компоненты

Мнения: Как повысить доверие людей к молоку


Некоторые потребители с опаской относятся к молочным продуктам, выставленным на российских прилавках. В этом виноваты как конкретные истории о недоброкачественной продукции, так и множество нерациональных факторов. На Всероссийской научно-практической конференции, организованной Союзмолоко и Кубаньмолоко, поднимались именно вопросы доверия потребителей. Milknews собрал мнения экспертов о том, как бороться с предубеждениями и реальными проблемами.
 

Модернизировать систему контроля за продуктами

На круглом столе «Доверие потребителей к российской молочной продукции через обеспечение единства и открытости отрасли» встретились представители надзорных органов и научных организаций. Дискуссия практически сразу обнаружила, что негативный образ отрасли во многом строят те, кто призван бороться с некачественной продукцией.

По мнению участников, методы, которыми руководствуются проверяющие, не соответствуют реалиям молочной промышленности. Заведующая отделом микробиологии ВНИИМС, д.т.н. Галина Свириденко заявила, что даже небольшие отклонения от нормы дают Роспотребнадзору повод снять продукцию с продажи. При этом отклонения могут быть как из-за ситуативных условий (например, температуры во время хранения), так и из-за параметров, которые в принципе невозможно довести до нуля. «Госорганы не хотят слушать представителей науки. У нас неидеальные методы контроля, и любой контроль подразумевает ошибку. Остаточные количества антибиотиков нужно определять», говорит она.

При этом учёный утверждает, что подавляющее большинство фермерской продукции не соответствует не только государственным требованиям, но и основным принципам безопасности: «Подход фермеров – чем хуже пахнет, тем эксклюзивней». В продукции, которую малые производители отдают на анализ во ВНИИМС, исследователи регулярно находят кишечную палочку и стафилококк в 5-6 степени обсеменённости.

Свириденко выступила за прекращение контроля за антибиотиками в готовой продукции. Валерий Ситников, начальник отдела ветеринарных мер Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер ЕЭК, не согласился с ней: «Если коров нормально кормить, то не будет антибиотиков». Руководитель отметил, что для полного выхода антибиотиков из организма скота достаточно двух недель.

Убрать двусмысленность из определения фальсификата

И Ситников, и другие участники дискуссии отметили, что молочной промышленности стоит бороться не только с фальсификацией, но и с восприятием самого определения «фальсификат». В общественном сознании это слово ассоциируется с опасной продукцией, а не с той, которая не соответствует стандартам. «Это сложный вопрос, и здесь не официального понимания. Если продукция признана фальсификатом из-за несоответствия этикетке, то она может быть неопасной», отмечает он.

Анна Третьякова, главный специалист-эксперт отдела надзора за питанием населения управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, отмечает, что не каждая добавка в молочную продукцию способна навредить здоровью. «Фальсификат – это продукт, в который что-то добавлено, чтобы снизить его стоимость. Угроза возникает тогда, когда добавлено что-то вредное – например, в Китае в молоко добавляли меламин. А добавление сухого молока или разбавление водой не вредит здоровью».

Круглый стол Кубаньмолоко и Союзмолоко по вопросам доверия потребителей

Присутствующие отдельно отметили проблему контроля за содержанием сухого молока в продукте. Наталья Боева, член комитета Госдумы по аграрным вопросам, что «из-за несовершенства проверочных систем многим честным предприятиям выставляют плохую оценку по этому параметру». При этом Ирина Макеева, заведующая лабораторией стандартизации, метрологии и патентно-лицензионной работы ВНИМИ, говорит, что контроль сухого молока в готовом продукте – «нонсенс, нет инструментального метода исследования». При этом сообщения о примесях сухого молока активно распространяются СМИ, так как «они хотят горяченького».

Следить за медиа и предотвращать махинации

Когда речь на круглом столе заходила о СМИ, гиперболизирующих факты, люди из зала с мест кричали: «Правильно!» Представители отрасли считают, что кто-то должен взять ответственность не только за производственные моменты, но и за коммуникацию с потребителем.

– Есть три составляющих: дефицит качественного сырья в достаточном количестве, фальсификат, значительная доля которого приходится на переработанную продукцию, и негативная работа СМИ. Борьба с контрпропагандой отрасли – это чей вопрос, государства или отрасли? – сказал заместитель председателя правления Национального союза производителей молока Дмитрий Раев.

На это представитель думского аграрного комитета ответила, что медиа действительно распространяют сообщения об артистах, покупающих молоко только из-за рубежа, и раковых опухолях, якобы возникающих от продуктов. Но, по её мнению, работать нужно не столько с ними, сколько с фальсификатчиками.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что основная масса фальсификата поступает в госучреждения. Боева отметила, что для того, чтобы изолировать недобросовестных производителей от госзакупках, необходимо вывести поставки молока из-под условий тендерной системы, прописанной в законе 44-ФЗ о госзакупках. «Сейчас молочные продукты поставляются из регионов, где нет производства молока», объясняет она парадоксальную ситуацию.

Особые условия госзакупок – идея не новая. В апреле этого года Госдума приняла в первом чтении поправки, позволяющие учреждениям культуры запрещать субподряд работ. Однако законодатели пока не могут добиться аналогичных изменений в пищевой промышленности. «Закон очень долго принимается – проходит все комитеты, министерства, обсуждения. Под конец от проекта остаётся десятая доля», – с сожалением отмечает Боева.

1570527080

Автор: Юрий Литвиненко
Теги: Роспотребнадзор бизнес Юрий Литвиненко

2936 просмотров

MN В ДЗЕН
Телеграм MN
Комментарии
Чечин
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Сессии 18
до майских 24
Подпишитесь на нашу рассылку
Сессии 18


Аналитический центр Milknews
Масложир
Дзен
Масложир
Дзен