Подробности Как небольшие магазины готовятся к новому этапу маркировки молочной продукции
С 1 сентября вступает в силу новый этап внедрения обязательной маркировки молочной продукции – вывод ее с касс торговых площадок. Предприятия розничной торговли будут обязаны передавать в «Честный Знак» сведения о каждой проданной единице продукции. Это нововведение требует от торговых организаций не только дополнительных затрат, но и освоения нового оборудования и компьютерных программ. Особенно тяжело во всем упомянутом разобраться небольшим торговым предприятиям, у которых нет собственного IT-отдела, готового взять на себя техническую сторону процесса. Для них переход на работу в системе «Честный знак» стал серьезным вызовом. О том, как готовятся к 1 сентября небольшие магазины, читайте в материале Milknews.
Что нужно сделать к 1 сентября
С 1 сентября участникам оборота молочной продукции, в том числе, организациям розничной торговли малого формата, необходимо будет подавать информацию об обороте продукции в систему «Честный знак» при отгрузках ее в розницу, поясняет гендиректор Союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов. Сведения в систему маркировки подаются через электронный документооборот (ЭДО).
С начала осени непредставление в систему маркировки сведений об обороте или выводе из оборота будет являться нарушением законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность. В соответствии со статьей 15.12 КоАП, для должностных лиц штраф составит от 1000 до 10000 рублей, для юридических лиц - от 50 000 до 300 000 рублей
«Значит, магазины, которые не готовы к работе в системе «Честный знак» и с электронной документацией, по сути, закрываются для производителей молочной продукции как канал сбыта», - подчеркивает Артем Белов.
Насколько готовы небольшие магазины?
С подготовкой к вступлению в силу нового этапа маркировки – выведения молочной продукции с касс – у небольших магазинов дело обстоит по-разному, отмечает президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов.
Между тем, руководитель отдела аналитики NTech Дарья Акимова, считает, что некоторые компании действительно могут испытывать временные затруднения, связанные с обучением сотрудников и интеграцией маркировки во все бизнес-процессы, как было и с производителями молочной продукции на этапе введения маркировки, но причин говорить о неготовности большого количества предприятий нет.
В компании «Агатес», по словам ее гендиректора Владимира Раева, подготовка к вступлению в силу вывода молочной продукции с касс проходила сложно, так как во многих нюансах предприятию приходилось разбираться своими силами.
«Мы обращались за помощью к оператору программы «Честный знак», но обратная связь с его стороны была некомпетентна. Для небольших торговых предприятий, у которых нет отдела IT, освоение «Честного знака» - серьезная проблема, которая осложняет наш рабочий процесс», - поясняет он.
Главный бухгалтер «Агатеса» Наталья Раева добавляет, что со своей стороны торговое предприятие зарегистрировалось в системе «Честный знак» через программу, в которой оно работает.
«Для того, чтобы сканировать через нашу программу QR-коды с продукции и отправлять данные в систему «Честный знак», нужно было установить определенные расширения. С этим мы справились. Однако мы сталкиваемся с некорректной работой «Честного знака». В программе «подвисают» накладные, а на обращения в службе поддержки системы отвечают долго и не всегда полученные ответы позволяют решить возникающие проблемы», - жалуется она.
Переход на электронный документооборот в «Агатесе» идет непросто. Необходимо наличие кодов GUID и BoxID. Также нужен роуминг, если поставщик и продавец имеют разных операторов.
Владлен Максимов подтверждает, что основные проблемы, с которыми сталкиваются небольшие предприятия розничной торговли – сбои в работе оборудования, предназначенного для вывода продукции с касс. Однако, насколько известно эксперту, оператор цифровой маркировки ЦРПТ и смежные с ним структуры решают этот вопрос.
Индивидуальный предприниматель, реализующий молочную продукцию, Елена Скивко, которая также является региональным координатором Ассоциации малоформатной торговли по Оренбургской области, отмечает, что к выводу маркировки молочной продукции с касс в своем магазине она готова.
«Для меня регистрация в системе «Честный знак» не вызвала серьезных сложностей, так как эта система похожа на ЕГАИС, которую мы несколько лет назад внедрили для реализации крепкого алкоголя. Однако как представитель Ассоциации малоформатной торговли в Оренбургской области, я вижу, что у нас далеко не во всех розничных торговых точек, которые продают молочную продукцию, есть соответствующее оборудование. Я говорю о палатках на рынке. Конечно, не исключено, что предприниматели закупили его, просто пока не установили», - рассказывает она.
Во сколько обойдется внедрение
По подсчетам Натальи Раевой, за год только затраты на электронный документооборот в «Агатесе» составляют 4,5 тыс. руб. на каждую компанию.
«Дополнительно оплачивается сдача отчётности, передача данных в налоговую с онлайн касс, сертификат электронной подписи для сдачи отчётности, сертификат для ЕГАИС, договор на обслуживание кассового аппарата. И это даже не все расходы, которые у нас появились в связи с внедрением «Честного знака»» - говорит она.
Дополнительные затраты Елены Скивко для внедрения «Честного знака» в розничной точке составили порядка 150 тыс. руб. для оборудования одного рабочего места обновленной версией онлайн-кассы, которая считывает маркировку и передает данные в систему «Честный знак». Всего в магазине таких рабочих места два.
Чего опасаются продавцы?
Елена Скивко с опасением ждет наступления 1 сентября. Как поведет себя система маркировки – неизвестно. Возможно, коды не будут считываться.
«С ЕГАИС было проще, так как у алкоголя большой срок хранения. У молочной продукции, особенно у молока, которое мы реализовываем, срок хранения до семи дней, при этом покупатели предпочитают приобретать его в первые три дня. Если система даст сбой, то партию, которую не продали, придется списывать», - рассказывает она.
В целом, совершенно непонятен смысл введения маркировки, добавляет Елена Скивко: «У нас есть система «Меркурий», которая хорошо следит за оборотом каждой единицы молочной продукции. Создатели «Честного знака» заверяют, что внедрение маркировки позволит торговым предприятиям не продавать продукцию с истекшим сроком годности. Но мы ее и так не продаем, потому что у нас не такой большой объем в реализации».
Большой вопрос в том, что будет с продукцией, коды которой в силу технических сбоев кассового оборудования, сбоев оборудования на производстве, или самой программы «Честный знак», не будут считываться, рассуждает Артем Белов.
«Такие товары невозможно будет реализовать. Это большой риск для отрасли, ведь даже потеря 1% продукции от реализуемой продукции в деньгах составит около 20 млрд руб. Издержки, связанные с потерей и утилизацией той продукции, коды которой не смогли быть считаны на кассе ляжет на плечи производителя», - делится он.
Владлен Максимов надеется, что после вступления в силу данного нововведения контролирующие органы не будут уделять слишком пристальное внимание магазинам, у которых будут возникать трудности с выведением молочной продукции с касс.
«Торговым предприятиям потребуется некоторое время, чтобы полностью наладить процесс», - считает эксперт.
О том, как подготовиться к новому этапу маркировки, читайте в нашем разборе.
маркировка