Разбор: что думает молочный бизнес о старте второго этапа «Меркурия»


Полный переход молочной отрасли на работу в «Меркурии» проходит без катастрофических последствий. При этом люди, непосредственно работающие с системой, жалуются на технические неполадки. Впрочем, участники рынка отмечают, что окончательную оценку стоит давать не по одним лишь первым дням работы. Milknews выяснил, когда будут известны конкретные итоги и как индустрия в общем подготовилась к ноябрю.

До «Меркурия» не дозвониться

С 1 ноября под оформление ветсертификатов во ФГИС «Меркурий» попали дополнительные категории молочной продукции. Союзмолоко оценивает долю рынка, которой коснулся второй этап внедрения системы, в 75% от общего объёма. Первый день месяца пришёлся на пятницу. Это способствовало тому, что затяжные выходные прошли без негативных последствий. Стабильность обеспечила и общая готовность отрасли, отмеченная заместителем главы Россельхознадзора Николаем Власовым на форуме «Вологда – молочная столица России».

Однако во вторник, 5 ноября, система начала реагировать на увеличившийся объем выписываемых и гасимых ВСД. Согласно сообщениям на форумах поддержки Россельхознадзора, чаще всего пользователи жаловались на работу API – то есть, на протоколы, по которым с «Меркурием» связываются интеграционные системы компаний. Как следствие, операторам приходилось прибегать к использованию веб-интерфейса «Ветиса». Тот, однако, также периодически выходил из строя – как и форумы Россельхознадзора.

Собеседник Milknews, работающий в IT-отделе в оптовой молочной компании, заявил о наличии у предприятия технических трудностей. В основном это выражалось в чрезмерно долгой приёмке товара, растягивающейся на десятки минут на одну единицу товара.

– Проблемы взаимодействия ХС из-за ввода «Меркурия», простой машин – всё это можно наблюдать уже на этом этапе. При этом нам нужно ещё время для наблюдения, чтобы оценить общую работоспособность системы. По неизвестным причинам в торговых сетях имеются проблемы с мастер-данными и загрузкой данных в ВСД в их системы.

При этом другие специалисты отмечают, что нестабильность «Меркурия» – это не из ряда вон выходящее событие. Аналогичные неполадки с API, в частности, наблюдались за несколько недель до обязательного включения всей молочной продукции.

Всё зависит от ритейла

1 ноября директор Купинского молочного комбината Андрей Чалдин отметил в разговоре с Milknews, что опасается скорей проблем, связанных с человеческим фактором, чем технической неработоспособности «Меркурия». Он сказал, что многое будет проявляться в ходе отношений между оптовыми и розничными продавцами.

– Мы живём в реальном мире и не исключаем, что, возможно, будут нештатные ситуации в ходе перевозки. Особенность нашего предприятия заключается в длинном логистическом плече: расстояние от производства в Новосибирской области до центра региона достигает 500 км. При таких расстояниях не исключены бой продукта или пересортица товара; допустим, на складе планировали загрузить 20 кг сметаны, а из-за ошибки грузчика загрузили 15 кг.

Могут быть различные проявления человеческого фактора. Надо посмотреть, как «Меркурий» будет работать с «обратными ветками», акцептовкой товара с учётом боя или возврата на склад. Некоторые типы повреждений, подразумевающие возврат товара, определяются только на следующий день после приёмки. Поэтому нам нужно время, чтобы определить эти проблемы, и потренироваться отрабатывать их в «Меркурии».

Во вторник Чалдин уточнил, что за выходные и праздничные дни внештатных ситуаций на “Купинском молочном комбинате” не возникало. Он повторно отметил, что компании необходимо дождаться приемки товара на стороне покупателя, чтобы оценить стабильность всей системе.

О том, что невозможно объективно оценить ситуацию на основании первых дней работы, заявили и в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Илья Власенко, директор по внешним связям АКОРТ, рассказал Milknews, что ритейл давно готовился к работе в «Меркурии».

– Вопрос возникал ещё летом, когда вводились первые этапы «Меркурия». Наша практика показывает, что конкретную оценку результатам можно давать по протяжении одной-двух недель. Только по факту продажи товара конечному потребителю мы можем сказать, возникли ли те или иные трудности. Надо понимать, что товар из расширенного списка молочной продукции, который учитывается в «Меркурии» с 1 ноября, мог ещё не дойти до торговых сетей.

Больше времени и больше штата

Если крупные сети заранее подготовились к увеличению объема ВСД на гашение, то небольшие магазины задерживали тестовый переход на полную работу в «Меркурии». Лариса Заболотская, заместитель генерального директора по правовым вопросам ЗАО «Кировский молочный комбинат», рассказала Milknews, что компания перешла на выписку эВСД на всю продукцию только к концу сентября.

– Малые покупатели не готовы были принимать эВСД в тестовом режиме, потому что это подразумевало бы привлечение дополнительных ресурсов. Со стороны покупателей – в частности, посредников, везущих товар в другие регионы – начали возникать вопросы. В частности, посредники выразили несогласие получать продукцию из разных партий, так как номер партии должен соответствовать указанному в эВСД. Ранее такая проблема не стояла в принципе.

Документооборот увеличился, а отгрузки – замедлились. На оформление ВСД затрачивается больше времени, чем требовалось бы на одно лишь оформление транспортных и товарных накладных.

О том, что полное введение «Меркурия» потребовало привлечения новых ресурсов, рассказал и генеральный директор «Молвест» Дмитрий Лосев. При этом он отметил, что компания не заметила последствий технических неполадок.

– С внедрением системы «Меркурий» существенно возросла нагрузка на людей, которые этим вопросом занимаются. Для перехода на «Меркурий» мы увеличили штат сотрудников, которые будут обслуживать новую систему и вести дополнительный электронный документооборот.

Интеграция автоматизированной системы «Меркурий» в рабочий процесс нашей компании прошла в штатном режиме. Технически система работает, никаких экстренных сбоев в ней не было.

Опасения есть всегда, к техническому запуску системы «Меркурий» мы готовились, просчитывали все риски и старались предусмотреть разные варианты развития событий. У нас есть серьёзные ожидания в отношении «Меркурия». Мы ждем, что с полок магазинов исчезнет фальсификат.

Другие крупные молочные компании также заявляли о готовности к 1 ноября. Представитель PepsiCo заявил информационному агентству RNS, что «никаких критических сложностей мы не наблюдаем, а локальные вопросы разрешаются с контрагентами в двухстороннем порядке». Danone отметила журналистам, что компания сможет оценить влияние «Меркурия» на бизнес в течение месяца.


Автор: Юрий Литвиненко
Теги: Молоко торговля

1766 просмотров

Также рекомендуем:


Молочные сессии седьмое заседание

Комментарии
extenso
МАРКИРОВКА
Какие темы статей вам интересны?
Проголосовало: 159


Подпишитесь на нашу рассылку
Кизель вебинар


Аналитический центр Milknews
Агрос экспо
Агрофарм
Агрос экспо
Агрофарм