Обзор Как привлекать инвестиции в развитие стартапа в сельском хозяйстве
Объем инвестиций в стартапы в секторе сельского хозяйства и производства продуктов питания в I квартале 2021 года вырос на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего в первые три месяца 2021 года в секторе FoodTech были заключены 272 сделки на $9,38 млрд, сообщили эксперты конференции “Создание инновационного продукта: от идеи к решению” в рамках выставки Agros. О существующих механизмах реализации инновационных идей в сельском хозяйстве и о том, как привлекать инвестиции для развития проекта - в новом материале Milknews.
Еда с предлогами “не” и “без”
Цифровизации сельского хозяйства и развитию инновационных проектов в отрасли производства продуктов питания и АПК способствуют несколько факторов. По словам инвестиционного директора RFood Invest Анны Ненаховой, в большей степени изменениям способствуют следующие причины:
1. Рост населения
По прогнозам ФАО, к 2050 году население земли увеличится до 9,7 млрд. Потребности в продовольствии при этом вырастут до 70%.
2. Здоровье населения
Развития резистентности к антибиотикам и рост аллергических рисков неминуемо приведет к тому, что потребители все больше будут стремиться изменить существующие пищевые привычки.
3. Климатический вопрос
Значительный процент людей волнует вопрос изменения климата. На сегодняшний день до 75% пресной воды тратится на нужды сельского хозяйства, более 70% лесов вырубается под пашни и объекты животноводства.
4. Гуманистический фактор
Современное поколение волнует вопрос содержания и гуманного обращения с животными.
По оценкам Ненаховой, есть и еще одна причина - это растущее отрицание привычных способов приготовления еды среди потребителей. “Все чаще, когда мы заказываем еду в ресторане, мы используем два предлога - “не” и “без”. Мы хотим конфеты без сахара, печенье без глютена. Есть бренды, которые выносят в название, что они “не молоко” и “не мясо”. Порой потребители не могут даже сформулировать, почему они отказываются от определенных продуктов”, - отмечает она.
Такое видоизменение рынка приводит к развитию новых трендов. Развиваются производства альтернатив молоку и мясу, появляется ниша обогащенных продуктов, разрабатывается “умная” упаковка, которая позволяет продлевать потребительские свойства продукта. В сельское хозяйство проникает интернет вещей, роботы и другие прогрессивные технологии. Все это приводит к тому, что инвесторы, которые раньше не обращали внимание на такую консервативную отрасль, как сельское хозяйство и производство продуктов питания, все чаще финансируют подобные проекты. Участие венчурных фондов в проектах FoodTech, по оценкам PitchBook, растет с каждым годом во всем мире.
Инвесторам становятся интересны проекты в области производства альтернативных источников белка. Об этом, например, говорят уверенно растущие в цене акции компании Beyond Meat, которая специализируется на производстве альтернатив мясу из горохового изолята. “За последние 10 лет это было одно из самых успешных IPO на рынке США. Продажи Beyond Meat каждый год растут, недавно они объявили о строительстве завода в Китае”, - рассказала Анна Ненахова.
Последний сектор с точки зрения цифровизации
Данные тренды в большей степени характерны для рынков Европы и США. Но и в России инвесторы начинают обращать больше внимание на сектор сельского хозяйства и продуктов питания. “Food и AgroTech - это довольно молодая отрасль в сфере инвестиций. Еще в 2013-2014 году в мире было около 5 фондов, которые в принципе смотрели в эту сторону и инвестировали в подобные проекты. Как только случились первые сделки, и инвесторы поняли, что здесь можно зарабатывать, все поняли, что агросектор - это последний сектор с точки зрения цифровизации. Это классная возможность для инвесторов заработать”, - сказал директор направления Food&AgTech Skolkovo Ventures Сергей Соболев.
По словам главного аналитика, руководителя инновационного аналитического центра ПАО "Группа Черкизово" Рустама Хафизова, в отрасли заметен и интерес государства к данному вопросу. “Сегодня государство обращает внимание на инновации, мы видим это и в рамках формирования национальной технологической инициативы, и в рамках тех мер поддержки, которые предусмотрены, тех грантов, которые предлагаются”, - отметил эксперт.
Главной проблемой, которая сдерживает развитие инноваций в АПК, Рустам Хафизов считает кадры. “Чтобы продолжать конкурировать на международном рынке, нам нужны хорошие кадры. Уровень подготовки специалистов и компетенции преподавателей требует особого внимания”, - говорит эксперт.
В России на данный момент стартапы в секторе АПК и производства продуктов питания еще не так распространены, как за рубежом, но эксперты надеются, что это отставание будет преодолено. “В 2020 году, по оценкам Ag Founder, было проинвестировано порядка 30 млрд долл инвестиций в FoodTech и AgroTech. Из них активных сделок было около 3 тыс. В России пока таких инвесторов можно пересчитать по пальцам”, - указал Сергей Соболев.
Инноваторам помогут в “Сколково”
Инноваторы в области АПК и производства продуктов питания в России могут рассчитывать на помощь некоммерческих фондов, в частности фонда “Сколково”. “По сельскохозяйственному направлению у “Сколково” существует восемь приоритетов: генетика, селекция, корма, удобрения, ветеринарные препараты, агрохимия, цифровые решения, пищевые технологии, промышленный биотех, инженерные решения для промышленности, косметология и БАДы, а также домашние животные”, - рассказала директор по развитию агробиотех направления "Сколково" Наталья Крашенинник.
В “Сколково” действует программа компенсации 70% уже понесенных затрат, так называемые микрогранты для инноваторов. Компании-участники “Сколково” могут рассчитывать на компенсацию порядка 4 млн рублей в год по понесенным затратам по ряду направлений, в том числе за участие в выставках, создание прототипов, проведение испытаний, участие в международных бизнес-миссиях. Все заявки оформляются через сайт.
Сейчас “Сколково” ищет новые компании, в том числе агропромышленные, которые готовы внедрять цифровые решения, разработанные стартапами. Для этого Сколково компенсирует 50% затрат на внедрение.
Советы стартапам
Директор направления Food&AgTech Skolkovo Ventures Сергей Соболев дал несколько рекомендаций авторам инновационных разработок и тем, кто хочет получить финансирование для своего стартапа.
1. Начинайте тестировать
Чем быстрее стартап начнет тестировать свою идею, тем быстрее продукт дойдет до того состояния, когда он сможет привлечь первые деньги. Средняя сумма, которую сегодня готовы предложить частные инвесторы на российском рынке, составляет 100-500 тыс. долларов.
2. Изучите рынок
Авторы идеи должны знать и понимать свой рынок. Для этого необязательно заказывать дорогое и сложное исследование. Например, если стартап предлагает внедрять видеосистему на животноводческие объекты, можно самостоятельно подсчитать, сколько с помощью этой технологии агрохолдинг сэкономит. Далее остается узнать, сколько таких агрохолдингов уже есть в России и затем спроецировать это число на весь мир. И вот разработчику уже известна цифра, которую он всегда сможет объяснить инвестору.
3. Определите проблему
Дальше следует определить, какую именно потребность рынка закрывает разработанный продукт, и то, каким образом он будет приносить деньги.
4. Найдите выходы на рынок
Любому инноватору придется реализовывать продукт через партнерскую сеть, с которыми придется делиться маржой. То есть, если продукт стоит 100 рублей, то где-то 40 придется отдать партнеру. Об этом стоит задуматься при формировании бизнес-плана.
5. Изучите конкурентов
Многие авторы проектов уверены, что они уникальные и единственные на рынке, но такого не бывает. Если на данный момент нет именно такой технологии, то всегда можно найти другую, которая решает эту же проблему хуже, но дешевле.
6. Соберите команду
В команде обязательно должен быть драйвер, который будет вести команду, специалист по продукту, по продажам и ответственный за финансы. Эксперт советует не прибегать к помощи дорогих специалистов на начальном этапе.
7. Определите цель
“Стартап должен привлекать тот объем денежных средств, которые он сможет переварить команда”, - отметил Сергей Соболев. Для этого нужно ставить цели, которые команда сможет достичь за определенный период времени. В следующий раз, если компания достигнет установленной отметки, она сможет получить деньги не только от того инвестора, который финансировал проект в прошлый раз, но и от его окружения.
Автор: Наталья Антонова
Теги: АПК