Как испанские переработчики боролись за право называть молочный продукт йогуртом


Битва молокопереработчиков за термины на этикетке товара - кажется, что такое может случится только в России, но никак не в продвинутых западных странах. В новом обзоре Milknews рассказываем, как в Испании с 2000-х годов шла борьба за право называть молочный продукт “йогуртом”.


Что говорит законодательство?

Во многих странах мира, в том числе Испании, действующие пищевые стандарты приведены в соответствие с международным Пищевым Кодексом - Codex Alimentarius. Этот кодекс поддерживают 186 стран Евросоюза, он регулирует производство основных продуктов питания - как обработанные и полуфабрикаты, так и необработанные.

Технология производства йогурта описана в Codex Standard for Fermented Milks - CODEX STAN 243-2003. В своде стандартов йогурт определяется наличием двух основных культур, которые используются для ферментации - Streptococcus thermophilus (термофильный стрептококк) и Lactobacillus delbrueckii subsp. bulgaricus (болгарская палочка).

Если молочный продукт получен из ферментированного молока и затем подвергнут термической обработке, согласно кодексу, он уже не может называться йогуртом, это Heat Treated Fermented Milk - ферментированный молочный продукт после термической обработки.

Большая часть стран взяла за основу Кодекс Алиментариус при разработке собственных пищевых стандартов. Например, в России Технический регламент на молоко и молочную продукцию, как и Кодекс алиментариус,  предусматривает, что при закваске в йогурте используются термофильные молочнокислые стрептококки и болгарские молочнокислые палочки. Другие продукты, не попадающие под это определение, производитель должен маркировать как “йогуртный продукт (напиток, мусс и тд)”. “И в Евросоюзе и у нас, если йогурт содержит живые организмы, его срок хранения будет 21-28 суток, если он пастеризованный термизированный, он может хранится долго, называться при этом он будет по-другому, таких названий очень много”, - сказала Milknews заведующая лабораторией новых технологических процессов производства цельномолочных продуктов Зинаида Зобкова.

В Испании сферу производства йогуртов регулирует Real Decreto 271/2014 - La Norma de Calidad para el yogur o yoghourt (Нормы качества йогурта). Местный закон предусматривает два типа продукта: “йогурт” или “йогурт, пастеризованный после ферментации”.

Определение первого продукта совпадает с характеристиками, указанными в Кодекс Алиментариус, в готовом продукте живых бактерий должно быть 1 на 107 КОЕ на гр или мл. Второе наименование - это “продукт, полученный из йогурта, к которому после ферментации была применена термическая обработка, которая привела к утрачиванию жизнеспособности молочнокислых бактерий”. То есть, это heat treated fermented milk из Кодекс Алиментариус, который по испанскому законодательству сохранил право называться йогуртом.

Лобби и бойкоты

Ферментированный молочный продукт, который не требует хранения в холодильнике, получил право называться йогуртом в испанском регламенте не так давно. До 2003 года  термина “пастеризованный йогурт” в законе не было.

С 2000 года этот продукт начал продвигать местный переработчик Pascal, один из крупнейших игроков продовольственного рынка страны, производитель молочных продуктов, фруктовых соков и бутилированной воды. Ежегодный оборот компании превышает 1 млрд евро. Компания экспортирует свои товары в 60 стран мира.  

На сайте компании продвижение нового типа йогурта и закрепление его в законодательстве Испании отмечено особым пунктом в разделе истории бизнеса. Там же указано, что компания была одним из пионеров техники ультрапастеризации в стране и активно развивала производство продуктов с длительным сроком хранения. Сегодня UHT-молоко занимает более 90% молочного рынка королевства.

По данным журналистов федерального издания El Confidencial, владелец бизнеса Паскаль начал лоббировать интересы нового продукта еще в 1999 году, а годом ранее он уже затеял строительство отдельного завода, который должен был сконцентрироваться только на производстве пастеризованного после ферментации йогурта.

Под давлением переработчиков местный Минсельхоз  принял решение поменять регулирующий отрасль документ, в пояснительной записке к законопроекту чиновники указали, что регламент следует “адаптировать к новым требованиям рынка”. Как отмечалось в документе, “в последние годы на рынке произошла революция, которая привела к появлению новых продуктов, ранее не регулируемых в Испании”, что требует определенных нововведений в регулирующий документ.

“В то время Pascal не занимался производством продукции, требующей хранения в холодильнике, введение подобного термина позволило им реагировать на растущий спрос на йогурты без изменения их бизнес-стратегии, название “йогурт” давало продукту добавленную стоимость, так как потребитель воспринимает его как полезный”, - рассказывала консультант в с пищевой отрасли Беатриз Роблес El Confidencial.

Новый термин добавили в регламент, однако испанское сообщество восприняло инновационный продукт неоднозначно. После того, как йогурт длительного хранения появился в законе, а у Pascal заработал завод, предназначенный только для этого продукта, жители центрального и вечно революционного региона Испании, Каталонии, объявили компании бойкот и отказались сотрудничать с переработчиком под предлогом слишком низких отпускных цен. Позднее сторонам удалось урегулировать конфликт, а Pascal даже построил завод на территории региона, чтобы сократить издержки на транспортировку и повысить отпускные выплаты. Сегодня пастеризованный йогурт продолжают продавать все крупные торговые сети Испании. Общий объем рынка по итогам 2018 года, по прогнозам Statista, может составить US $2,4 млрд, из которых в доля пастеризованных йогуртов, реализованных внутри страны, составляет только 0,6%. По оценке Беатриз Роблес большая часть продуктов этой категории идет на экспорт.

1696 просмотров


Комментарии
extenso
Разбор Маркировка
дейри теч

Подпишитесь на нашу рассылку
11 съезд союзмолоко


Аналитический центр Milknews
Агрофарм
Агрофарм