Разбор: Творожные сыры и причины их популярности


Розничные продажи популярных молодых сыров в России растут опережающими темпами. Категория, включающая в себя творожные и свежие сыры, уверенно выглядит в масштабах всей сырной промышленности. Чем обусловлен высокий интерес к данным продуктам? Milknews рассказывает о том, в чем секрет.

Сыры, при производстве которых не предусмотрено созревание, в русском языке называются по-разному. Молодые, свежие, мягкие и творожные сыры – это разные названия одних и тех же продуктов, характерных нежной консистенцией и белым или бело-кремовым цветом. Творог и творожные массы, которые в российской традиции принято рассматривать отдельно, в зарубежных классификациях причисляют к молодым сырам.

Рынок мягких сыров в мире

Основную долю крупнейших производителей свежих сыров составляют европейские компании – в частности, Lactalis, Arla Foods, Emborg и Paysan Breton. При этом весомую роль на мировом рынке играют компании из Малайзии (Cream of Creams), Австралии и Новой Зеландии (Bulla и Fonterra). Свежие сыры под торговой маркой Philadelphia есть и в ассортименте американского холдинга Kraft Heinz.

По данным Statista, мировой рынок крем-сыров в 2018 году составлял 8,2 млн тонн и оценивался в 41,4 млрд долларов США. Наиболее доходный рынок – Италия: принося 6,3 млн долларов в год, страна в более чем два раза опережает Бразилию (3,04 млн долларов в год).

Согласно отчёту USDA, в 2018 году в США было произведено 2520 тысяч тонн итальянских сыров, включая моцареллу и рикотту. Категория итальянских сыров занимает первое место по популярности в США: плавленые сыры на базе чеддера и колби уступают ей с отрывом в 137,4 тыс. тонн. С учётом феты, крем-сыров и сыра Нёшатель объём производства молодых и мягких сыров доходит почти до 3 млн тонн.

Производители молодых сыров намерены популяризировать их и в странах, в которых нет культуры их потребления. Например, компания Samrah Enterprises, которая поставляет продукцию Emborg в Пакистан, добавила молодые сыры в свой ассортимент в 2018 году. Для того, чтобы научить потребителей использовать их в блюдах, компания подключила к продвижению известных шеф-поваров, кулинарные шоу и журналы. «Плавленые сыры вредны для здоровья, так как они способствуют ожирению. Европейцы более склонны к потреблению молодых сыров, и мы ожидаем, что эту тенденцию подхватит и Пакистан», сообщал руководитель компании Саид Мухаммад Салман.

Рост потребления крем-сыров в значительной степени связан с популярностью суши, роллов и чизкейков, ингредиентами которых они являются. Динамическое развитие фастфуда привело к росту популярности как пиццы, так и гамбургеров, чизбургеров. Соответственно, это дает предпосылки к росту категории сыров типа пицца-чиз и плавленых ломтевых сыров.

Аналитики Market Research Future добавляют, что рост потребительского интереса к свежему сыру связан с низким уровнем воздействия на природу при изготовлении, а также с его питательными качествами. Баланс БЖУ и микроэлементов делают данные продукты уникальными в категории сыров, традиционно считаются недиетическим товаром.

Опрос диетологов и нутрициологов, сделанный Washington Post в сентябре этого года, выявил, что при свежие сыры сохраняют низкую калорийность при оптимальной доле белка. «Свежая моцарелла содержит Lactobacillus casei и Lactobacillus fermentum, два штамма пробиотиков, полезных для пищеварительной системы», – отметила американский диетолог Келли Макгрейн. 

Рынок мягких сыров в России

Несмотря на то, что в настоящий момент рынок сыров в России испытывает дискомфорт из-за ограниченного спроса, связанного с низкими доходами населения, молодые сыры показывают положительную динамику. По данным Streda Consulting, розничные продажи феты, моцареллы и cream cheese растут опережающими темпами, увеличиваясь на 7% ежегодно. По итогам 2019 года рост продаж ожидается еще выше - на уровне 7,8%.

По данным Росстата, объем российского рынка молодых сыров составляет около 128 тысяч тонн. Основными производителями молодых сыров в России являются Hochland, Туровский МК, «Умалат», Lactalis Group и МЗПС «Карат», также свои производственные мощности имеют ГК Доминант, КОМОС Групп, Нева-Милк и Arla Foods.

 

Россия находится на четвёртом месте в рейтинге крупнейших рынков сбыта мягких сыров. Из трёх основных категорий сыров, которые составляют российский рынок, на сегодняшний день только крем-сыры показывают положительную динамику. Генеральный директор Streda Consulting Алексей Груздев сообщил об этом ходе сентябрьских «Молочных сессий», посвящённых сырам и сырным продуктам.

Дешевые сырные продукты, которые вытесняют плавленые сыры и оказали давление на сектор полутвердых, не влияют на творожные сыры. Наоборот, их невысокая цена привлекает потребителей, столкнувшихся со стагнацией доходов.

– Потребление молодых сыров стабильно растет с 2015 г. на 1,6% в год, что связано как с их большей ценовой доступностью, так и c развитием культуры потребления и трендами ориентации на здоровый образ жизни, – отметил Груздев в ходе презентации.

Андрей Дахнович, директор по развитию группы компаний «Фудлэнд», подтвердил тенденцию. В разговоре с Milknews он отметил, что популярность молодым сырам придаёт как здоровое питание, так и фастфуд.

– Если в категории «созревающие сыры» мы фактически не наблюдаем роста потребления в РФ, то в категории «свежие сыры» он очевиден. Драйвером роста категории являются в первую очередь творожные сыры и крем-сыр – вкусные продукты, укладывающиеся в традиции отечественного потребления.

Текущие и будущие проекты

Если в 2018 году в сегменте молодых сыров ТОП-5 компаний занимали около 75% рынка, то в 2019 году их доля упала до 60% и в будущем будет продолжать снижение. Это связано с тем, что до 2022 года в России будут построены дополнительные мощности по производству мягких сыров, которые Streda предварительно оценивает в 35 тысяч тонн, что может составить 80% от розничных продаж сегмента. На рынок выйдут сразу несколько новых крупных игроков, что усилит конкуренцию и ударит по маржинальности.

В обзоре крупнейших инвестпроектов Milknews приводил планы крупнейших переработчиков по расширению мощностей в сегменте молодых сыров. Так, например, Hochland инвестировала порядка 1,4 млрд рублей и до 2020 года нарастит мощности до 38 тысяч тонн в год. «Умалат» инвестировал почти 1 млрд рублей в реконструкцию завода в Севске, и к 2020 году планирует перерабатывать 250 тонн молока в сутки.

Новым заметным игроком на рынке молодых сыров может стать Агрокомплекс им. Ткачева, который в 2018 году закончил строительство завода с суточным производством в 16 тонн свежих сыров и 10 тонн Pasta Filata. Кроме того, у “Агрокомплекса” есть дочерняя компания “Сыры Кубани”, на которой планировалось перерабатывать до 500 тонн молока и 600 тонн сыворотки в сутки.  

В сегменте элитных мягких сыров мощности будут наращивать международные игроки: Savencia совместно с башкирским «Нералом» рассчитывает нарастить производство до 4 тысяч тонн мягких сыров в год, инвестировав 2,5 млрд рублей. Одновременно с этим, в сегмент инвестирует французская Grand Laitier - в 2018 году компания вложила 1,3 млрд рублей в завод в Калужской области. Завод планируют достроить в 2021 году, на нем будут производить до 1,9 тысяч тонн мягких сыров, камамбера и бри.


Автор: Юрий Литвиненко
Теги: Россия мир сыр

3797 просмотров

MN НА ЮТЮБ

Комментарии
extenso
Кизель вебинары
EURO TIER

ЮТЮБ
Подпишитесь на нашу рассылку
ЮТЮБ


Аналитический центр Milknews
как построить завод
Неделя РР
как построить завод
Неделя РР