Мнения Как повысить эффективность молочного хозяйства в текущих условиях
Вчера Союзмолоко, Milknews и компания Streda Consulting презентовали обновленный рейтинг самых эффективных молочных хозяйств России. Официальным спонсором рейтинга стала компания Cargill. Спонсорами рейтинга - компании «Коджент Рус» и Koblik Group.
В ходе презентации руководители компаний, вошедших в рейтинг, обсудили, где искать резервы повышения эффективности, с какими специфическими проблемами сталкиваются высокопродуктивные хозяйства и каков потенциал оптимизации себестоимости и повышения доходности ферм. Самые важные советы профессионалов мы собрали в новом материале.
Контроль себестоимости и эффективный менеджмент
Председатель совета директоров АХ «Залесское молоко» Андрей Романов видит залог успеха в том, насколько быстро и эффективно хозяйства могут принимать решения в условиях меняющейся обстановки.
«Мы для себя, начиная с марта, приняли решение, что наша основная задача - это не обсуждать, а действовать и реагировать на те изменения, которые происходят», - отметил он.
По мнению Романова, главное, на что нужно сейчас обращать внимание, это работа над себестоимостью продукции.
«Мы сейчас не гонимся за ростом производительности молока, а смотрим на один основной показатель - какая у нас себестоимость молока и что нужно сделать, чтобы она была оптимальной. Пример прошлого года показателен, когда высокие надои достигались тем, что себестоимость становилась просто фантастической, и заниматься молоком становилось просто невыгодно. Мой совет - контролируйте свою текущую себестоимость, работайте над этим, смотрите, что нового происходит в отрасли, как меняется конъюнктура на всё - цена на молоко, цена на корма, цена на генетику, цена на ветпрепараты», - советует он.
Помимо этого, глава агрохолдинга подчеркнул, что эффективность любого предприятия - это эффективность команды. «Нужно готовить людей, обучать их и мотивировать, причем не только финансово. И стараться этой командой проходить наши непростые времена», - отметил Романов.С ним согласна и руководитель департамента молочного и мясного животноводства ГК «Агропромкомплектация» Светлана Трофимова.
«Залог эффективности - это себестоимость, команда и менеджмент, - подтверждает она. - И не только менеджмент, но и контроль за исполнением всех технологических протоколов. Я думаю, что себестоимость в ближайшее время останется на том же уровне или станет немного выше, в том числе в связи с параллельным импортом. Ведь с проблемой дефицита запчастей и затрат на их покупку наверняка столкнулись все».
Важность эффективного менеджмента как залога успешной работы молочного хозяйства в текущих условиях подчеркивает и директор по развитию «Русской Аграрной Группы» Виктория Рыжкова.
«Мы сейчас сконцентрировались на менеджменте в первую очередь. Потому что именно люди либо нивелируют все вложения, которые мы делаем, либо выводят их на совершенно качественно другой уровень», - отметила она.
Также эксперт рассказала, что большое внимание компания сейчас уделяет здоровью животных и ситуации на ветеринарном рынке, так как много препаратов становятся недоступными.«Очень много приходится экспериментировать и тестировать российские препараты. Это накладывает достаточно серьёзный отпечаток, где-то иногда отбрасывает назад, где-то мы вовремя останавливаемся. Такая непростая ситуация с точки зрения ветеринарии на сегодняшний день», - отметила Рыжкова.
При этом она прогнозирует достаточно серьёзный рост себестоимости. «Мы это уже увидели в текущем году, видим достаточно серьезный рост и на следующий год, к сожалению. Не считая того, что белковое сырье достаточно серьезно подешевело по сравнению с прошлым годом, все остальные составляющие выросли. Какие будут ценники - сложно сказать, все будет зависеть от баланса спроса и предложения. Но мы точно не видим предпосылок для снижение закупочных цен на молоко относительно того, что есть сейчас на рынке, а дальше время покажет», - подытожила Рыжкова.
Прибыль с одной коровы и работа с генетикой
Вице-президент по региональному развитию и GR группы компаний «Дамате» Андрей Григоращенко считает, что гибкое приспособление к постоянно меняющимся условиям – константа работы в молочной отрасли. «Мы должны быть максимально гибкими, насколько это возможно и даже невозможно», - призывает он.
По мнению Григоращенко, в текущих условиях нужно учитывать не столько себестоимость, а то, сколько прибыли с одной коровы за период её жизнедеятельности может получить компания.
«В этом залог эффективности, потому что прибыль с одного животного за периодего жизнедеятельности собирает в себе несколько факторов. Это и управление себестоимостью, и управление продажами, и контроль содержания и комфорта животных, ветеринария, воспроизводство и много других нюансов, которые имеют достаточно важное значение. Поэтому для себя мы считаем приоритетным именно этот показатель, и думаю, что будет правильно ориентироваться именно на него», - заявил он.
Усиленная работа с генетикой, в том числе внедрение программы генотипирования стада, также может стать важным фактором повышения эффективности молочной фермы в текущих условиях, считает топ-менеджер «Дамате».«Мы можем сказать, что генетическая работа, которую мы проводим последние годы, а мы начинаем генотипирование наших тёлок с возраста 3-4 месяцев через индивидуальный хромосомный подбор семени, уже даёт результаты именно в практической плоскости. Мы сейчас получаем животных с более эффективными производственными показателями. Эта работа ведётся у нас на системном уровне, и мне кажется, что в этом залог наших будущих успехов и один из самых важных моментов эффективности работы молочной фермы», - отметил Григоращенко.
5 слагаемых успеха от «Русмолко»
Первый заместитель генерального директора ООО «УК «Русмолко» Станислав Фролов поделился опытом повышения эффективности, который компания применила на новом животноводческом комплексе в Сердобском районе Пензенской области, выделив пять основных направлений.
1. Кормовая программа, позволяющая достичь таких показателей, как протеин в сенаже – 18%, крахмал в силосе – 35%, конверсия – 1,7.
2. Генетика и воспроизводство. Компании удалось заселить новый молочный комплекс на 70% собственным высококачественным ремонтным молодняком, лишь на 30% использовав импортный скот, который, как отметил Фролов, «априори ниже по качеству». При этом в плане воспроизводства были достигнуты такие показатели, как Pregnancy Rate – 30%, плодотворное осеменение – 50%, что дало возможность выйти на дни лактации на уровне 171-172.
3. Здоровье животных. «Русмолко» сделало акцент на контроле выбытия новотельных животных в первые 60 дней лактации, под это были составлены протоколы и подпротоколы. При этом показатель мастита на ферме не превышает 2%, хромоты – 2,5%.
4. Комфорт и содержание. Помимо обеспечения комфорта стойломест и оптимального микроклимата, акцент был сделан на снижении потерь молока во время жаркого периода. 100% коровников были оборудованы системами орошения, которые позволили в комбинации с планированием рационов снизить тепловой стресс.
5. Инновационные технологии. Компания является сторонником интенсивного доения, получая с двух каруселей на 80 мест более 1100 кг молока в час. При этом важным фактором эффективности «Дамате» считает уход от ручного контроля и роботизацию, в том числе применение роботов, которые двигают корма.
«При проектировании комплекса мы выделили доильное отделение и транзитный период в отдельный блок, чтобы специализированно подходить к этой сенситивной группе животных и не встраивать их в общее поголовье. Важное значение имеет и работа с молодняком – внедрение станций автоматической выпойки телят до двух месяцев, выпойка молоком вдоволь, что в итоге позволило достигнуть сохранности молодняка на уровне 99%, обеспечить привесы и контроль заболеваний», - отметил Фролов.
Поддержание уровня продуктивности
Генеральный директор ООО «Золотая Нива» Игорь Варавин отметил, что для повышения эффективности компания придерживается стратегии поддержания продуктивности скота вне зависимости от внешних условий.
«Я понимаю, что те же покупные корма составляют 42% себестоимости. Да, рынок бьёт, но мы в тяжелые времена придерживаемся стратегии не упасть, остаться на том же месте. Когда давление немного ослабевает и позволяет ситуация, мы пытаемся идти дальше идти и считаем, что именно это правильная стратегия. Потому что снизить продуктивность достаточно легко, а вот восстановить ее очень сложно», - рассказал он.
Варавин выделил еще два фактора, которые определяют эффективность. Это чёткая технология производства во всех структурах – кормления, доения, воспроизводства и осеменения и т. д. А также консервативная позиции при любых закупках.«Она заключается в том, что мы никогда не выбираем в закупочных процедурах главным фактором цену. Прежде, чем что-то купить, мы проводим глубокий анализ, например, кормов, и всегда берем сперва опытную партию. Это, наверное, не самая экономически эффективная политика, но она дает свой результат - позволяет нам держаться и идти вперед», - отметил глава «Золотой нивы».
Подводя итог дискуссии, президент ГК «Кабош» выразил мнение, что в условиях дефицита запчастей, оборотных средств и прочих составляющих, хозяйствам нужно тратить средства прежде всего на формирование запасов, чтобы эффективно работать в 2023 году.
«Я считаю, что текущая экономическая ситуация не улучшится в ближайшие 2-3 года, это затяжной процесс, поэтому мы должны готовиться к сложным временам. Кроме того, чтобы просто выживать, нам всем еще нужно как-то развиваться. Но при этом нужно помнить, что мы занимаемся благородным делом и будем заниматься им дальше, несмотря ни на что», - заключил он.
Все рейтинги вы можете найти на сайте https://top.milknews.ru/
1666262619
рейтинги
4316 просмотров
Также рекомендуем:
ПОПУЛЯРНОЕ
Лонгриды
Какое оборудование выбрать для новых инвестпроектов в переработке молока?
Лонгриды
Кто и для чего заключает долгосрочные контракты в молочной отрасли
Лонгриды
Какие технологические решения помогут переработчикам молока повысить маржинальность
Молочные продукты
АПХ «Залесье» прекратил поставки молочной продукции в «большую» Россию из-за проблем на границе
Молочные продукты
БПЛА атаковали предприятия «Виолы» и «ЭФКО» в Белгородской и Воронежской областях
Мороженое
ГК «Аква-Ресурсы» намерена вложить 3,5 млрд руб. в фабрику мороженого в Хабаровске
Аналитический центр Milknews