Обзор Ласси, скир и экспонента и их перспективы на рынке
Ласси, скир и экспонента. Под этими названиями скрываются экзотические молочные продукты, которые были или сейчас представлены на российском рынке. В целом аналитика по ним довольно скромная, а попытки ввести их в свой ассортимент у производителей не всегда заканчиваются успешно. Milknews изучил доступную информацию по этим продуктам, и рассказывает, в чем их особенности и почему они пока не пользуются популярностью на российском рынке.
Ласси: любимый молочный напиток в Индии
Ласси зародился в регионе Пенджаб на Индийском субконтиненте. Слово “ласси” на пенджабском языке означает “йогурт, смешанный с водой”. Это прохладительный молочно-фруктовый шейк на основе йогурта, распространённый в Индии, Пакистане, сельских районах Непала и на Шри-Ланке. По консистенции он напоминает смузи. В основе напитка — древнейший национальный молочный продукт дахи, разновидность простокваши или йогурта, чаще всего из коровьего молока, реже - козьего или буйволиного.
Его смешивают с водой, льдом и специями. Тмин и кардамон — наиболее распространенные специи, добавляемые в ласси. Напиток традиционно подают в глиняной чашке, известной как кулхар. Также в ласси добавляют фруктовое пюре. Самый распространённый аутентичный вариант — манго. Потом все ингредиенты интенсивно взбивают.
В Индии ласси называют «самым популярным и традиционным напитком на основе йогурта». Его также описывают как форму, в которой йогурт «наиболее ценим и непревзойденно популярен в Пенджабе», а ещё «самый любимый летний напиток» и «кондиционер воздуха в Пенджабе».
Ласси немного кисловатый на вкус и имеет насыщенную плотную текстуру. Его потребляют в основном в северной части страны, особенно в летний сезон. Едят либо с добавлением сахара и кусочков свежих фруктов, либо с добавлением соли и специй. Ласси не только освежает летом, но и повышает уровень энергии. Эти факторы значительно способствовали росту рынка ласси в Индии.
По данным индийских аналитических агентств, в 2022 году объем индийского рынка ласси достиг 39,5 млрд индийских рупий ($473 млн). Ожидается, что к 2028 году эта цифра увеличится до 120,5 млрд ($1,44 млрд) демонстрируя темпы роста 20,15% в течение 2023-2028 годов. В настоящее время Махараштра представляет собой регион с наибольшей долей рынка ласси в стране.
Что касается России, на данный момент напиток ласси в традиционном его понимании не продает никто из российских производителей. Если вы видите на упаковке такое название, то вероятнее всего это просто маркетинговый ход. Был период, когда йогурты с надписью “ласси” от компании «Молочная культура» продавались во «Вкусвилле», но в конце концов и они отказались от поставок, поскольку напиток не пользовался популярностью.
“Впервые ласси появился во “ВкусВилле” в конце апреля 2022 года, продукт продержался в ассортименте около 5 месяцев. В июне 2023 года мы предприняли вторую попытку и снова вывели его на прилавки. Ласси был доступен практически во всех магазинах сети, а также в сервисе бесплатной доставки. Наши покупатели очень любят новинки, мы всегда в поиске необычных позиций, тестируем новое и интересное. В месяц ассортимент пополняют порядка 100 новых товаров. Ласси стал одним из таких продуктов, был привлекательный формат: упаковка с трубочкой, напиток насыщенного вкуса и плотной почти сливочной консистенции. Тем не менее, он не нашел отклик у наших покупателей. Думаем, что одна из причин - это цена, у ласси высокая себестоимость производства, что отражается на полке”, - отмечает руководитель PR-направления “ВкусВилл”Дарья Плотникова.
Единственную попытку вывести ласси на российский рынок предпринимала «Молочная культура». Компания делала ставку на концепцию трехфакторной новинки: интересный новый продукт, в новом форм-факторе и с модной вкусовой линейкой (манго, маракуйя, личи). Но добиться серьезного результата не удалось: продукт пробыл на рынке около трех лет, но объемы продаж были крайне небольшими.
“Причина неудачи, на мой взгляд, была комплексная, но основные факторы - высокая цена, никак не оправданная в глазах потребителя, и большая конкуренция на “йогуртовой” полке даже в высоких ценовых сегментах”, - рассказал генеральный директор Streda Consulting Алексей Груздев.
По его словам, ласси - интересный, но сложный для России продукт, поскольку рядовым потребителем он воспринимается чем-то средним между йогуртами, коктейлями и кисломолочными продуктами: от кефира и ряженки до линейки национальных продуктов типа айрана и тана. И если в HoReCa что-то подобное присутствует в виде авторских молочных коктейлей, то в ритейле на очень широкой молочной полке он удержаться не смог.Также стоит упомянуть, что близкие по концепции продукты на рынке остались. В таком же форм-факторе компания «Данон» достаточно успешно продает линейку «Растишка» и «Даниссимо».
По мнению главного технолога компании «Кизельманн Рус» Ильи Васильева, популяризация ласси возможна через позиционирование данного продукта в линейке B2B. Можно использовать этот продукт в курортных или туристических зонах как полуфабрикат для приготовления прохладительных напитков со свежими фруктами, а также в гостиницах и ресторанах.
Скир - традиционный исландский молочный продукт
Скир является частью исландской культуры более тысячи лет. Этот молочный продукт был завезен в страну викингами и с тех пор стал национальным продуктом. Упоминания о скире можно встретить в старинных исландских сагах. Однако подробных описаний скира там нет, так что трудно сказать, назывался ли скиром в то время тот же продукт, что и сейчас.
Современный скир вырабатывается из обезжиренного и низкожирного молока не более 0,5%. Он схож с мягким творогом по консистенции и густоте, имеет специфический кисловатый йогуртовый вкус. Отличительная особенность скира от греческого йогурта - более низкое содержание массовой доли жира - менее 2,0% и более высокое содержание массовой доли белка - около 12,0%.
Развитие скира, как отдельной категории, происходит стремительно в европейских странах, а также захватывает Австралию, Новую Зеландию и Японию, где скир становится все более популярным.
В России же скир производит только одна компания - ООО "АйсПро" совместно с исландским кооперативом, в который входят молочный комбинат, рыбодобывающие и перерабатывающие компании, мясные комбинаты. В 2014 году эта компания вышла на российский рынок. Основной ее деятельностью был импорт мясной, рыбной и консервированной продукции из Исландии. Импорт молочной продукции не представлялся возможным из-за дорогой логистики и сроков перевозки. Появилась идея локализовать производство оригинального исландского скира в России.
“Совместно с исландскими технологами мы запустили производство. Исландский скир под мировым брендом Isey Skyr представлен на рынке с 2018 года. Основные каналы сбыта - это федеральные, локальные и региональные сети. Поставки осуществляются федерально. Мы стремимся к устойчивому развитию категории под названием "скир". Наша миссия - создавать лучший скир, заботясь о здоровье и благополучии наших потребителей”, - прокомментировала генеральный директор “Айс Про” Екатерина Герасимова.
Скир - интересный продукт в тренде концепции “правильного питания” и высокобелковых или низкожирных продуктов, но в России его потенциал пока полноценно не реализован, считает Алексей Груздев.“У нас его производит одна компания по оригинальной лицензии MS Iceland Dairies, но объемы продаж крайне небольшие. Здесь, на мой взгляд, ключевая проблема в маркетинге и продвижении. Без четкого нишевого позиционирования и продвижения продукт невозможно вывести в средний+ и премиум-сегмент, а в масс-маркете на высококонкурентной “йогуртовой” полке без мощного маркетинга и промо добиться успеха крайне сложно - рядом стоят высокобелковые йогурты Epica, греческий йогурт TEOS и другие продукты. При этом у скира очень ярко выраженный вкусовой профиль, который не очень привычен для нашего потребителя, возможно, поэтому греческий йогурт продается более успешно”, - поясняет эксперт.
Экспонента - белорусская разработка
Экспонента – кисломолочный продукт вырабатываемый из обезжиренного молока и микропартикулята с последующей ферментацией и добавлением вкусо-ароматической основы.
Единственный производитель этого продукта - EXPONENTA GROUP — группа компаний, владеющая несколькими предприятиями в Беларуси, России и Грузии. «Горецкий пищевой комбинат» - одна из главных производственных площадок.
Идея создания уникального производства экспоненты зародилась больше 10 лет назад. По заявлениям разработчика, это серия кисломолочных обезжиренных напитков с высоким содержанием белка, которые помогают восполнить его норму в организме, быстро насыщают и надолго избавляют от чувства голода. В основе – сывороточные белки – нутриенты, обладающие высокой пищевой ценностью.
“Содержание сывороточного белка в сыворотке — порядка 0,5%. Поэтому для того, чтобы получить высокобелковую основу, которая далее будет сырьем для экспоненты, требуется большое количество сырья, около 25 тонн сыворотки на 1 тонну продукта. Это много. Таких норм в других направлениях переработки в молочной промышленности нет. Технология затратна и в энергетическом плане. Но мы видим, что она того стоит”, - подчеркивает производитель.
По словам Алексея Груздева, экспонента из всех трех продуктов в России оказалась наиболее успешной и точно имеет серьезный потенциал дальнейшего развития.
«В исполнении команды «Молочные горки» мы видим, во-первых, более четкое позиционирование приверженцев концепции “правильного питания” и спортсменов, во-вторых, менее агрессивное ценообразование, и в-третьих, выбор ниши, где у продукта практически нет прямых конкурентов. Можно вспомнить только линейку Fitness Time от Комос Групп, в которой есть протеиновые коктейли, что и дает свои результаты даже без активного продвижения. Хотя и в этом кейсе коммерческий успех нельзя назвать выдающимся, но производитель достаточно успешно решает стоящую перед ним задачу альтернативного применения сывороточных белков. И очевидно не собирается останавливаться на достигнутом - линейка функциональных продуктов постепенно расширяется за счет кефирной линейки и уже упоминавшегося выше скира. Эта инициатива уже выглядит как попытка компании мигрировать в нишу продуктов для улучшения пищеварения и иммунитета, где всегда лидировал Danone с брендами Activia и Actimel (в портфеле Exponenta тоже есть аналогичный продукт - Immuno)», - подытожил генеральный директор Streda Consulting.
Причины низкой популярности экзотических молочных продуктов в России
Ласси:
- Отсутствие у потребителя понимания продукта и его ценности.
- Сложность в изготовлении данной линейки продуктов.
- Сложность в подборе сочетания исконных для продукта вкусов с вкусовыми предпочтениями потребителей.
- Сложность сохранения полезных качеств продукта в течении срока годности в потребительской упаковке.
Скир:
- Низкая представленность на полке, отсутствие маркетинговой стратегии продажи данной категории продукта.
- Профиль вкуса не соответствует ожиданием потребителя (кислый, недостаточно сливочный в сравнении с аналогичными продуктами, например, высокобелковыми йогуртами).
- Отсутствие у потребителя понимания ценности продукта (высокое содержание белка в 100 г продукта, альтернатива сметане, мягкому творогу, майонезу).
- Высокая цена на продукт в сравнении с аналогичными молочными продуктами. Некорректное сравнение потребителей линейки продуктов и категорий.
- Отсутствие различных, корректно подобранных под вкусовое предпочтение потребителей профилей вкуса продукта с фруктовой основой, и периодического ввода новинок.
Экспонента:
- Низкая представленность на полке: ограниченная вкусовая линейка продукта, не удовлетворяющая вкусовые предпочтения различных категорий потребителей.
- Профиль вкуса не соответствует ожиданиям потребителя: резкая кислинка во вкусе продукта с выраженным вкусом подсластителя, перебивающая сливочность, отсутствие гармоничности вкуса.
- Плохое донесение ценности продукта: источник легкоусвояемого белка, наличие более широкого спектра аминокислот в отличии от классических кисломолочных продуктов, спортивное питание.
- Высокая цена на продукт, отсутствие промо.
1715745600
продовольствие
7314 просмотров
Также рекомендуем:
ПОПУЛЯРНОЕ
Лонгриды
Какое оборудование выбрать для новых инвестпроектов в переработке молока?
Лонгриды
Кто и для чего заключает долгосрочные контракты в молочной отрасли
Лонгриды
Какие технологические решения помогут переработчикам молока повысить маржинальность