компоненты

Обзор Что думают переработчики молока об открытии собственных магазинов


Сегодня основная доля продовольственных товаров, в том числе, молочной категории, продается через торговые сети. Так, по данным Росстата, по итогам прошлого года доля продаж продуктов питания через торговые сети составила 46,3% от общего объема реализации этой продукции в рознице. Для сравнения, в 2011 году показатель находился на уровне 21,8%. Тем не менее, сейчас многие переработчики молока стремятся не только войти со своей продукцией в ритейл, но и активно развивают собственные розничные магазины. О том, зачем молочникам собственная розница, какую выгоду она приносит и есть ли  будущее у такого формата торговли, читайте в новом материале Milknews.
 

Залог успеха – эксклюзивный ассортимент

 
Количество собственных розничных магазинов у переработчиков молока растет, делится наблюдениями партнёр консалтинговой компании Strategy Partners Ганя Шабад.
«Большинство крупных российских молочных переработчиков стремятся развивать фирменную торговую сеть. В их числе – «ЭкоНива», Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева (молочная продукция под торговой маркой «Выселковский»), АПХ «Дороничи», - рассказывает она. – Темпы роста продаж молочной продукции через собственную розницу переработчиков в последнее время находились на уровне 10% год, тем не менее, доля продаж молочной продукции через данный канал до сих пор не превышает 5%».
Основными каналами реализации, добавляет эксперт, являются супермаркеты, гипермаркеты и магазины у дома, на которые в совокупности приходится почти 70% совокупных продаж молочной продукции. Однако, отмечает Шабад, если через розничные сети сравнительно лучше продается питьевое молоко и кисломолочная продукция, а также сливочное масло – то есть, преимущественно товары первой необходимости с высокой частотой потребления, то через фирменные магазины хорошо реализуется более премиальная и дорогая продукция – прежде всего, сыры и йогурты.
 
Управляющий партнер брендингового агентства A.STUDIO Анна Собянина отмечает, что над вопросом создания собственных розничных магазинов переработчикам молока нужно думать с точки зрения конечного потребителя.
«В фирменных точках продаж должны быть доступны к покупке товары, которые не продаются в ритейле, то есть эксклюзивный ассортимент – классическую молочную продукцию потребитель сможет приобрести в сетевой рознице, причем по выгодной цене», - подчеркивает она.
Большинство ритейлеров работает в формате «эконом», и дорогие молочные продукты чаще всего им не нужны.
 
Например, клиенты A.STUDIO из Оренбурга через свои фирменные магазины хорошо продают разные виды сыров. «А «Тюкалинский маслосырзавод» успешно развивает свою сеть «Тюкалиночка» в Омске, через которую продает не только широкий ассортимент молочной продукции, но и другие продовольственные товары: хлебобулочные изделия, выпечку, обширную линейку готовой продукции», - делится Собянина. Еще один успешный кейс собственной розницы у компании «Родная земля» из Новокузнецка через – через фирменные магазины предприятие реализовывает широкий ассортимент сыров и йогуртов, знает эксперт.
 
Доля фирменной розничной сети в общем объеме выручки «Родной земли» составляет около 20%. «В данный отрезок времени она снижается, так как мы видим переток покупателей в сетевые магазины и уменьшение популярности традиционных розничных торговых точек в связи с тем, что в сетях покупатель может более комплексно закрывать свои потребности», - делится наблюдениями бренд-менеджер компании Наталья Мозгалева.
 

Показать весь товар

 
И тем не менее, фирменная розничная сеть для предприятия – это возможность представить весь ассортимент продукции, продемонстрировать высокий уровень сервиса, а самое главное - оперативно реагировать на замечания наших покупателей, решать возникшие вопросы и исправить ситуацию. «Также немаловажным для нас является то, что наши фирменные магазины – это стабильный канал сбыта, не зависящий от торговых сетей, где мы можем реализовывать гибкую ценовую политику», - подчеркивает Мозгалева.
 
Через свои фирменные магазины «Родная земля» реализует не только собственную продукцию, но также товары других местных производителей, с которыми компанию объединяют общие ценности - полуфабрикаты и колбасные изделия, которые пользуются спросом среди покупателей. «Таким образом, мы не только повышаем средний чек, но и формируем еще одно преимущество наших магазинов для привлечения дополнительного трафика», - говорит Мозгалева.
 
Самое большое преимущество собственных розничных точек – это возможность выставить в них в полном объеме ассортимент продукции компании, отмечает гендиректор ГК «Кабош», специализирующейся на производстве сыров, Дмитрий Матвеев.
 
«Ни в одной торговой сети ни один производитель этого сделать не сможет», - добавляет он.
 
На данный момент у компании три собственных розничных магазина в городе Великие Луки Псковской области, где находится само предприятие.
«Собственные точки продаж для нас – это возможность напрямую общаться с нашими потребителями: мы собираем их отзывы и используем для постоянного повышения качества нашей продукции», - рассказывает гендиректор ГК «Лосево» из Ленинградской области Эльдар Беглов.
Собственная розница, с одной стороны, позволяет предлагать потребителям более широкий ассортимент продукции, а с другой – продвигать собственный бренд и повышать потребительскую лояльность, говорит Ганя Шабад. «Кроме того, важным фактором является постепенное сокращение возможности для производителей с собственными брендами продавать свою продукцию в крупных федеральных сетях, так как последние идут по пути увеличения в своем ассортименте доли собственных торговых марок», - добавляет она.
 

У фирменной розницы хорошее будущее

 
Эксперт подчеркивает, что молокопереработчики в целом оптимистично оценивают потенциал дальнейшего развития собственной розницы. «Отдельные производители например, ГК «Кабош», нацелены на масштабную экспансию в данном направлении», - добавляет Шабад.
«Кабош» в этом году планирует увеличить количество собственных розничных магазинов до двадцати. «Фирменные розничные точки с продукцией компании будут находиться не только в Великих Луках, но также в Москве, Санкт-Петербурге и Пскове», - делится планами Матвеев.
«Родная земля» ежегодно открывает новые фирменные магазины в разных районах Новокузнецка, чтобы быть ближе к покупателям, повысить узнаваемость бренда предприятия, а также увеличивать долю фирменных магазинов в общем объеме выручки.
 
ГК «Лосево» после реорганизации в 2022 году значительно сократила количество собственных точек продаж и сосредоточились на восстановлении своего присутствия в магазинах наших проверенных партнеров, через которых сейчас и продается большая часть продукции компании. На данный момент это больше 150 магазинов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Однако с марта 2023 года «Лосево» начинает расширять число собственных точек продаж. Планируется открытие нескольких магазинов в Выборге. 
 
Ганя Шабад считает, что главными ограничениями являются дорогая аренда торговых площадей в крупных городах и сложности с поиском площадей в местах, позволяющих обеспечивать стабильный потребительский трафик.
 
Переработчикам важно развивать собственную розницу, в том числе, для того чтобы продавать свою продукцию с более высокой добавленной стоимостью, которую не берут сети – крафтовые сыры, например, считает Собянина. «Это позволит производителям больше заработать», - уверена она.
 
Более того, у молокопереработчиков есть возможность развиваться, не заходя в сетевой ритейл, а продавая свою продукцию только через собственные фирменные розничные магазины, добавляет эксперт. Так, например, в Барнауле делает «Логовская сыроварня», которая успешно развивается.
1682347332

бизнес

6636 просмотров

Также рекомендуем:


MN НА ЮТЮБ
Телеграм MN
Комментарии
подкаст Федоричев
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

ЛЕД
НЕДЕЛЯ РИТЕЙЛА
Подпишитесь на нашу рассылку
ЛЕД


Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен