке общественного питания

Рынок общественного питания в России за первый квартал 2025 года вырос более чем на 7%. При этом крупнейшие сети общепита показали двузначный рост. Количество кафе и ресторанов в стране также начало расти после спада. О динамике рынка общепита в России и ключевых событиях отрасли в первой половине 2025 года читайте в нашем новом обзоре, подготовленном по материалам компании INFOLine.
Основные показатели рынка
По оценке INFOLine, оборот предприятий общественного питания в России за I квартал 2025 года вырос на 7,1% (в сопоставимых ценах) и составил около 1,25 трлн руб.
По данным "Контур.Фокус", в I квартале 2025 года число регистраций компаний в сфере общепита выросло на 5,1% год к году, почти до 10 тыс. Годом ранее, напротив, наблюдался спад: тогда показатель сократился на 3,8%, до 9,5 тыс.
Оборот крупнейшей сети ресторанов сегмента Fast Casual "Теремок" в I квартале 2025 года вырос на 21%, количество гостей – на 7,2%. В этот период компания открыла по два новых заведения в Москве и два в Санкт-Петербурге.

Сеть пиццерий "Додо Пицца" продемонстрировала рост оборота сопоставимых ресторанов на 13,7%, что свидетельствует о замедлении темпов роста сети в условиях инфляции на уровне 11%. За I квартал сеть пиццерий увеличилась на 16 шт.
По данным "Платформа ОФД", в I квартале 2025 года средний чек в ресторанах вырос на 13% до 1300 руб., число транзакций увеличилось на 2%, суммарная выручка ресторанов выросла на 15%.
Ритейл и общепит в экономике дисбалансов
Существенное влияние на рынок общественного питания в России продолжают оказывать следующие факторы:
- Валютный курс (ограничения импорта, усиление санкций, проблемы с платежами с Китаем, Турцией, ОАЭ, дефицит валюты в РФ. Рост транзакционных издержек экспортеров и импортеров).
- Рост заработных плат, дефицит кадров в гражданском секторе экономики (мобилизация, эмиграция, сокращение трудовой миграции). Отрасль сократилась на 1,5 млн человек за 2 года, число мигрантов в ней снизилось на 2 млн человек за этот же период, безработица составила 2,3%.
- Ускорение роста цен и усиление инфляционного давления (ослабление рубля, рост з/п, индексация тарифов), ценовые "шоки" (масло, яйца, шоколад, автомобили и т. д.).
Динамика рынка
По оценке INFOLine, доля трат населения на общепит с 2020 года выросла на 2,2 п.п до 7%. При этом за 11 месяцев 2024 года рынок общепита в РФ в физическом выражении вырос на 8,8%, в денежном - на 19,75%. За этот же период РТО Food (розничный товарооборот продуктами питания – прим.) в физическом выражении вырос на 6,2%, в денежном - на 14,9%.

Факторы роста отрасли: усиление консолидации участников рынка, доставка готовой еды, развитие новых сервисов и форматов, привычка граждан есть вне дома.
Вызовы: дефицит персонала, конкуренция с готовой едой из ритейла, рост себестоимости, налоговые реформы, дорогие заемные средства.
Структура рынка
С 2021 по 2024 год доля заведений общепита на российском рынке в денежном выражении выросла с 72% до 77%. При этом в структуре заведений количество традиционных кафе и ресторанов полного обслуживания (сегмент TSR) за четыре года сократилось на 2% - до 34%, а доля точек фастфуда (QSR) напротив выросла на 5% - до 36%.
Если рассматривать структуру рынка общепита по регионам РФ, то в 2021 году 49% оборота отрасли происходило в 7 регионах – Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край, Татарстан и Свердловская область. К 2024 году доля «большой семерки», в которой Свердловская область уступила место Новосибирской, сократилась до 27%, а 73% оборота российского общепита приходится уже на остальные регионы.

В денежном выражении продажи готовой еды за 4 года выросли в 2 раза. При этом, если посмотреть на доли РТО-Food, общепита и готовой еды в ритейле в этих продажах, то за пять последних лет еда в ритейле нарастила продажи на 2%, а точки фастфуда напротив потеряли 2%.

Рост сегмента готовой еды
Готовая еда – важный драйвер продаж у торговых сетей. Этот сегмент растет быстрее, чем HORECA. К примеру, в планах компании X5 Group к 2026 году выйти на первое место по продажам готовой еды (ритейл + HoReCa), заняв долю рынка в 9%.
В сегменте готовой еды "Вкусвилл" запускает коллекцию блюд для доготовки "ШефВилл". В новой линейке представлены два формата: "Допечь", и "Набор для приготовления". "Допечь" представляет собой уже собранное в упаковке блюдо. Все ингредиенты проходят предварительную термическую обработку, выложены в нужной пропорции и залиты соусом. Остаётся лишь только запечь до финальной стадии готовности. Формат "Набор для приготовления" состоит из контейнера, внутри которого все ингредиенты подготовлены и разложены в индивидуальную упаковку.
Ключевые события производителей и поставщиков
Крупные производители продуктов питания с начала года запустили ряд проектов для сегмента HoReCa. Так, ГК "ЭкоНива" и Julius Meinl представили рынку новый продукт - органический капучино, и разработали колесо вкусов органического кофе в сочетании с органическим молоком для заведений индустрии питания. Линейка "ЭкоНива Organic" включает цельное пастеризованное молоко 3,3-6% жирности, а также ультрапастеризованное молоко жирностью 3,2%. Кофейные зерна для линейки The Originals от Julius Meinl представлены двумя брендами: Belvedere Blend содержит зерна 100% арабики, имеет сливочно-карамельную сладость с нотками лесного ореха; Danube Delight - арабика и робуста с насыщенным вкусом темного шоколада и послевкусием обжаренного арахиса, мускатного ореха и черного перца.
"Эйч энд Эн" (Health & Nutrition, бывший Danone) инвестирует 1 млрд рублей в производство растительных напитков на базе филиала – молочного комбината "Самаралакто". Планируемая мощность нового производственного цеха – 17 тыс. т продукции в год. Это новая линейка продуктов, выпускаемых под торговой маркой Planto, на основе сырья растительного происхождения (соевое, кокосовое и другие виды молока).
В первом квартале продажи канала Фудсервис ГК "Черкизово" выросли на 22% в денежном и на 20% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года за счет расширения бизнеса как в небольших сетях общественного питания и в несетевых заведениях HoReCa, так и в крупных сетях ресторанов быстрого обслуживания.
Открытия и закрытия ресторанных сетей
В текущем году продолжилось расширение крупных ресторанных сетей. Так, в Томске открылся ресторан грузинской кухни "Хачапури Марико" от холдинга Mugle Rest. Это уже 25-е заведение сети в России.
Федеральная сеть "Остерия Марио" (холдинг Tigrus) откроет ресторан на месте кинотеатра в ТЦ "Аура" в Новосибирске. "Остерия Марио" планируется к запуску ориентировочно зимой 2025 года.
Ресторан "ГОРЯЧИЙ ЦЕХ" ("Ясно Рестораны") расширяет географию своего присутствия. Вслед за Новосибирском, Тюменью, Уфой и Красноярском речь идет о запуске в Кузбассе. Заведение будет располагаться на Притомской набережной, а его запуск предварительно намечен на июнь 2025 года.
В Казани открылся Surf Coffee x Suite. Кофейня стала самой большой точкой сети в городе. У заведения два этажа. Общая площадь составляет 183 м2. Спот находится на территории ЖК "Квартал Сюита" на Шаляпина, 26.
В Москве откроется сеть "Московская чайная". Она будет развиваться в двух форматах: компактные корнеры, работающие по принципу take away, и полноценные кафе с посадочным залом. Первое заведение новой сети откроется на улице Большая Дмитровка, 21/17 в туристическо-банковском офисе Сбера.
В этом году в Казани откроется первая кофейня-коворкинг башкирской сети "Мама варит кофе". Она расположится на Баумана, 27.
В Москве появилась новая сеть фудхоллов: один Kitchen Garden уже есть на "Технопарке" и откроется в ТЦ "Ботаника Молл".
Аркадий Новиков и Family Garden планируют открыть сеть китайских чайных ресторанов под названием "Пинг-понг". В этих заведениях будет представлена современная китайская кухня с акцентом на кантонские димсамы, бао и сяо лун бао.
А вот "Вкусвилл" свернул проект придорожных кафе "Бодрю". Всего было четыре заведения в Москве и одно передвижное кафе без постоянного адреса. От идеи придорожных кафе компания не отказалась: пока "пересобирается концепция на основе полученных метрик".
Ключевые события служб доставки еды и агрегаторов
Активно развиваются в текущем году службы доставки еды и агрегаторы. Так, "Магнит" запускает новое направление в рамках бизнес-формата "Фудтех" ("Магнит Доставка") – сервис доставки готовой еды из ресторанов через собственное мультиформатное приложение. В апреле сервис "Магнит Рестораны" был запущен для всех пользователей приложения "Магнит" в 18 городах, включая Москву, Краснодар, Нижний Новгород, Уфу и Омск. В мае географию доставки из ресторанов планировалось расширить до 70 городов.
"Чиббис" увеличил оборот на 20,5% по итогам I квартала 2025 года. В компании зафиксировали рост прибыли на 42% относительно первого квартала 2024 года. На сегодняшний день общее число ресторанов, представленных на агрегаторе, составляет 11 тысяч.
Ozon готовится к запуску доставки горячих блюд под собственным брендом Hot & Fresh. Запуск нового направления запланирован на осень. В Роспатент поступила заявка на регистрацию изображения для торговой марки Hot & Fresh by Ozon Fresh. Под этим брендом маркетплейс будет производить готовые блюда и напитки для доставки.
1750080941
продовольствие
204 просмотра
Также рекомендуем:
Аналитический центр Milknews