Обзор Какие молочные продукты пользуются наибольшим спросом в онлайн-магазинах
“Коронакризис” внес значительные коррективы в развитие рынка интернет-торговли продуктами питания. По данным аналитиков, три месяца карантина привели в интернет более 10 млн новых потребителей, которые продолжают покупать продукты онлайн и после выхода из режима самоизоляции. Milknews поговорил с участниками рынка доставки и производителями молочной продукции и узнал, какие товары на молочной полке пользуются наибольшей популярностью.
Ритейл уходит в онлайн
По оценкам исследовательской компании Data Insight, в результате кризиса коронавируса многие компании перевели сотрудников на удаленную работу и оставили часть из них работать из дома после выхода из режима самоизоляции. В результате, от 5 до 7 млн человек в России продолжат работать дома как минимум до конца года. Эта тенденция вместе со сформировавшейся за время карантина привычкой делать покупки онлайн даст мощный стимул электронной торговле в России. В ближайшие 5 лет факторы кризиса принесут сектору e-commerce дополнительно 1,6 трлн рублей, подсчитали аналитики.
Уже в 2020 году эксперты отметили значительный рост инвестиций в развитие онлайн-продаж продуктов питания. Категория выросла в 4,3 раза к прошлому году за первое полугодие и увеличится в 3,5 раза по итогам 2020-го, что обеспечит более 150 млрд рублей дополнительной выручки сверх прогноза 2019 года.
Несмотря на снижение покупательской способности и потребительской активности на фоне финансового кризиса и падения реальных располагаемых доходов, онлайн-торговля продуктами питания продолжит рост за счет каннибализации оффлайн-продаж, считают эксперты Data Insight. Из-за небольшой доли онлайн в структуре продаж сектор e-commerce пока не подвержен влиянию кризиса и колебанию спроса.
О растущем потенциале рынка доставки и онлайн-торговли продуктами питания говорит и интерес традиционных оффлайн-ритейлеров к рынку интернет-торговли. Если раньше лидерами в сегменте были онлайн-магазины, то сегодня их позиции постепенно теснят классические торговые сети. Сервисы онлайн-доставки развивает X5 Retail Group, “Лента”, “Вкусвилл”, “Дикси”, “Азбука Вкуса” и “Магнит”.
Покупателям удобно покупать онлайн
Рост онлайн-продаж за первое полугодие 2020 года заметили и участники молочного рынка. Так, компания Valio назвала интернет-торговлю основным драйвером роста развития в первой половине года. “По сравнению с аналогичным периодом 2019 года объем продаж Valio в натуральном выражении в онлайн-канале вырос более чем в два раза. Этому способствовал как рост самих каналов, так и рост представленности бренда Valio на виртуальных полках”, - сказали в пресс-службе компании.
В Valio отметили рост онлайн-продаж товаров первой необходимости - воды и молока - который был обусловлен особенностями потребительского поведения в период самоизоляции. “В первом полугодии 2020 лидерами онлайн-продаж Valio в России стали: вода Valio в упаковках 5-10 литров, ультрапастеризованное молоко - как безлактозное Valio Eila, так и обычное. Компания отмечает несколько причин, почему именно эти продукты оказались на пике популярности. Прежде всего, рост объемов продаж в этих категориях соответствует общему всплеску спроса на товары первой необходимости с длительным сроком годности, который пришелся на начало периода общей самоизоляции”, - объяснили Milknews в пресс-службе Valio.
Представители компании считают, что сложившаяся в мире ситуация продемонстрировала покупателям явные преимущества онлайн-покупок. “Вода и молоко - тяжелые товары, которые потребителю проще заказать с доставкой на дом, чем самостоятельно везти из магазина. Сейчас, когда пик закупок уже пройден, продажи воды и молока Valio в онлайн-канале всё ещё на 70 % превышают показатели регулярных продаж до начала периода самоизоляции, что подтверждает предположение об удобстве закупок тяжелых товаров именно онлайн”, - заключили в пресс-службе Valio.
Покупатели предпочитают традиционную “молочку”
Молочные продукты традиционно считаются основой продовольственной корзины российских покупателей, и в онлайн-торговле эта тенденция не стала исключением. Так, в цифровом сервисе доставки “Яндекс.Лавка” молочные продукты занимают первое место по количеству проданных товаров и второе место - в денежном выражении. “Самым большим спросом пользуются молоко и кефир, за ними следуют сметана, сливочное масло и йогурты. Из тенденций отметим стремительный рост продаж растительного молока. В магазинах, которые подключены к доставке с помощью “Яндекс.Еды”, тенденции аналогичные”, - рассказала редакции руководитель PR-проектов фудтех-направления “Яндекс.Такси” Елена Новикова.
В сервисе “Утконос ОНЛАЙН” отметили повышение спроса на молочные продукты во время режима самоизоляции вплоть до начала летнего сезона. “Пик роста количества заказанных товаров этой категории в штуках пришёлся на последние недели апреля — +120% относительно аналогичного периода прошлого года, а рост заказов с молочной продукцией был выше, чем рост “Утконос ОНЛАЙН” в целом на 16 процентных пунктов. Проникновение этих товаров в чек, в среднем, было выше на 8 процентных пунктов относительно прошлого года”, - рассказал Milknews директор по маркетингу и клиентскому сервису компании Михаил Морозов.
Самыми популярными “молочными” позициями у покупателей “Утконос ОНЛАЙН” стали творожные изделия и кисломолочные продукты. При этом доля молока и йогурта показала снижение за время режима самоизоляции и летнего сезона. “Постепенно, со снятием ограничительных мер, потребление продуктов данной категории приблизилось к показателям прошлого года, то есть покупатели не стали приобретать молочную продукцию больше”, - отметил Михаил Морозов.
Рост спроса на молочные продукты зафиксировали в сервисе экспресс-доставки продуктов “Самокат”. “В мае спрос в данной категории товаров увеличился на 16%. На сегодняшний день продажи молочной продукции вернулись к прежним значениям”, - сказал директор по маркетингу сервиса Игорь Рожков. Самыми популярными молочными продуктами в “Самокате” за время режима самоизоляции и летних месяцев стало молоко, питьевой йогурт, глазированные сырки, сметана и сливки. “Традиционно именно в этой категории товаров очень сильны позиции нашей собственной торговой марки. Так, пять продуктов под брендом “Самокат” вошли в ТОП-10 популярных товаров в категории “молочные продукты””, - добавил Игорь Рожков.
Автор: Наталья Антонова
Теги: Россия Молоко