компоненты

Подробности В Госдуме обсудили результаты эксперимента по маркировке молочной продукции


В комитете Госдумы  по аграрным вопросам прошел круглый стол по тематике внедрения обязательной маркировки в молочную отрасль. Его главной задачей было оценить результаты пилотного проекта. В мероприятии приняли участие представители комитета Госдумы, Национального союза производителей молока, ЦРПТ (Центра развития перспективных технологий), научно-исследовательских институтов, а также представители Минпромторга и Россельхознадзора.

По итогам встречи представители “Союзмолока” отметили, что по-прежнему остаётся актуальным вопрос целесообразности этого проекта. По их мнению, система не справляется со своими основными функциями, так как она не обладает специфическими характеристиками, которые были бы направлены на противодействие обороту фальсифицированной продукции, такими как контроль сырья и состава продукции.

Также было акцентировано внимание на крупных затратах участников отрасли, которые в некоторых случаях могут вообще привести к уходу производителя с рынка молочной продукции. Упомянули и о предполагаемом росте цен на готовую продукцию в связи с неизбежными затратами производителя.

Участники круглого стола от бизнеса отметили и тот факт, что технически никто не подготовлен к внедрению системы маркировки. Это касается и производителей оборудования, и типографии, логистики и пр.

По итогам встречи ведомствам был сформулирован ряд рекомендаций (текст опубликован на сайте Госдумы РФ):

Комитету Государственной Думы по аграрным вопросам:

- создать рабочую группу для пересмотра всех действующих стандартов, включенных в перечень взаимосвязанных стандартов, по методикам определения антибиотиков;

- создать рабочую группу по совершенствованию порядка введения маркировки средствами идентификации для пищевой продукции и контролю за распространением системы маркировки на категории пищевой продукции;

- рассмотреть вопрос о необходимости изменения законодательства (Федеральный закон от 28.12.2009 No 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации») в части совершенствования порядка введения обязательной маркировки средствами идентификации.

Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

- подготовить предложения для пересмотра всех действующих стандартов,

включенных в перечень взаимосвязанных стандартов, по методикам определения антибиотиков;

- провести совещание по подведению окончательных итогов эксперимента по маркировке средствами идентификации пищевой продукции с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, отраслевыми союзами и ассоциациями АПК при участии депутатов Государственной Думы;

- включить в систему «Меркурий» учет лекарственных средств для производителей молока, применяющихся в животноводстве.

Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

- подготовить предложения по переносу сроков введения маркировки средствами идентификации для пищевой продукции на два года;

- представить в Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам аналитические материалы, которые послужили основанием для введения маркировки для молочной продукции, и результаты проведения эксперимента.

Россельхознадзору:

- представить в Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам предложения по устранению противоречий действующих стандартов, включенных в перечень взаимосвязанных стандартов, по методикам определения антибиотиков.

Роспотребнадзору:

- представить в Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам данные о доле нелегального оборота (отдельно контрафактной и фальсифицированной) молочной продукции.

Milknews пообщался с теми, кто принял участие в совещании:

Артем Белов, Национальный союз производителей молока:

«Прошедшее мероприятие было организовано, с одной стороны, чтобы понять, чего удалось добиться за 3 месяца со времени последнего совещания в Госдуме, с другой стороны, глубже погрузить депутатов в процессы, которые сегодня происходят в молочной отрасли и что планируется в дальнейшем. В круглом столе приняли участие производители, переработчики, представители комитета Госдумы, естественно, представители ЦРПТ и Министерства промышленности и торговли.

Можно было отметить, мягко говоря, очень настороженное отношение производителей и переработчиков к внедрению данной системы. Много вопросов было относительно технической готовности, кроме того, у «Союзмолока», ЦРПТ и Минпромторга в некоторых пунктах разное представление о состоянии пилотного проекта, ряд вещей мы интерпретируем по-разному. Но в целом, я думаю, что все эти вопросы будут решены, главное, что они решаемы.

До 16 марта ЦРПТ должен подготовить отчет о проведении эксперимента по внедрению маркировки, и я очень надеюсь, что этот отчет будет доступен для публичного обсуждения. Мы все ещё раз соберёмся в широком составе и обсудим всю проблематику, которая есть по данной теме. Итоги, которые подвёл Союз в течение февраля, показывают, что уровень готовности предприятий и в целом отрасли к внедрению системы очень низкий, не говоря ещё о том, что по прежнему остаётся актуальным вопрос целесообразности этого проекта. Нам не совсем понятно, для каких целей внедряется маркировка, учитывая, что те средства, которые отрасль должна в это вложить и результаты, которые она должна получить по итогам — просто несопоставимы. Объём инвестиций будет очень большой».

Александр Ширинкин, Тульский молочный комбинат:

«Я считаю, что разговор был конструктивным, потому что там было много тех, кто присутствовал не просто для галочки, а был реально заинтересован в том, чтобы была польза в первую очередь для потребителя. Можно отметить, что совершенно разные взгляды на проблему у реальных участников отрасли и у тех, кто занимается чисто пропагандой. Поэтому ожидания не очень радужные. Для внедрения системы в производство необходимо вовлечение большого круга специалистов, то есть большой штат людей должен работать в этом эксперименте, тратить на это время.

Этот проект должен был быть проработан с самого начала, необходимо было в тестовом порядке настроить определенные процессы, поставить бизнес-задачи. Только в таком случае это был бы скоординированный проект. А сейчас говорят о какой-то готовности, которой по сути нет.

Что касается затрат производителя, на 5-6% увеличится себестоимость, это будет связано с закупкой qr-кодов, потерей продукции при считывании, техническими затратами на то, чтобы каждая упаковка попадала в строго обозначенную точку и т.д. Все это требует определенных ресурсов — это и площади, и технологии, и человеческие ресурсы. Тех, у кого не хватит ресурсов, ждёт уход с рынка. Плохо то, что всё это делается искусственно».

Анатолий Лосев, «Молвест»:

«На прошедшем совещании в Госдуме мы в очередной раз поплакались, озвучили проблемы, связанные с введением обязательной маркировки, но результата нет. Если сравнивать этот проект с Меркурием, то можно сказать, что тогда мы его обсуждали 2 года и участвовали во внедрении проекта на экспертном уровне, помогая сделать эту программу рабочей. Тогда всё получилось. В данном случае решение было принято без нас, а нас просто поставили перед фактом. Хотя известно, что существует масса нерешённых технических вопросов.

В таких условиях запустить маркировку ни с 1 июня, ни с 1 июля невозможно. Во-первых, не готовы типографии. Во-вторых, для нанесения самого знака нужно оборудование,  это требует дополнительной проработки. Опять же есть проблемы, связанные со считыванием, как на заводе, так и в торговой точке. На заводе мы теоретически можем отбраковать нечитаемые коды, но это потери, то есть нужно будет выкинуть товар и при этом еще и заплатить за нечитаемую маркировку. Плюс мы не знаем, как ведет себя этот код при транспортировке, какой в итоге останется процент считываемых кодов. Нужно пересматривать цены, смотреть, кто из поставщиков реально готов поставлять оборудование, минимизирующее ошибки печати и т.д.

Стоимость введения маркировки для производителя - запредельная, она в разы превышает налог на прибыль. Рентабельность отрасли 5%, и каждый этап маркировки забирает по одному проценту: те, кто клеят этикетку, кто наносит знак, потом есть брак печати и т. д. Вся система в целом не готова, хорошего эксперимента произвести не удалось».

Константин Синецкий, Ассоциация предприятий молочной промышленности «Кубаньмолоко»:

«Нам дали время в течение недели подготовить предложения, мы обязательно этим займемся и рассчитываем таким образом как-то повлиять на ситуацию. Наша позиция во многом совпадает с позицией «Союзмолока», но есть нюансы... Мы также считаем, что введение обязательной маркировки создаст огромные проблемы отрасли и как минимум остановит ее развитие, как максимум — приведет к банкротству ряда предприятий. Кроме того, такой шаг демотивирует участников этого рынка и заставит их искать способы сэкономить, подталкивая к удешевлению рецептуры и тд.

По итогам вчерашнего совещания, могу сказать, что мы выражаем огромное сожаление по поводу отсутствия четкой позиции в Минсельхозе. Кому же ещё заступиться за отрасль, как не им! А они, видя эту ситуацию, стараются лавировать, не принимая чьей-то стороны, что само по себе будет нести последствия. Чем раньше будут приняты решения, тем лучше. Пускай даже участники отрасли поймут, что им стоит зафиксировать убытки и уйти с рынка, чем их вот так будут кормить завтраками и толкать к разорению. И делать это будут в тот момент, когда они уже находятся в ситуации, которую невозможно исправить.

Кроме того, мы считаем, что маркировка не выполнит ни одну из поставленных задач и не обеспечит присутствия качественного продукта внутри упаковки. Обеспечить качественный продукт может только сам производитель, а выявить может только лабораторный контроль. Этому как раз была посвящена вторая часть круглого стола... А что касается лабораторного контроля, мы видим явную деструктивную позицию Россельхознадзора. И это опять же демотивирует. Во-первых, действия Россельхознадзора в отношении установления контроля готовой молочной продукции промышленной выработки невозможно никак пресечь, потому что они в принципе беззаконны, так как они при этом явно превышают полномочия. Во-вторых, они не выполняют и своих функций. Например, у них нет даже определения, что такое ветеринарная безопасность. Они часто говорят - «ветеринарно-санитарная безопасность». Что такое санитарная безопасность, мы знаем, этому есть определение, а что входит в термин ветеринарная безопасность — непонятно. У нас нет четких правил ветеринарной экспертизы молока и молочных продуктов, а это не дает понимания, что оценивается при выдаче государственных гарантий. То есть в этих правилах должно быть в том числе определено, какие полномочия есть у ветеринаров и надзорных служб, кто отвечает, например, за присутствие в молоке-сырье, на которое оформлен государственный ветеринарный сертификат, остатков лекарственных средств. Это те основные пункты, которые будут сформулированы в наших предложениях».
1584344434

маркировка

4645 просмотров

Также рекомендуем:


MN НА ЮТЮБ
Телеграм MN
Комментарии
подкаст Федоричев
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Сессии 18
до майских 24
Подпишитесь на нашу рассылку
Сессии 18


Аналитический центр Milknews
Масложир
Дзен
Масложир
Дзен