Опыт: Системы прослеживаемости в других отраслях
На прошедшем 6 февраля IX Съезде Союзмолоко был в очередной раз поднят вопрос о целесообразности введения системы электронной ветсертификации готовой продукции. Глава союза Андрей Даниленко предложил обратить внимание на опыт других отраслей, который может быть более технологически подходящим для молочного сектора.
«Я отвечаю за введение системы маркировки лекарственных средств, и для меня очевидны перспективы этой системы и в других сферах. Исходя из общих соображений, это может работать, это недорого для производителей и эффективно для контролирующих органов и потребителей» - ответил ему Аркадий Дворкович.
Milknews решил изучить опыт уже адаптированных под эту технологию отраслей в России и мире.
Прослеживаемость сырья и пищевой продукции в странах ЕС
В соответствии с законодательством ЕС, Постановление №178/2002 утверждает, что прослеживаемость сырья и продуктов питания должна обеспечиваться на всех стадиях производства, переработки и сбыта, и руководители предприятий пищевой и кормовой отрасли должны быть в состоянии идентифицировать лицо, от которого они получили продукт питания, корм, животное и т.д.
Главной идеей механизма прослеживаемости в ЕС является практика "шаг назад - шаг вперед". Под ней понимается система, в которой каждый участник цепочки поставок может предоставить информацию о происхождении товара и его дальнейшему движению.
Таким образом, производители и переработчики должны сами контролировать и идентифицировать, кому они поставляют и у кого закупают продукцию в ходе всей цепочки «от поля до прилавка». Продукты питания, которые находятся в обороте на территории ЕС, должны быть надлежащим образом обозначены или маркированы с помощью необходимой документации или информации согласно соответствующим требованиям более конкретных норм, с целью упрощения прослеживаемости.
С 13 декабря 2014 года вступили в силу правила предоставления информации потребителям пищевой продукции (Регламент ЕС № 1169/2011). Этот регламент ужесточил требования по маркировке всей пищевой продукции. Нарушение правил маркировки - нарушение прав потребителей в получении достоверной информации о продукте и введение его в заблуждение.
В случае, если производитель не дал возможности потребителю узнать необходимые сведения о происхождении пищевого продукта, такой продукт просто не может попасть на рынок стран ЕС.
На сайте Общества по защите прав потребителей ЕС
В обширном
Фармацевтика
Маркировка и мониторинг лекарственной продукции, допущенной к обороту в России, была введена после принятия изменений к закону "Об обращении лекарственных средств", которые вступили в силу с 1 января 2018 года.
Изменения законодательства предусматривали "внедрение на всей территории РФ федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения от производителя до конечного потребителя с использованием контрольных (идентификационных) знаков для целей идентификации лекарственных препаратов для медицинского применения".
Кроме изменения требований, закон установил административную ответственность за производство препаратов без идентификационных знаков. Изначально все реализуемые на территории РФ лекарства должны были быть промаркированы до конца 2018 года, но позже сроки обязательной маркировки препаратов были изменены на 2020 год.
Пилотный проект работает с 2017 года, его основной целью является "защита населения от фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных препаратов и предоставление неограниченному кругу потребителей (граждан) возможности проверки легальности зарегистрированных лекарственных препаратов, находящихся в гражданском обороте".
По
Фарма в мире
Проблема подделок на фармацевтическом рынке актуальна для многих стран мира, поэтому в Европе функционирует
Согласно положениям конвенции, Россия присоединяется к общеевропейской межгосударственной комиссии по борьбе с фальсификатом. Органом взаимодействия с зарубежными партнерами стал Росздравнадзор.
Конвенция была подписана в октябре 2011 года и вступила в силу с 1 января 2016 года. В настоящее время в юрисдикцию конвенции входят Албания, Армения, Бельгия, Франция, Венгрия, Молдова, Испания, Турция и Украина. Еще 13 стран подписали конвенцию, но не ратифицировали ее.
В ЕС существует директива 2011/62/EU по защите лекарств от подделки. В соответствии с ней до 2017 года была создана межнациональная система защиты лекарств от подделок, и до февраля 2019 года все страны-члены Евросоюза обязаны привести собственное законодательство и торговую практику в соответствие с требованиями этой директивы.
Этот документ предусматривает, что все рецептурные (и некоторые безрецептурные) лекарственные средства должны быть индивидуально промаркированы.
Похожие инициативы реализуются и в фармпроизводствах других стран мира. Производители в США, Китае и Бразилии должны снабжать упаковки всех фармакологических изделий уникальными серийными номерами, позволяющими проследить путь лекарства от этапа производства вплоть до момента его продажи.
Рынок меховых изделий
В 2016 году бороться с контрафактом меховых изделий в России решили с помощью маркировки электронными чипами. Чипирование изделий из меха – это маркировка контрольными (идентификационными) знаками, которые являются защищенными отчетными бланками, содержащими радиочастотную метку. Такие радиочастотные (RFID) метки позволяют с помощью сканера моментально считывать всю информацию о товаре с нескольких десятков метров, что позволяет таможенникам моментально оформлять контейнеры с товаром, а контролирующим органам – проверять легальность и быстро выявлять немаркированные изделия. В случае с меховой продукцией товары маркируются чипами двух цветов, отечественные – зелеными, импортированные – красными.
Идея внедрения маркировки для меховой продукции обуславливалась большим количеством контрафактной продукции на рынке, а также существующей схемой уклонения от уплаты пограничных и налоговых платежей.
С апреля 2016 ФНС запустила добровольную маркировку в тестовом режиме, к концу года она стала обязательной в рамках соглашения стран-участниц ЕАЭС. Уже через четыре месяца после введения обязательной маркировки количество находящихся в обороте меховых изделий
В октябре 2017 ФНС подтвердил, что благодаря чипированию удалось увидеть реальные цифры мехового рынка: с начала запуска системы маркировки в стране продано меховых изделий на сумму 72,8 млрд рублей, что в семь раз больше, чем годом ранее. Легальный оборот товаров составил более 1,2 млн. изделий.
«Мы объединили систему маркировки с информационной системой таможенных органов. Теперь таможня может буквально в режиме онлайн сверять контрольные знаки на изделиях с данными из системы маркировки, а налоговые органы - оперативно получать информацию о таможенной стоимости и данные деклараций. «Серый» импорт закончился. Наша совместная работа позволяет построить цепочки движения товара, проанализировать риски, связанные с разгоном цен и проконтролировать оборот импортного товара», -
На данном этапе ЕАЭС может эффективно перенять мировой опыт внедрения систем прослеживаемости, но ряд отдельных вопросов остается нерешенным. В частности, изменения в системе маркировки и введение прослеживаемости несут за собой дополнительные издержки для производителей, что в конечном итоге может привести к увеличению стоимости конечного продукта. Конечно, следует учитывать особенности, вроде изменений в работе таможенных органов, однако в перспективе, при поэтапном внедрении, система прослеживаемости товаров сможет облегчить жизнь бизнесу, снизив требования к сопроводительной документации, а также сократить время нахождения товара на таможне.
Автор: Артем Фальчев