Обзор Что думают переработчики молока об открытии собственных магазинов
Сегодня основная доля продовольственных товаров, в том числе, молочной категории, продается через торговые сети. Так, по данным Росстата, по итогам прошлого года доля продаж продуктов питания через торговые сети составила 46,3% от общего объема реализации этой продукции в рознице. Для сравнения, в 2011 году показатель находился на уровне 21,8%. Тем не менее, сейчас многие переработчики молока стремятся не только войти со своей продукцией в ритейл, но и активно развивают собственные розничные магазины. О том, зачем молочникам собственная розница, какую выгоду она приносит и есть ли будущее у такого формата торговли, читайте в новом материале Milknews.
Залог успеха – эксклюзивный ассортимент
Количество собственных розничных магазинов у переработчиков молока растет, делится наблюдениями партнёр консалтинговой компании Strategy Partners Ганя Шабад.
Управляющий партнер брендингового агентства A.STUDIO Анна Собянина отмечает, что над вопросом создания собственных розничных магазинов переработчикам молока нужно думать с точки зрения конечного потребителя.
Например, клиенты A.STUDIO из Оренбурга через свои фирменные магазины хорошо продают разные виды сыров. «А «Тюкалинский маслосырзавод» успешно развивает свою сеть «Тюкалиночка» в Омске, через которую продает не только широкий ассортимент молочной продукции, но и другие продовольственные товары: хлебобулочные изделия, выпечку, обширную линейку готовой продукции», - делится Собянина. Еще один успешный кейс собственной розницы у компании «Родная земля» из Новокузнецка через – через фирменные магазины предприятие реализовывает широкий ассортимент сыров и йогуртов, знает эксперт.
Доля фирменной розничной сети в общем объеме выручки «Родной земли» составляет около 20%. «В данный отрезок времени она снижается, так как мы видим переток покупателей в сетевые магазины и уменьшение популярности традиционных розничных торговых точек в связи с тем, что в сетях покупатель может более комплексно закрывать свои потребности», - делится наблюдениями бренд-менеджер компании Наталья Мозгалева.
Показать весь товар
И тем не менее, фирменная розничная сеть для предприятия – это возможность представить весь ассортимент продукции, продемонстрировать высокий уровень сервиса, а самое главное - оперативно реагировать на замечания наших покупателей, решать возникшие вопросы и исправить ситуацию. «Также немаловажным для нас является то, что наши фирменные магазины – это стабильный канал сбыта, не зависящий от торговых сетей, где мы можем реализовывать гибкую ценовую политику», - подчеркивает Мозгалева.
Через свои фирменные магазины «Родная земля» реализует не только собственную продукцию, но также товары других местных производителей, с которыми компанию объединяют общие ценности - полуфабрикаты и колбасные изделия, которые пользуются спросом среди покупателей. «Таким образом, мы не только повышаем средний чек, но и формируем еще одно преимущество наших магазинов для привлечения дополнительного трафика», - говорит Мозгалева.
Самое большое преимущество собственных розничных точек – это возможность выставить в них в полном объеме ассортимент продукции компании, отмечает гендиректор ГК «Кабош», специализирующейся на производстве сыров, Дмитрий Матвеев.
«Ни в одной торговой сети ни один производитель этого сделать не сможет», - добавляет он.
На данный момент у компании три собственных розничных магазина в городе Великие Луки Псковской области, где находится само предприятие.
У фирменной розницы хорошее будущее
Эксперт подчеркивает, что молокопереработчики в целом оптимистично оценивают потенциал дальнейшего развития собственной розницы. «Отдельные производители например, ГК «Кабош», нацелены на масштабную экспансию в данном направлении», - добавляет Шабад.
ГК «Лосево» после реорганизации в 2022 году значительно сократила количество собственных точек продаж и сосредоточились на восстановлении своего присутствия в магазинах наших проверенных партнеров, через которых сейчас и продается большая часть продукции компании. На данный момент это больше 150 магазинов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Однако с марта 2023 года «Лосево» начинает расширять число собственных точек продаж. Планируется открытие нескольких магазинов в Выборге.
Ганя Шабад считает, что главными ограничениями являются дорогая аренда торговых площадей в крупных городах и сложности с поиском площадей в местах, позволяющих обеспечивать стабильный потребительский трафик.
Переработчикам важно развивать собственную розницу, в том числе, для того чтобы продавать свою продукцию с более высокой добавленной стоимостью, которую не берут сети – крафтовые сыры, например, считает Собянина. «Это позволит производителям больше заработать», - уверена она.
Более того, у молокопереработчиков есть возможность развиваться, не заходя в сетевой ритейл, а продавая свою продукцию только через собственные фирменные розничные магазины, добавляет эксперт. Так, например, в Барнауле делает «Логовская сыроварня», которая успешно развивается.
бизнес