Простыми словами: маркировка ЦРПТ


Оглавление



Что происходит?
 
Готовую молочную продукцию исключат из системы электронной ветсертификации, об этом 6 июня заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров в ходе Недели Российского Ритейла. Теперь производителям надо будет маркировать свою продукцию в новой системе, разрабатываемой ЦРПТ, она будет нести не разрешительный, а уведомительный характер. Это хорошо, потому что маркировка все так же позволит государству и производителям отслеживать движение товаров, но не поставит под угрозу поставки продукции в сети.
 
 
А как же нормативная база? Приказы успеют поменять?
 
Сразу после заявления Мантурова на Федеральном Портале проектов нормативных правовых актов появился проект изменения приказа Минсельхоза №648 - это означает, что готовая молочная продукция будет выведена из-под его действия.
 
Также были опубликованы проекты изменений в приказы №646 и №647 - они вносят поправки, исключающие продукцию из пастеризованного, ультрапастеризованного и стерилизованного молока из перечня товаров, требующих оформления ветсертификатов.
На сайте указана дата окончания публичного обсуждения - 27 июня, за четыре для до введения ЭВС для готовой продукции.


Зачем менять все за две недели до обязательного перехода на ЭВС?
 
Если коротко - “Меркурий” до последнего вызывал много вопросов, до сих пор к нему не все готовы. Сразу после появления его окрестили продуктовым ЕГАИС, с самого начала крупные производители, такие как Danone и PepsiCo выступали против ЭВС в отношении готовой переработанной продукции, так как она в принципе не может нести в себе ветеринарные риски - вся производимая продукция термически обрабатывается, в России нельзя продавать непастеризованное молоко.
 
Кроме производителей, ЭВС сильно озаботил и ритейлеров - по статистике “Магнита” и X5 Retail Group, весной половина поставщиков не была готова подключиться к “Меркурию”.
 

Что теперь будет с Меркурием?
 
ФГИС Меркурий продолжит свою работу, но только в отношении сырья животного происхождения, готовая продукция будет маркироваться. По словам Мантурова, было необходимо пересмотреть Меркурий так, чтобы он не ударил по производителям - на этом настаивали переработчики молока, а обсуждение велось с начала 2018 года.
 

Теперь две системы будут работать одновременно?
 
Мантуров заявил, что будет происходить “стыковка двух систем: сырье заходит по системе “Меркурий”, т.е. по ЭВС, а на готовую продукцию уже будет включаться маркировка.
 
Другим пищевым отраслям повезло меньше - им придется работать и с “Меркурием”, и с маркировкой. Некоторые отраслевые союзы уже выразили свою обеспокоенность тем, что параллельная работа двух систем может создать дополнительную нагрузку на бизнес - против одновременной работы маркировки Минпромторга и ЭВС высказался замруководителя Национальной мясной ассоциации Максим Синельников.


Как будет работать новая маркировка?
 
ЦРПТ уже подписал соглашение с Danone о проведении добровольного эксперимента по маркировке, пилотный проект позволит отработать техническое решение маркировки молочных продуктов и оценить его влияние на текущие бизнес-процессы и оптимизировать затраты на внедрение проекта для отрасли, пояснили Milknews в пресс-службе ЦРПТ.
Эксперимент начнется с 1 июля 2018 года, он рассчитан на несколько этапов и должен завершиться 30 июня 2019 года.
 
Готовая молочная продукция будет маркироваться кодами Data Matrix. Это двухмерный цифровой код, который делится на две части: код идентификации, который определяет позицию товара в системе и едином каталоге товаров, и код проверки или крипто-хвост, который генерирует ЦРПТ с помощью отечественных технологий криптографии. Такой код содержит информацию, которая может подтвердить подлинность продукции - дату, место, время производства, и далее всю информацию о передвижении товара по цепочке до вывода из оборота на кассе.
 
Сейчас Data Matrix коды в основном используются в фармацевтике и выглядят следующим образом:

 
При выводе товара из оборота его легальность будет подтверждаться на онлайн-кассе с помощью фискального накопителя. Фискальный накопитель - это чип внутри кассы. Он записывает информацию о каждой покупке и передает ее оператору. Фискальные накопители должны быть установлены на все онлайн кассы, это условие работы в соответствии с 54-ФЗ. Такой чип синхронизирует данные системы маркировки и единого каталога и не позволяет продавцу продать контрафакт.


Как новая система повлияет на бизнес-процессы?

ЦРПТ уверяет, что создает национальную систему таким образом, чтобы она минимально влияла на операционную деятельность участников. Более точно говорить о затратах можно будет в ходе пилотного проекта, который необходимо для оценки влияния внедрения маркировки на основные бизнес-процессы у производителей, дистрибьюторов, розничных сетей и других участников маркировки.


Сколько это будет стоить?
 
После публикации распоряжения Правительства о модели системы маркировки и первом списке товаров, подлежащих прослеживанию, появились сообщения о неминуемом росте стоимости товаров. В ЦРПТ пояснили Milknews, что такая информация скорее всего распространяется теми производителями, которые не готовы выйти из тени и показать реальные объемы производства.
 
Ранее председатель совета директоров ЦРПТ Михаил Дубин заявил, что внедрение системы для одной товарной категории в масштабах всей страны (включая ПО и оборудование на производстве) должно обходиться не дороже 3 млрд руб. Представитель ЦРПТ уточнил, что в зависимости от оборудования цена его внедрения для производителя может отличаться в разы.

По данным Boston Consulting Group даже при самом консервативном сценарии после внедрения маркировки цены на товары легальных производителей могут снизиться на 10%. Эта цифра полностью компенсирует траты бизнеса на услугу прослеживаемости (которую обещают в размере 50 копеек за товар).
 
  1. За счет снижение доли контрабанды и контрафакта легальные производители увеличат долю рынка и объемы производства на 5-50% в зависимости от товарной группы. В результате бизнес сможет снизить себестоимость, и розничная цена продукции в среднем сократится на 5-10% от первоначальной стоимости товара.
  2. Выстраивание эффективной работы внутри товаропроводящей цепи позволит снизить торговую наценку на 2-10%.
  3. Использование данных об остатках товаров даст бизнесу возможность оптимально планировать производство, снижать запасы и повышать оборачиваемость продукции. Это приведет к снижению себестоимости и позволит уменьшить цену на товар для конечного потребителя на 1-2%.


Смогут ли потребители отслеживать продукцию, как это нам обещал еще Дворкович?
 
Разработчики уверяют, что легальность товаров сможет проверить каждый человек, у которого на смартфоне установлено мобильное приложение «Честный ЗНАК». В ближайшее время оно станет доступно в App Store и Google Play.

Приложение будет считывать цифровой код Data Matrix или другой тип маркировки, нанесенный на упаковку товара производителями, и моментально выдавать результаты проверки.
В приложении будет возможность сообщить о выявленной нелегальной продукции: в зависимости от типа нарушения информация будет передаваться соответствующим контрольно-надзорным органам. Они в свою очередь будут иметь возможность анализировать результаты и проводить проверки недобросовестных производителей.


Где это уже работает?

15 января 2018 года ЦРПТ запустил пилотный проект в табачной отрасли. На сегодняшний день он идет с опережением графика, сбоев и проблем оператор проекта не фиксирует. В феврале производители начали наносить цифровой код на пачки, в апреле ЦРПТ осуществил полную цепочку прослеживаемости и вывел пачку из оборота в одном из магазинов в Москве. Всего выведено из оборота более полумиллиона пачек с маркировкой Data Matrix.
 
С начала реализации эксперимента, об участии в нем заявили не только производители, но и торговые сети и дистрибьюторы, а также разработчики ПО. JTI, Империал Тобакко,  Филип Моррис, Бритиш Американ Тобакко, МЕТРО Кэш энд Керри, X5 Retail Group, ДИКСИ, «Мегаполис», «СНС» и другие.
30 участников уже зарегистрировались в системе - для табачного рынка это большая доля.
Автор: Артем Фальчев

5079 просмотров

Молочные сессии седьмое заседание

Комментарии
Оксана
Считаем важным исключение готовой упакованной молочной продукции из Перечня продукции обязательной для оформления эВСД. Однако, производители таких продуктов как мороженое, сыры, масло сливочное и т.д. обеспокоены тем фактом, что из перечня исключат только молоко пастеризованное и ультрапастеризованное, а остальные молочные продукты так и останутся "под властью Меркурия".
Igor
Это не так, из перечня исключат все продукты, которые сделаны из пастеризованного, ультрапастеризованного и стерилизованного молока, то есть все.
extenso
КОЗА
Какие темы статей вам интересны?
Проголосовало: 159


Подпишитесь на нашу рассылку
Кизель вебинар


Аналитический центр Milknews
Агрос экспо
Агрофарм
Агрос экспо
Агрофарм