Подробности Роль национального бренда «Сделано в России» в развитии экспорта

Молочные продукты, мультфильмы, медицинские препараты – с этими продуктами Россия может стать важным игроком на мировой торговой арене. Бренд России как страны обсудили на секции “«Сделано в России». Российский экспортный код в глобальной экономике”, которая прошла при поддержке АО «Российский экспортный центр» на полях ПМЭФ-2025. Milknews побывал на мероприятии и рассказывает, о чем говорили эксперты и с чем они советуют бизнесу выходить на внешние рынки.
Миссия бренда «Сделано в России»: взгляд государства
Сегодня ведется масштабная работа по обеспечению благоприятного и корректного восприятия России путем координации позиционирования успехов страны на международных площадках в единой стилистике под национальным брендом «Сделано в России», где несырьевой неэнергетический экспорт выступает одним из ключевых драйверов экономического развития страны и укрепляет ее сотрудничество с зарубежными партнерами.
Комплексная программа продвижения бренда «Сделано в России» за рубежом была утверждена правительством по поручению президента в 2025 году и приобрела статус федеральной. Координирует программу в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» Минпромторг России, а основные функции по ее реализации возложены на «Российский экспортный центр».
«Спрос на нашу продукцию за рубежом во многом определяется тем, насколько про наш экспортный потенциал знают. “Сделано в России” – это не просто продвижение товаров. Это продвижение наших традиций, культуры, искусства, спортивных достижений, благодаря которым страны становятся ближе друг к другу. Мы приглашаем всех к формированию такого неформального, но очень разнообразного набора действий, набора активностей, с помощью которых мы будем изменять негативные нарративы и формировать экономический, культурный, гуманитарный, спортивный интерес к нашей стране», - рассказала генеральный директор РЭЦ Вероника Никишина.

По ее словам, благодаря фестивалям-ярмаркам «Сделано в России», продвижению на зарубежных маркетплейсах, международной инфраструктуре и другим акциям программы «Сделано в России», РЭЦ усиливает позиции российских товаров на внешних рынках.
В целом для развития нашей страны любой экспорт – это хорошо, а в текущий сложный период это в том числе проявление глобальной конкурентоспособности. Без российских сырьевых товаров и без российских энергетических товаров никакого глобального развития невозможно, считает председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов.
«Стесняться здесь нечего. Все эти присказки по поводу “страны-бензоколонки” и всякой такой ерунды – это всего лишь не очень добросовестная политика, потому что глобальному росту способствуют и российская нефть, и российский газ, металлы, золота, платина, черные металлы и, конечно же, медь, для того чтобы заниматься высокотехнологичным развитием. Это все без российских товаров невозможно. Это наш долг в первую очередь, но для России важно все-таки гордиться тем, что мы несем в дом тепло, электричество, пшеницу, растительное масло и много чего еще», - уверен эксперт.

«Доверие к национальному бренду начинается не за рубежом, а здесь в России. Уже сейчас мы это видим по продажам, например, в торговых сетях. Сегодня наш потребитель все больше выбирает российский продукт. Поэтому мы пришли к идее распространить программу «Сделано в России» на сограждан внутри страны. Очень хочется, чтобы бренд «Сделано в России» был узнаваем каждому из нас. Мы уже проговорили это с нашими торговыми компаниями и маркетплейсами. Люди будут приходить за товаром именно в сеть, зная, что в «Пятерочке», «Магните», «Ленте» есть маркированный брендом «Сделано в России» товар, и понимать, что это хороший, качественный товар», — подчеркнул статс-секретарь — замминистра промышленности и торговли России Роман Чекушов.
Руководитель Роскачества Максим Протасов акцентировал внимание на важности качества продукции и прозрачности производственных процессов для укрепления репутации российских производителей.

«Та работа, которую на протяжении долгих лет вся российская инфраструктура технического регулирования делала для того, чтобы улучшить качество продукции в разных категориях и доказать российским потребителям, что российская значит “лучшая”, в значительной степени увенчалась успехом. Многие уже, наверное, забыли, как еще пару десятилетий назад в пищевой индустрии многие бренды старались мимикрировать под иностранную продукцию. Сейчас 93% российских потребителей говорят о том, что выбирают исключительно российскую пищевую продукцию», - рассказал он.
Он назвал три фактора, которые можно использовать в развитии российских брендов на мировом рынке. «Первый – это фактор строгих стандартов, системы контроля со времен Советского Союза. Это точно знают бывшие страны соцлагеря и другие партнеры, и об этом нужно говорить. Второе – это экологичность и чистота. Просторы наши, экология - это те коды и смыслы, которые надо продвигать. Третье – мы делаем продукты очень широкой линейки, ориентированные на большое количество национальностей и конфессий. И эти товары впитали в себя опыт и умения нашей многонациональной страны. Вкладывайте смыслы в национальный бренд «Сделано в России»», - призвал глава Роскачества.
Как видят наш бренд иностранные партнеры
Исполнительный вице-президент Modena Corporation (Индонезия) Майкл Джизара отметил дружеский характер российско-индонезийских отношений и подчеркнул, что сейчас — подходящее время, чтобы российские компании зашли на индонезийский рынок и в целом в регион Юго-Восточной Азии.
«Рынок Индонезии ждет продукцию «Сделано в России». У нас есть интерес к российской культуре. Сегодня в нашей стране и в целом в регионе очень популярен мультфильм «Маша и Медведь», президент Путин. Мы уверены, что сегодня в Индонезии должны знать больше о России», - отметил он.

Министр международных экономических отношений Сербии Ненад Попович заявил, что бренд «Сделано в России» является настоящим знаком качества в Сербии, «знаком доверия», и отметил высокий спрос на продукцию из России, особенно в сфере технологий и фармацевтики.
«Важный аспект – это российская медицина. У нас не хватает инновационных русских лекарств. Во всей Европе не хватает этих дженериков. Нам не хватает русских врачей, которые вызывают исключительное доверие. Нам нужно сделать все, чтобы российская медицина продвигалась на рынках Балкан», - считает он.
Роль бизнеса в продвижении национального бренда
Одна из ключевых задач российского агроэкспорта — формирование устойчивого и узнаваемого образа отечественной продукции на международных рынках, заявил председатель совета директоров компании Health & Nutrition Руслан Алисултанов.

«Когда мы говорим об экспорте, важно понимать: это не просто продажа товара. Нужно экспортировать смыслы, стиль жизни, доверие и заботу. Особенно сегодня, когда обеспечение продовольственной стабильности на международных рынках стало национальным приоритетом после изменений, внесенных Президентом в Доктрину продовольственной безопасности», – отметил он.
По его словам, Минсельхоз РФ делает ставку на экспорт АПК, с особым акцентом на переработанной продукции — с более высокой добавленной стоимостью. Пока молочная продукция занимает лишь около 5% аграрного экспорта, но в абсолютных цифрах рост впечатляющий: с $260 млн в 2018 году до $438 млн в 2024. За прошлый год – почти +19%.
«Но цель не только в объемах. Мы работаем с отраслью, регуляторами, деловыми объединениями — чтобы сформировать устойчивый, узнаваемый образ российской молочки. И уже видим интерес: на рынках СНГ, в Китае, на Ближнем Востоке и в Азии», – рассказал Алисултанов.
При этом важно идти не вслепую, а с уважением к культуре, подчеркнул он. В Китае, например, более 90% взрослых — с непереносимостью лактозы. В связи с этим на рынок идет сухое молоко и безлактозная продукция. А ещё — адаптируется формат: например, привычка пить молоко на ходу там воспринимается нормально, и это влияет на упаковку.
«Продукты, которые для нас привычны — каши, сырники, блины — для многих рынков в новинку. Но если за ними стоит понятная история и доказанная польза, интерес появляется. Наши конкурентные преимущества — качественная сырьевая база, современное оборудование, цифровая прослеживаемость. Это даёт нам не только высокое качество, но и гарантии прозрачности, которые важны при сертификации за рубежом», – подчеркнул Алисултанов.
Он добавил, что «Простоквашино» и кот Матроскин стали символом уюта и доверия, как Nutella и «утро», как Kinder и «детство». «Через таких героев мы рассказываем миру о нас — тепло, вкусно, по-домашнему. И мы очень благодарны «Союзмультфильму» за нашу совместную работу в этом направлении, и верим в ее перспективы», – сказал Алисултанов.
Для успеха за рубежом главное - делать свои продукты качественно и быть самими собой, считает член совета директоров АО «Управляющая компания ЭФКО» Сергей Иванов, который поделился опытом продвижения продукции на внешних рынках.

«Мы несколько лет назад рассматривали возможность строительства своего завода в Египте и пытались посмотреть, как местные жители отреагируют на российские вафли. Привезли с собой продукцию «Объединенных кондитеров» и «Яшкинскую» вафлю, провели дегустацию. Восприятие до сих пор помню: местные дети дергали матерей за руку, плакали, где можно купить. Настолько ярко выделялся вкус нашей вафли», - рассказал он.
Иванов подчеркнул, что нужно рассказывать зарубежным потребителям о собственном культурном коде, «что мы такое, что такое русская литература, что такое русская культура, и как мы вообще видим бизнес и выстраиваем собственную жизнь».
Глава киностудии «Союзмультфильм» и киностудии имени Горького Юлиана Слащева поделилась кейсами продвижения анимационных проектов за рубежом.

«Я с гордостью хочу сказать, что наш мультфильм «Простоквашино» обогнал «Машу и Медведя» в России по популярности и любви. И произошло это, конечно, совместно и благодаря нашему партнеру - компании Health & Nutrition. Наша классическая анимация всегда была известна в мире, особенно в странах бывшего соцлагеря, а также популярна в Китае, в Юго-Восточной Азии», - отметила она.
Слащева добавила, что на российскую анимацию очень хорошо реагируют на Ближнем Востоке. 10 сериальных проектов «Союзмультфильма» показывают на всех важнейших медиаресурсах арабского мира. «Мы сегодня очень заинтересованы в стратегическом сотрудничестве с Китаем, потому что все наши сделки на рынках Юго-Восточной Азии не сравнятся с точки зрения монетизации с тем, что нам может принести Китай. Они знают, что такое стоимость прав», - подчеркнула она.
По мнению эксперта, мультфильмы могут быть эффективным каналом продвижения российской продукции за рубежом. «Ничего так хорошо не продвигает товары для детско-семейной аудитории, к которым относятся продукты питания и очень многие другие бытовые предметы, гаджеты, как продвигают кино и анимация. Поэтому предлагаем всем партнерам приходить и обсуждать с нами, интегрироваться. Мне кажется, что наш проект с компанией Health & Nutrition только подтверждает то, как персонажи могут работать во благо бренда компании», - рассказала Слащева.
Дмитрий Сычев, президент ФК «Иртыш» (Омск), подчеркнул, что спорт и культура стирают любые границы, а в основе спорта и бизнеса лежат идентичные принципы, в том числе в выходе на международный уровень.
«Формирование образа России за рубежом — это командная работа. И наша задача — не просто показать продукцию, а рассказать миру, кто мы такие и во что верим. Через экспорт, культуру, спорт, инновации мы транслируем облик страны будущего — современной, надёжной и близкой», - подвела итог обсуждения Вероника Никишина.
1750427058
экспорт
217 просмотров
Также рекомендуем:
Аналитический центр Milknews