компоненты

Подробности Куда движется белорусский молочный экспорт


Россия и Беларусь являются друг для друга основными партнерами на молочном рынке. Однако в последние годы белорусские производители все чаще задумываются о диверсификации молочного экспорта, обращая внимание не только на нашу страну, но и на другие перспективные мировые рынки. В преддверии презентации первого Рейтинга крупнейших молочных компаний Республики Беларусь, составленного консалтинговым агентством Streda Consulting совместно с Союзмолоко и Milknews, мы узнали у его участников, а также российских и международных экспертов, куда движется белорусский молочный экспорт, какую долю занимает в нем Россия и какие новые продукты готовы предложить наши соседи.

Россия – главный импортер.

 
Республика Беларусь является основным внешним поставщиком молочной продукции в Россию, занимая 72% от общего объема отечественного импорта в расчете по молочному эквиваленту. По данным Аналитического центра Milknews, в январе – мае 2021 года импорт молочной продукции из Белоруссии оказался на 8,2% выше планового значения (в соответствии с прогнозным балансом), причем импорт сыров и творога превысил плановый объем на 48%, концентрированного молока – на 9%, СЦМ – на 11%.

Как отмечает заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Алексей Богданов, Россия занимает первое место среди стран, куда экспортируется белорусское продовольствие. В Россию поставлено 74,4% от всего белорусского экспорта. Между тем, еще примерно 5 лет назад этот показатель составлял порядка 95%. По словам Богданова, белорусская сельхозпродукция поставляется практически во все регионы РФ, в том числе такие отдаленные, как Приморский край, Сахалин, Камчатка, но основной объем поставок приходится на Москву и Московскую область (порядка 40%).

Второе место среди крупнейших импортеров белорусской продукции занимает Казахстан ($290 млн), а на третье место в 2020 году вышел Китай, обогнав Украину ($255 млн). По информации Богданова, белорусская сельскохозяйственная продукция и продукты питания в 2020 году поставлялись в 116 стран мира, что на 12 больше, чем в 2019 году. Причем в прошлом году были поставки в 20 стран, в которые до этого белорусское продовольствие не экспортировалось никогда раньше: Кувейт, Непал, Парагвай, Сент-Люсия, Алжир, Джибути, Конго, Мадагаскар, Мали, Марокко, Ирландия, Кипр, Мальта, Португалия и другие.

Беларусь, с отрывом, является ключевым для России импортёром как потребительской молочной продукции, так и биржевых молочных товаров, отмечает ведущий аналитик «Инфагро» Максим Фастеев.

«За счёт географии, торговых преференций и собственного профицита Беларусь, по сути, является монополистом молочного импорта Россия. Соответственно Россия, с её текущим дефицитным (пока ещё) балансом, остаётся зависимой от поставок соседей. Например, низкие запасы сухого молока и сливочного масла в Беларуси, которые фиксировались на протяжении всего текущего года, стимулировали высокие цены на соответствующие товары в России (в том числе рекордные для сухого обезжиренного молока в российских рублях)», - поясняет эксперт.

Фастеев выделяет два главных тренда во взаимоотношениях двух стран на молочном рынке. Во-первых, это продолжение роста сырной категории. «Улучшение потребительских настроений в России совпало с увеличением количества и объёмов выпуска сыров. Но и Беларусь была готова к такому сценарию и также смогла нарастить производство и экспорт сыров в РФ, прирост по итогам первого полугодия 2021 остаётся высоким и составляет +10%. Во многом такие темпы удалось держать благодаря приросту производства сырья и снижения выпуска пары СОМ и масло», - рассказывает он.

Второй тренд – это снижение темпов производства СОМ и масла в Беларуси в целом и падение объёмов отгрузок сухого молока в Россию. «Вместе с увеличением производства и поступления сырого молока в РФ, уменьшилась и потребность операторов в сухом молоке (как замена сырью). В то же время собственное производство того же СОМ в России растёт. Данная смена баланса сначала заставила белорусов переключить экспорт товара на третьи рынки и, в последствии, наладила процессы отгрузок, например, в Китай и Юго-Восточную Азию на постоянной основе. Также необходимо отметить, что выпуск сыров традиционно более рентабелен по сравнению с производством сухого молока и масла. Поэтому неудивительно, что белорусская ставка, с учётом перечисленных факторов, была сделана на сыры», - рассказывает Фастеев.

Говоря о прогнозах развития взаимоотношений России и Беларуси в молочном секторе, эксперт отмечает, что те темпы роста предложения сырья, которые наблюдались в России последние пять лет, способствовали изменению молочного баланса: рынок практически стал сбалансированным по белку. «Однако последние месяцы данные темпы нивелировались, и в четвёртом квартале есть риски падения к прошлому году. Балансовая ситуация в ближайшее время скорее всего сохранится на текущих уровнях», - говорит Фастеев.

Также он отмечает, что рынок сыров в России становится перенасыщенным, рост собственного производства совпал с мощным давлением со стороны белорусского предложения. «Оптовые покупатели, сталкиваясь с таким выбором, логично не хотят платить высокие прайсы, маржа сыроваров систематически снижается и в данный момент уже производство пары СОМ и масло более интересно, чем выпуск сыров «массовой» категории, - говорит эксперт - По всей видимости, во втором полугодии мы увидим снижение темпов производства сыров в России и Беларуси. Однозначно уменьшится и отгрузки белорусских сыров. В то же время ожидаю, что Беларусь осенью-зимой будет наращивать выпуск и экспорт сливочного масла в Россию».

Между тем, коммерческий директор ООО «Аутспан Интернешнл» (OLAM) Андрей Антонов приводит данные, согласно которым в первом полугодии 2021 года доля импорта Беларуси в общем объеме потребления в России сухого молока, сливочного масла, сыров и сухой сыворотки в целом немного уменьшилась по сравнению с  2020 годом  - приблизительно  с 25% до 24%. При этом доля общего объема импорта этих продуктовых групп в Россию из всех стран  сократилась в первом полугодии 2021 года по сравнению с январем-декабрем 2020-го примерно с 33% до 32%.

Новые рынки сбыта и новые продукты белорусских молочников.

 
Для обеспечения  роста продаж и требуемой доходности белорусским производителям целесообразно еще активнее осваивать и  другие рынки сбыта, помимо России, в том числе  выстраивая ассортиментную политику, исходя из требований рынков третьих стран, считает Антонов. Ведущие игроки белорусского молочного рынка, попавшие в рейтинг и опрошенные Milknews, уже активно развивают это направление.

Наибольшую долю экспорта в страны, кроме России, из опрошенных Milknews участников рейтинга имеет ОАО «Милкавита». Она составляет 25,4%.

По словам генерального директора компании Виталия Никулина, в Россию, Казахстан, Грузию и Украину экспортируются все продуктовые категории, выпускаемые предприятием. В Азербайджан поставляются цельномолочная продукция, сладкосливочное масло, сыры и сухие молочные продукты. В Армению – те же категории, кроме масла. В Китай – цельномолочка и сухие молочные продукты. Последние также поставляются в Бангладеш, Вьетнам, Йемен, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Узбекистан, Филиппины и Японию.

В ближайшее время «Милкавита» планирует выход на рынки стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки с ЦМП, маслом сладкосливочным и сырами. А также намерена расширять производство десертной группы.

Удельный вес России в экспортной выручке ОАО «Минский молочный завод №1» составляет 80,5%, рассказала генеральный директор предприятия Тамара Чичиро. Помимо России, продукция компании отправляется в основном в Китай, Казахстан и Украину. В планах – выпуск новых глазированных сырков со вкусами, которых, по утверждению компании, сейчас нет на рынке.

Генеральный директор Волковысского ОАО «Беллакт» Александр Яроцкий рассказал, что основными товарными группами, поставляемыми на экспорт, являются сухое молоко, сливки пастеризованные, сухое детское питание и масло сливочное. По итогам первого полугодия 2021 года продукция поставлялась в 13 стран мира (Россия, Китай, Казахстан, Монголия, Узбекистан, Пакистан и др.). Причем в страны, помимо России, отправляется лишь 17% общего объема экспортных поставок.

По его словам, стратегической целью компании является увеличение доли сухого детского питания в товарной структуре экспорта за счет выхода данной товарной группы на рынки стран Восточной и Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Африки.

“В ближайших планах ОАО «Беллакт» - выпуск питьевых йогуртов без сахара с пребиотиком и бифидобактериями; безлактозного молока и сухих смесей для питания детей раннего возраста; йогуртных стерилизованных каш; специализированного стерилизованного безлактозного напитка для питания беременных и кормящих матерей с непереносимостью молока”, - отметил Яроцкий.

Ту же самую долю экспорта на российский рынок – 83% - имеет ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат». Помимо нашей страны, компания отправляет свою продукцию в 20 государств.

«В Россию, Казахстан и Украину мы поставляем молочные консервы, сыр, масло, ЦМП. В Грузию, Молдову, Азербайджан, Армению в основном молочные консервы. Значительно увеличен экспорт молочных консервов в Узбекистан, более чем на 450% по сравнению с прошлым годом. Осуществлена отгрузка сухой сыворотки в Китай. Продолжаются отгрузки молочных консервов в Израиль, страны Персидского залива. Осуществлена первая отгрузка молока сгущенного в Иорданию и Ливию», - рассказал Milknews генеральный директор комбината Иван Калупахо.

Компания планирует расширять поставки в страны Персидского залива: Кувейт, Бахрейн, Оман и Катар. «На сегодняшний день получен очередной заказ на 10 контейнеров концентрированного молока в Ливию с отгрузкой в августе-сентябре 2021 года. Ведется работа с Китаем по отгрузке сгущенного и питьевого молока», - пояснил Колупахо.

В плане ассортимента компания расширяет линейку молочных консервов и запускает новые виды молока сгущенного вареного с наполнителями. Расширяет ассортимент продуктов для питания детей молочными коктейлями, запускает новые виды сыров и цельномолочной продукции.

Директор ОАО «Туровский молочный комбинат» Ольга Луцко рассказала Milknews, что доля экспорта стран без учета России в общей выручке составляет 10%.

«Поставки в другие страны принесли компании почти 87 млн долларов – на 20% больше, чем в 2019 году. Молочные продукты из Турова представлены в 16 странах мира. Из новых рынков – Монголия, Туркменистан и Ирак. Наибольшие объемы экспорта приходятся на Россию и Казахстан, среди перспективных направлений – страны Центральной Азии, Япония и Украина.  Мы экспортируем мягкие и полутвердые сыры брендов Bonfesto, Cooking и «Басни о сыре»», - отметила она.

В планах компании – расширение экспортных поставок в Турцию, ОАЭ, Израиль, Вьетнам и Саудовскую Аравию.

Заместитель генерального директора ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» - управляющий ОАО «Здравушка-милк» Вадим Петрученик рассказал Milknews, что доля экспорта продукции компании без учета России составляет пока лишь 4,2%. Поставки осуществляются в Бангладеш, Японию, Сингапур, Китай, Узбекистан.

«На сегодняшний день  в процессе получения сертификата «Халяль» для выхода на международный уровень  и охвата стран, исповедующих ислам. Также мы планируем развивать линейку безлактозных продуктов под торговой маркой #Можно, выпустить новые виды сыров, увеличить ассортимент  цельномолочной  и кисломолочной продукции», - отметил представитель компании.

ООО «ПРАЙМИЛК», к сожалению не попавшее пока в ТОП-20 крупнейших белорусских молочных компаний, поставляет продукцию более чем в 30 стран мира.

«Настоящим прорывом для внешней торговли компании стал выход на рынок Южной Америки. В настоящее время отгрузки туда осуществляются на регулярной основе. В мае 2021 года первые два контейнера были отгружены в Бразилию. В планах дальнейшее увеличение объемов экспорта в страны Южной Америки, а также расширение географии экспорта в странах Африки. Также открытие линии по производству мягкого сыра дает возможность предприятию расширить рынки и ассортимент конкурентной продукции», - рассказал Milknews директор компании Анатолий Белявский.

О том, кто вошел в первый Рейтинг крупнейших молочных компаний Белоруссии, узнайте уже сегодня на презентации, которая состоится в 12.00 на площадке Zoom. Зарегистрироваться можно по ссылке.

В дискуссии примут участие заместитель Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Алексей Богданов, генеральный директор Союзмолоко Артем Белов, генеральный директор Streda Consulting Алексей Груздев, ведущий аналитик "Инфагро" Максим Фастеев, коммерческий директор ООО “Аутспан Интернешнл” (OLAM) Андрей Антонов, представители российских и белорусских компаний.

Официальный партнер рейтинга Zinpro Corporation — мировой лидер в области производства органических минеральных комплексов, единственная узкоспециализированная компания на рынке этого направления.   

Проект также поддержала компания HUESKER. ООО "ХЮСКЕР" - производитель первоклассных вентиляционных штор для коровников.

Запись презентации Рейтинга крупнейших молочных компаний Беларуси:
 
1629949200

Белоруссия

15150 просмотров

Также рекомендуем:


Молочные заводы
Молочные заводы
Комментарии
каргил 21.11
кизельман-март-24
Эводрайв

ПИ - PROTECH
Питерфуд
КАДРЫ
ДЗЕН кв
Подпишитесь на нашу рассылку
Мустанг ДОИТ

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы