компоненты

Обзор Готовы ли производители сыра к маркировке?


С 1 июня для сыров и мороженого вводится обязательная маркировка – это первые товары в молочной категории, на которые будут распространяться новые требования. Тогда как многие мороженщики сомневаются, что успеют в срок подготовиться к введению новых требований, большинство сыроделов отмечают, что полностью или почти полностью готовы к нововведениям, вступающим в силу в первый день лета. Другой вопрос – чего им стоила подготовка в деньгах и трудозатратах. Milknews узнал подробности у участников рынка. 

Степень готовности высокая

Гендиректор ОАО Молзавод “Гиагинский” Шамиль Гусейнов рассказывал MilkNews, что предприятие уже вышло на финишную прямую и готово к запуску маркировки практически в полной мере. Компания «Нева Милк» тоже сообщила, что готова к внедрению маркировки сыров. ОАО «Карат» успевает к 1 июня внедрить маркировку для сыров и уже получило все необходимое оборудование. Unagrande company частично готова к введению обязательной маркировки, однако компания пока не смогла приобрести достаточное количество принтеров для печати кодов, так как очередь на них уже более 6 месяцев и непонятно, когда сможет это сделать из-за их дефицита.

Все производственные предприятия, входящие в Группу Компаний «Фудлэнд» (Еланский и Семикаракорский сыродельные комбинаты), активно готовятся к внедрению обязательной маркировки молочной продукции. 

- Специалисты наших предприятий совместно с работниками компаний,  занимающихся интеграцией работы оборудования по маркировке товара с производственным прикладывают максимум усилий для запуска проекта маркировки в срок. Идут процессы пусконаладки и обкатки оборудования. Задачу минимум – нанесение кодов маркировки на потребительскую упаковку реализовать успеваем. Если от нас потребуют включать в состав кода маркировки и вес маркируемого товара, то мы работаем и над этим, но абсолютной готовности к старту у нас нет, - рассказывает директор по развитию ГК «Фудлэнд» Андрей Дахнович.
 

Параллельно с решением задачи нанесения штрих-кода на потребительскую упаковку, специалисты предприятий заняты решением задачи агрегации кодов всех упаковок, находящихся в групповой таре. В результате тестовых проб компания столкнулась с тем, что приходилось занижать производительность линий и увеличивать на них персонал.

- С подобными сложностями, полагаю, сталкиваются и другие предприятия. Хотелось бы обсудить эту тему подробнее в нашем отраслевом сообществе и с представителями ЦРПТ, - добавляет руководитель «Фудлэнда».

Собственный завод компании Valio в Москве осуществил работу по монтажу и наладке оборудования, необходимого для нанесения маркировки на готовую продукцию, и в полной мере готов к выполнению требований законодательства, вступающего в силу с 1 июня, сообщили в пресс-службе предприятия. В тестовом режиме двумерный матричный код системы «Честный Знак» наносится на ряд продукции, производимой на заводе, с начала этого года. Данные кода носят информационный характер, в общей сложности за прошедшие пять месяцев в сети было поставлено более 6 млн единиц продукции, содержащей тестовую маркировку. 

- Ключевой целью системы маркировки объявлено обеспечение прослеживаемости для каждой единицы продукции. Для нас безопасность продукции и защита интересов потребителя – абсолютная ценность. Основное обязательство компании «Валио» перед обществом и потребителями заключается в том, что мы неукоснительно следуем требованиям текущего законодательства и будем соблюдать их в обязательном порядке, - подчеркнул представитель Valio.

Участники рынка отмечают, что они сделали все от них зависящее, чтобы вовремя подготовиться к новым требованиям, однако понять реальную картину можно будет только после начала осуществления поставок.

- Реальная степень готовности будет видна только когда мы начнем реально работать в соответствии с новыми требованиями, которые ещё точно непонятны и, как часто бывает, на первом этапе могут значительно видоизменяться, - считает гендиректор Unagrande company Алексей Мартыненко.

Пока есть некоторые опасения, что возникнут какие-то сложности при приемке продукции с маркировкой сетями, делится гендиректор ГК «Нева Милк» Владимир Зюков. 

- Однако, как показала практика введения «Меркурия», все возникающие проблемы решались, и потребители в итоге никакого дефицита не наблюдали.

В чем были сложности?

Гендиректор ОАО «Карат» Евгений Гребнев отмечает, что в последние два месяца предприятие работало в серьезном цейтноте. 

- Основные трудности, с которыми мы столкнулись в процессе подготовки, были связаны с поставкой некоторых комплектующих и оборудования. Кроме того, типографии, которые будут осуществлять для нас печать упаковки в соответствии с новыми требованиями, серьезно задерживались с исполнением договорных обязательств. Мы буквально в последние дни получаем новые этикетки. 

Руководитель «Карата» добавляет, что возникающие проблемы удается решать, в том числе за счет плотной и конструктивной работы с Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ), который помогает предприятию взаимодействовать с типографиями.

- Среди проблем, которые возникали у нас при введении маркировки – не только дефицит нужного оборудования, но и сложности с внедрением программного обеспечения. Наши технические специалисты работают сейчас в очень напряженном режиме, - делится Алексей Мартыненко.

Он добавляет, что решение о введении обязательной маркировки было принято без учета мнения производителей.

- С 1 июня под обязательную маркировку попадает сыр - основной продукт, производимый нашими предприятиями. Нам необходимо подготовить к работе в новых условиях 16 промышленных линий, производящих более четырехсот товарных позиций. Это очень серьезная задача – работать с таким приличным ассортиментом выпускаемой продукции.

Дополнительные сложности топ-менеджер видит в интеграции работы учетных систем и производственного оборудования. Новизна стоящих задач требует от команды специалистов компетенций высокого уровня и умения учиться по ходу их решения.

- Особые сложности мы имеем с рядом поставщиков оборудования, необходимого для доукомплектации производственных линий, которые срывают сроки поставки. Это объяснимая ситуация, ведь маркировка затронула крупную отрасль народного хозяйства. Безусловно, пандемия также вносит негативный вклад в реализацию заключенных контрактов и у нас в стране и в странах, откуда идет поставка оборудования для маркировки, - рассказывает Дахнович.

Однако основные сложности еще впереди, прогнозирует Владимир Зюков.

- Согласно новым требованиям, пока что мы должны маркировать только отдельные единицы продукции, которые направляем на реализацию, а не агрегировать их в тарную упаковку. И там, как мы ожидаем, будут возникать более серьезные проблемы. 

Минус 65 миллионов и другие потери производителей

После введения маркировки на всех упаковках сыров появятся коды, каждый из которых переработчики покупают у государства за 50 коп., и это без учета приобретения оборудования, перестраивания производственных процессов, отмечает Зюков. 

- В итоге мы подсчитали, что в среднем затраты на производство килограмма продукции на нашем предприятии после введения маркировки увеличиваются на 6 руб. При этом чем меньше упаковка, тем выше затраты на килограмм. Это только прямые расходы, без учета оборудования, инвестиции в которое в нашей компании, по предварительным оценкам, составят от 10 млн. рублей на производственную линию.

При слишком жестком варианте введения маркировки у Unagrande company есть риск утилизировать упаковку, которая закупалась, когда ещё не было ясности с требованиями под размеры QR кода, и где нет места для нанесения маркировки, рассказывает Мартыненко. Потери составят примерно 65 млн руб.

- Так как у нас более 120 ассортиментных позиций, то именно для нашей компании это будут очень серьёзные потери. 

Руководитель Unagrande company надеется, что после введения маркировки будет переходный период, чтобы производители хотя бы успели докупить и установить недостающее оборудование.

Что изменится на рынке сыров?

По информации специалистов «Нева Милк», крупные поставщики подготовились к внедрению маркировки, а значит дефицита на полках, скорее всего, ожидать не стоит. 

- Мы наблюдаем активизацию со стороны производителей сыра в преддверии введения маркировки. Это видно по тому, что сейчас на рынке избыток подсырной сгущенной сыворотки, которую тяжело продать, так как все заводы сушат свою сыворотку после производства сыра, а цена на сырое молоко напротив, растёт, - подтверждает Мартыненко. 

Евгений Гребнев тоже считает, что дефицита сыров после введения маркировки не будет: производителей сыров в России очень много, и тех, кто не справится с новыми требованиями, просто заместят сыроделы, которые с этими требованиями справились. 

А вот цена сыров на полке, скорее всего, вырастет, причем по большей части не из-за введения маркировки, прогнозирует руководитель «Карата». 

- Производственная себестоимость у нас в этом году выросла примерно на 10% из-за удорожания сырья, упаковочных материалов – как картона, так и полимеров. Доля маркировки в общем росте затрат составляет на нашем предприятии 3,5-4%. Из них 2,5% составляет стоимость QR-кода, остальное – затраты на производство и нанесение кода.

«Нева Милк» максимально попытается взять все расходы на себя за счет снижения маржинальности, обещает Зюков. 

- Однако, согласно законам рынка, как правило, до бесконечности сдерживать цены на свою продукцию производители не могут, и в конечном итоге, стоимость товаров на полке все же вырастет.  

Он не исключает, что введение маркировки приведет к ускоренной консолидации рынка: появляется дополнительный барьер, который не все могут преодолеть даже на первичном уровне – при маркировке индивидуальной продукции. 

Дальше, подчеркивает руководитель ГК «Нева Милк», будет еще сложнее, так как каждая единица продукции должна будет маркироваться индивидуальным кодом, затем упаковываться в групповую упаковку, которая, в свою очередь, тоже маркируется своим кодом и содержит информацию о каждой помещенной в нее единице продукции. А для этого понадобится еще более сложное оборудование, и пока сложно понять, какой будет финальная стоимость всего процесса. 

1622450444

Автор: Елена Максимова
Теги: маркировка

4750 просмотров

Также рекомендуем:


MN В ВК
Телеграм MN
Комментарии
ТЕЛЕГА
кизельман-март-24
ошейники

Чистота
током элит
полки 4 апреля
Подпишитесь на нашу рассылку
ТЕЛЕГА


Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен