Обзор Готовы ли производители сыра к маркировке?
С 1 июня для сыров и мороженого вводится обязательная маркировка – это первые товары в молочной категории, на которые будут распространяться новые требования. Тогда как многие мороженщики сомневаются, что успеют в срок подготовиться к введению новых требований, большинство сыроделов отмечают, что полностью или почти полностью готовы к нововведениям, вступающим в силу в первый день лета. Другой вопрос – чего им стоила подготовка в деньгах и трудозатратах. Milknews узнал подробности у участников рынка.
Степень готовности высокая
Гендиректор ОАО Молзавод “Гиагинский” Шамиль Гусейнов рассказывал MilkNews, что предприятие уже вышло на финишную прямую и готово к запуску маркировки практически в полной мере. Компания «Нева Милк» тоже сообщила, что готова к внедрению маркировки сыров. ОАО «Карат» успевает к 1 июня внедрить маркировку для сыров и уже получило все необходимое оборудование. Unagrande company частично готова к введению обязательной маркировки, однако компания пока не смогла приобрести достаточное количество принтеров для печати кодов, так как очередь на них уже более 6 месяцев и непонятно, когда сможет это сделать из-за их дефицита.
Все производственные предприятия, входящие в Группу Компаний «Фудлэнд» (Еланский и Семикаракорский сыродельные комбинаты), активно готовятся к внедрению обязательной маркировки молочной продукции.
Параллельно с решением задачи нанесения штрих-кода на потребительскую упаковку, специалисты предприятий заняты решением задачи агрегации кодов всех упаковок, находящихся в групповой таре. В результате тестовых проб компания столкнулась с тем, что приходилось занижать производительность линий и увеличивать на них персонал.
- С подобными сложностями, полагаю, сталкиваются и другие предприятия. Хотелось бы обсудить эту тему подробнее в нашем отраслевом сообществе и с представителями ЦРПТ, - добавляет руководитель «Фудлэнда».
Собственный завод компании Valio в Москве осуществил работу по монтажу и наладке оборудования, необходимого для нанесения маркировки на готовую продукцию, и в полной мере готов к выполнению требований законодательства, вступающего в силу с 1 июня, сообщили в пресс-службе предприятия. В тестовом режиме двумерный матричный код системы «Честный Знак» наносится на ряд продукции, производимой на заводе, с начала этого года. Данные кода носят информационный характер, в общей сложности за прошедшие пять месяцев в сети было поставлено более 6 млн единиц продукции, содержащей тестовую маркировку.
Участники рынка отмечают, что они сделали все от них зависящее, чтобы вовремя подготовиться к новым требованиям, однако понять реальную картину можно будет только после начала осуществления поставок.
Пока есть некоторые опасения, что возникнут какие-то сложности при приемке продукции с маркировкой сетями, делится гендиректор ГК «Нева Милк» Владимир Зюков.
- Однако, как показала практика введения «Меркурия», все возникающие проблемы решались, и потребители в итоге никакого дефицита не наблюдали.
В чем были сложности?
Гендиректор ОАО «Карат» Евгений Гребнев отмечает, что в последние два месяца предприятие работало в серьезном цейтноте.
Руководитель «Карата» добавляет, что возникающие проблемы удается решать, в том числе за счет плотной и конструктивной работы с Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ), который помогает предприятию взаимодействовать с типографиями.
Он добавляет, что решение о введении обязательной маркировки было принято без учета мнения производителей.
Дополнительные сложности топ-менеджер видит в интеграции работы учетных систем и производственного оборудования. Новизна стоящих задач требует от команды специалистов компетенций высокого уровня и умения учиться по ходу их решения.
Однако основные сложности еще впереди, прогнозирует Владимир Зюков.
Минус 65 миллионов и другие потери производителей
После введения маркировки на всех упаковках сыров появятся коды, каждый из которых переработчики покупают у государства за 50 коп., и это без учета приобретения оборудования, перестраивания производственных процессов, отмечает Зюков.
При слишком жестком варианте введения маркировки у Unagrande company есть риск утилизировать упаковку, которая закупалась, когда ещё не было ясности с требованиями под размеры QR кода, и где нет места для нанесения маркировки, рассказывает Мартыненко. Потери составят примерно 65 млн руб.
- Так как у нас более 120 ассортиментных позиций, то именно для нашей компании это будут очень серьёзные потери.
Руководитель Unagrande company надеется, что после введения маркировки будет переходный период, чтобы производители хотя бы успели докупить и установить недостающее оборудование.
Что изменится на рынке сыров?
По информации специалистов «Нева Милк», крупные поставщики подготовились к внедрению маркировки, а значит дефицита на полках, скорее всего, ожидать не стоит.
Евгений Гребнев тоже считает, что дефицита сыров после введения маркировки не будет: производителей сыров в России очень много, и тех, кто не справится с новыми требованиями, просто заместят сыроделы, которые с этими требованиями справились.
А вот цена сыров на полке, скорее всего, вырастет, причем по большей части не из-за введения маркировки, прогнозирует руководитель «Карата».
«Нева Милк» максимально попытается взять все расходы на себя за счет снижения маржинальности, обещает Зюков.
- Однако, согласно законам рынка, как правило, до бесконечности сдерживать цены на свою продукцию производители не могут, и в конечном итоге, стоимость товаров на полке все же вырастет.
Он не исключает, что введение маркировки приведет к ускоренной консолидации рынка: появляется дополнительный барьер, который не все могут преодолеть даже на первичном уровне – при маркировке индивидуальной продукции.
Дальше, подчеркивает руководитель ГК «Нева Милк», будет еще сложнее, так как каждая единица продукции должна будет маркироваться индивидуальным кодом, затем упаковываться в групповую упаковку, которая, в свою очередь, тоже маркируется своим кодом и содержит информацию о каждой помещенной в нее единице продукции. А для этого понадобится еще более сложное оборудование, и пока сложно понять, какой будет финальная стоимость всего процесса.
Автор: Елена Максимова
Теги: маркировка