Обзор Как развивается формат "жестких" дискаунтеров в России


В условиях падения доходов населения возможность покупать продукты с минимальной наценкой является крайне актуальной. Эту возможность предоставляют магазины формата хард-дискаунтеров. Однако все ли производители молочной продукции готовы сотрудничать с жесткими дискаунтерами и все ли потребители доверяют магазинам такого формата? Ведь одно дело – приобретать в этих торговых точках, например, овощи или крупы, качество которых можно определить по внешнему виду, а другое – покупать продукцию глубокой переработки. Milknews попробовал разобраться в данном вопросе.

Ответ на снижение доходов

Покупательная способность населения России снижается с 2014 года, а в 2020 из-за коронавируса падение резко усилилось, рассказывает старший консультант практики «Стратегическое консультирование» «НЭО Центра» Анастасия Сысоева. На этом фоне формат магазинов с низкими ценами в России активно развивается. По оценкам Сысоевой, в 2019 году продажи в сегменте хард-дискаунтеров выросли в 2 раза в денежном выражении, темпы роста продаж в сегменте мини-маркетов/дискаунтеров составили около 10%. По итогам 2020 года темпы роста будут значительно выше, прогнозирует эксперт. 

В кризисные времена подобный формат, конечно, становится более популярным, однако нельзя сказать, что это действительно популярный формат – иначе топ-ритейлеры уже запустили бы его, считает старший менеджер группы по оказанию услуг предприятиям АПК компании EY Максим Никиточкин. 

- Открытие нескольких магазинов «Моя цена» Магнитом не может быть причислена к полноценному запуску «жестких» дискаунтеров. Конечно, флагманы этого формата – «Светофор», «Доброцена», «Победа» – достаточно быстро открывают новые точки, но их общее количество, менее тысячи, составляет лишь 0,5% от общего числа магазинов сетевой розницы, которых в России порядка 200 тысяч. 

Минимализм во всем

Формат хард-дискаунтеров предполагает продажу ограниченного ассортимента продукции с низкой розничной наценкой — до 10%, отмечает Сысоева. Для сравнения, средняя наценка в торговых сетях составляет около 25–30%. 

Принципиальное отличие хард-дискаунтеров от других сетевых магазинов – минимализм во всем, отмечает Никиточкин. 

- На грани или даже за гранью: минимальный ассортимент – примерно тысяча SKU, тогда как в магазинах у дома – 3-7 тыс. SKU. В жестких дискаунтерах нет витрин, полок, стеллажей – продукцию покупатели берут из коробок/паллет. Там минимум персонала, спартанская отделка и оформление помещений.

В «жестком» дискаунтере от X5 Retail Group представлено в общей сложности около 800 наименований товаров, в том числе молочная продукция.

Первый «Чижик» от X5

По наблюдениям Никиточкина, крупные ритейлеры неохотно идут в формат «жестких» дискаунтеров, сегодня они предпочитают развивать онлайн-торговлю. Однако в конце октября X5 Retail Group открыла первый магазин такого формата. Сеть хард-дискаунтеров от «родителя» «Пятерочек» и «Перекрестков» называется «Чижик». 

В пресс-службе X5 Retail Group отметили, что новый дискаунтер становится особенно актуальным, когда рынок доходит до стадии зрелости – как количественной, так и качественной. Потребитель начинает все больше доверять сетям, и поэтому становится возможным серьезно развивать собственные бренды сетей. 

- Производители также подходят к этапу консолидации рынка и четкой дифференциации своих стратегий, отсюда появляется все больше компаний готовых инвестировать в мощности под производство именно частных брендов сетей как основы своей стратегии, растет культура производства и взаимодействия между производителями и сетями, - пояснил представитель X5. 

Вместе с этим в компании видят, что у покупателей растет потребность в «умном», максимально рациональном решении своих ежедневных забот, связанных с продуктами питания, потребители хотят получать больше в рамках своего бюджета. Жесткие дискаунтеры «Чижик» стали ответом на этот тренд. До конца года X5 планирует открыть четыре таких магазина. В настоящий момент тестирование сосредоточено в столичном регионе – Москве, Подмосковье, - чтобы сохранять эффект присутствия и лично видеть реакцию покупателей на это предложение. Кроме того, здесь очень высокая конкуренция, что дает нам возможность тестировать идеи сразу в «большой воде».

Подходит ли формат переработчикам молока?

По мнению Сысоевой, производителям молочной продукции целесообразно реализовывать через «жесткие» дискаунтеры продукцию с длинным сроком годности: молоко стерилизованное, сыры и сырные продукты низких ценовых категорий, молочные консервы, например, сгущенное молоко.

Никиточкин считает, что переработчикам молока выгоднее работать с обычными розничными сетями, так как их продажи намного выше, чем хард-дискаунтеров. 

- Кроме того, выставляя продукцию в «жестких» дискаунтерах, можно нанести ущерб своим брендам, не относящимся к эконом-сегменту. В целом, в магазинах такого формата имеет смысл продавать продукцию с самой простой и дешевой рецептурой: молоко, кефир, сырные продукты. 

Ключевые принципы отбора контрагентов для «жестких» дискаунтеров, как рассказал представитель Х5, - единые правила, экономическая эффективность сотрудничества, добросовестное и долгосрочное партнёрство.

Председатель совета директоров «Тульского молочного комбината» Александр Ширинкин отмечает, что с точки зрения логистики формат хард-дискаунтеров может быть удобным, так как от производителя не требуется отдельной упаковки для выкладки товара.

- Стоит также помнить о том, что со следующего года будет введена обязательная маркировка на молочную продукцию, а значит, возить продукцию в небольшие торговые точки будет означать дополнительные расходы на логистику, складские операции.

Молокоперерабатывающий комбинат «Роса» с «жесткими» дискаунтерами на постоянной основе не сотрудничает и не рассматривает данный розничный формат как канал сбыта своей продукции. Однако разовый опыт поставок в одну из таких сетей – «Светофор» - у компании был - молококомбинат отправлял туда продукцию со сроками годности, подходящими к истечению. 

- В целом, практически нереально пройти по цене в хард-дискаунтеры и при этом сохранить высокое качество продукта. Например, себестоимость производства килограмма сыра у нас выше, чем закупочная цена в жестких дискаунтерах, - рассказывает гендиректор «Росы» Александр Мандрусов.

Перспективы

Несмотря на кризис, перспективы развития хард-дискаунтеров не очень велики, считает Никиточкин. Он напоминает, что уже был кризис 2014-2015 годов, и «Светофор» существовал уже тогда. Сеть хорошо развивалась, но нельзя сказать, что заняла существенную долю рынка.

- Даже с учетом падения реальных располагаемых доходов население стремится к удобству, сервису, здоровому питанию и готовой еде. Ритейлеры, учитывающие эти тренды, растут очень быстро – как, например, «Вкусвилл».

По мнению Ширинкина, пандемия наложила свой отпечаток на покупательские предпочтения, в том числе, при выборе формата магазинов, и каналы продаж, где продукция предлагается с минимальной наценкой, безусловно, будут востребованы, особенно у людей с низкими доходами, а также у потребителей в возрасте, которые стараются экономить. 

- Покупатели до 35 лет все же предпочитают экономии комфорт, а значит, пойдут в магазины, где удобная выкладка на полке, есть отделы кулинарии, нежели в тот, что дешевле. Хорошие дискаунтеры, расположенные в спальных районах, в любом случае будут пользоваться спросом, так как они удобны потребителю, причем именно для покупки продуктов с недлительным сроком хранения. Соответственно, региональным производителям удобно реализовывать скоропортящуюся молочную продукцию именно через такие каналы продаж.


Автор: Елена Максимова
Теги: бизнес

2742 просмотра

Также рекомендуем:


сессии 9.2

Комментарии
extenso
ДЗЕН кв
ibsagro

Путин
Подпишитесь на нашу рассылку
СЪЕЗД СОЮЗМОЛОКО


Аналитический центр Milknews
АГРОС 21
дери теч
АГРОС 21
дери теч