Простыми словами: новая система прослеживаемости товаров в ЕАЭС


Оглавление


Евразийская экономическая комиссия подготовила проект единой системы прослеживаемости товаров в Евразийском экономическом союзе. Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян заявил, что система прослеживаемости товаров позволит проследить историю товара от производителя до конечного потребителя.
Milknews изучил концептуальный проект, разобрал, как национальные системы будут взаимодействовать с новой, единой системой ЕАЭС, а также постарался ответить на главные вопросы об этой инициативе.
 

Что это?

Это – одна из главных инициатив глав государств, которую планируется разработать в соответствии с Основными направлениями реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года. Она
Первые обсуждения проекта цифровой прослеживаемости товаров в ЕАЭС появились в декабре 2017 года в ходе IV Евразийского экономического конгресса.
«В ближайшее время будет запущен первый проект в рамках реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза (ЕАЭС), связанный с цифровой прослеживаемостью. Она создает условия взаимного цифрового обмена и взаимодействия прежде всего в сфере торговли и, конечно, для госорганов», заявила член Коллегии (министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Карине Минасян.

По словам разработчиков, благодаря такой разработке потребителям будет дана возможность получить всю информацию о покупаемой продукции, бизнес снизит свои операционные издержки, а государства-участники ЕАЭС смогут снизить уровень фальсификата на рынке и контролировать уплату налогов.
«Сегодня существует недостаток информации о продукции, создание системы прослеживаемости позволит решить целый комплекс задач, повысит уровень доверия между нашими странами, в том числе в спорных ситуациях. Кроме того, формирование единой системы и общей платформы на все пять стран нивелирует риск появления новых ограничений на рынке ЕАЭС в результате действия разных, несовместимых между собой, национальных систем прослеживаемости и маркировки» - заявил председатель коллегии.
 

Взаимодействие с уже существующими системами

Частью разработки новой информационной системы станет ее интеграция с уже существующими системами государств-членов ЕАЭС. Сейчас государства повсеместно создают собственные информационные системы для обеспечения транспортной безопасности перемещаемой продукции, а также в отраслях с высокими рисками для здоровья населения и большим количеством недополучаемых налогов.
 
Ниже перечислены уже существующие
на данный момент Национальные ИС:
 
Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Россия ЕАЭС в целом
Маркировка товаров (Vero code) ГИС AITS – Контроль животных и продукции животного происхождения ИС УКМ СНТИ (ИС КНП) – Подакцизная продукция СИОЖ (Система идентификации и отслеживания животных) ИС «Маркировка» - Мониторинг движения лекарственных препаратов Маркировка товаров из натурального меха
ЭСФ (ИС Налогоплательщик 3) + центр мониторинга + взаимодействие с таможней + электронные кассовые аппараты АРМ «Плательщик» - Подакцизная продукция (табак, алкоголь) ИС ЭСФ Модуль «Виртуальный склад» - Товары народного потребления, услуги. Документальная прослеживаемость ЕГАИС – Акцизные товары Прослеживаемость импортированных товаров на территории ЕАЭС, документальная прослеживаемость
ИС E-Pass – Товары, подлежащие обязательной маркировке ИС ЭСФ – Товары из перечня (ВТО) Маркировка и прослеживаемость табачной продукции
ГИС «Меркурий» – прослеживание животноводческой продукции, документальная прослеживаемость
ЕГАИС Учета древесины и сделок с ней

В ходе работы национальные системы оперируют 4-мя объектами – участник оборота, товар, изделие, упаковка. Для консолидации данных на уровне ЕАЭС в цифровой платформе будут созданы следующие инструменты:

  1. Классификатор товаров ЕАЭС
  2. Реестр участников оборота ЕАЭС
  3. Реестр товаров ЕАЭС
  4. Реестр сведений о выпущенных в оборот
  5. товарах
  6. Реестр транзакций
Эти реестры будут созданы для того, чтобы стандартизировать и унифицировать все товары в общей системе ЕАЭС. В них будут содержаться единые описания для всех подконтрольных товаров, сгруппированных в соответствии со своими признаками классификации.
 
Как мы знаем, разработка ФГИС “Меркурий” включает в себя не только переход к электронным ветеринарным сертификатам, но и систему прослеживаемости для подконтрольной продукции, и на данный момент неясно, как она будет реализоваться одновременно с разработкой общей системы для ЕАЭС.
Руководитель юридической службы Ассоциации “Ветбезопасность” Сергей Амбросьев рассказал Milknews, что с точки зрения прослеживаемости системы друг для друга являются конкурентами, поэтому вопрос может быть решен законодательным путем, для чего необходимо волевое решение. Если система прослеживаемости в ЕАЭС будет введена, она автоматически уберет из “Меркурия” всю продукцию, на которую не распространяются ветеринарные риски, таким образом, ЦПТ ЕАЭС будет обеспечивать прослеживаемость, а “Меркурий” - выполнять свою ветеринарную задачу.
 

Будут ли использоваться данные из уже существующих систем маркировки и прослеживаемости?

Да, цифровая платформа будет включать в себя «наследуемые» системы. Сейчас в ЕАЭС разрабатывается и уже введено в эксплуатацию 16 систем маркировки и прослеживаемости, все они регистрируют ввод товара в оборот. 11 из них фиксируют вывод из оборота и передачу прав собственности, а перемещение отслеживают 9.
 

Как системы будут взаимодействовать?

Из-за того, что не все национальные системы имеют аналоги в других странах ЕАЭС, необходимо было разработать подход, который устанавливает общие правила работы. Таким образом, схема взаимодействия единой системы ЕАЭС с Национальными информационными системами стран-участников выглядит таким образом:
1. Сведения о регистрации нового участника товарооборота фиксируются в национальной системе, уже затем передаются в Цифровую платформу товаров ЕАЭС
2. Ежедневно система ЕАЭС предоставляет актуальную версию классификатора товаров в национальные системы
3. Для идентификации новых товаров участник оборота описывает их в своей системе, та предоставляет сведения в ЦПТ
4. Сведения других стран ЕАЭС об артикулах товаров создаются сначала в цифровой платформе ЕАЭС, потом передаются в национальные системы
5. Участник товарооборота предоставляет сведения об обороте прослеживаемых товаров в свою национальную систему товаров в случае, если с маркированным товаром были совершены ввод или вывод из оборота, передача прав собственности или перемещение
6. Эти сведения фиксируются в национальной системе и передаются в цифровую платформу товаров ЕАЭС в электронном виде
7. В случае реализации/перемещения товаров в рамках трансграничной торговли участник товарооборота представляет в свою национальную систему сведения о перемещении товаров, та, в свою очередь их фиксирует и передает в ЦПТ ЕАЭС. Там сведения фиксируются и передаются обратно – такая обратная связь нужна для подтверждения перемещения
8. Импортер подтверждает получение электронного документа, сведения передаются в ЦПТ ЕАЭС, экспортеру направляется уведомление
9. Национальные системы прослеживаемости должны выполнить изменения статусов у товаров, поставленных по электронному документу - они должны вывести из оборота товар в стране-экспортере и ввести в оборот в стране-импортере. Далее национальная система отправляет запрос о транзакциях в ЦПТ, где они в дальнейшем и хранятся.
 
Кстати, кроме государственных, существуют также и частные инициативы по прослеживаемости, которые компании разрабатывают и вводят на добровольной основе. Такое могут позволить себе только крупнейшие компании: WALMART, Alibaba, Deutsche Bank, фармацевтическая PFIZER и табачные Japan Tobacco International и Philip Morris. WALMART использует трассировку в целях контроля запасов продукции и отслеживания движения, Alibaba прослеживаемость нужна для координации работы продавцов с покупателями, JTI и PMI используют систему для маркировки и перетоков продукции внутри ЕЭС, а PFIZER – для контроля за соблюдением нормативно-правовых требований государств, в которых работает компания.
 

Как новые участники оборота будут попадать в систему?




Национальные системы прослеживаемости в своей работе используют данные государственных регистраций физических, юридических лиц и ИП, поэтому ЦПТ ЕАЭС сможет использовать уже имеющиеся данные. Изменения данных у уже работающих в системе участников будут передаваться из национальных систем в минимальном составе, необходимом для обеспечения прослеживаемости – в перечень необходимых данных входят:
  1. идентификационный номер
  2. наименование
  3. статус регистрационного учета налогоплательщика
  4. дата изменения статуса
  5. статус, характеризующий добросовестность налогоплательщика (в случае, если в государстве есть реестр недобросовестных налогоплательщиков)

Как теперь регистрировать новые товары?

Участник товарооборота должен описывать номенклатурную позицию товара на основании классификатора товаров ЕАЭС и предоставлять эти данные в свою НС. Там они проверяются, товару присваивается артикул, сведения регистрируются в национальном реестре и возвращаются обратно в ЦПТ ЕАЭС. Далее участника информируют об успешной регистрации товара и дают сведения о присвоении артикула.


 

Можно ли зарегистрировать артикул через уполномоченную организацию?

При регистрации артикула производителем велика вероятность “грязных данных”, однако для тех товаров, для которых потребуется ввод дополнительных атрибутов (это те товары, что продаются в розницу), это не является критичным, регистрационные данные товаров будут проверены при вводе дополнительных атрибутов уполномоченной организацией. При таком варианте оплата описания товаров выполняется только за услуги лаборатории при описании товара дополнительными атрибутами, если этого требует, например, розничная сеть.

Отличия самостоятельной регистрации от регистрации через уполномоченную организацию выглядят следующим образом:

Как будет осуществляться трансграничное перемещение в рамках ЕАЭС?

Экспортер из страны «А», участника ЕАЭС, должен сформировать электронный передаточный документ и передать его в уполномоченный орган, где его проверяют и отправляют в Цифровую платформу.

Экспортер должен заполнить следующие поля: номенклатурный номер товара, код страны, код ТН ВЭД, единица измерения, код валюты, а также уникальный идентификатор цифровой маркировки, если товар входит в перечень прослеживаемых.

После подтверждения в ЦПТ электронный документ передается в уполномоченный орган страны-импортера «Б», где также подтверждается. Передача сведений о трансграничной продаже происходит по аналогии, и далее импортер заверяет оплату косвенных налогов в ЦПТ.
 

Как вводить в оборот импортные товары?

Для ввоза товаров в страну-участника ЕАЭС с территорий государств, не являющихся членами ЕАЭС, для всех прослеживаемых товаров должен быть получен цифровой идентификационный код.

Чтобы его получить, импортеру необходимо оформить заказ на получение кодов идентификации в национальной системе. Если в процессе проверки национальной системой выявляются проблемы, товар признается нелегальным, о чем Таможенная служба уведомляет импортера.
 

Как будут следить? Как обстоят дела с транспортной прослеживаемостью?

ЦПТ поддерживает два типа прослеживаемости: прослеживаемость маркированных товаров (штрихкод или RFID-метка на каждом изделии) и документальная прослеживаемость (виртуальный номер для каждой партии товаров, а не на каждом изделии). Для каждой товарной группы может использоваться разный вид трассировки.

Определение подлинности идентификатора будет происходить путем сверки с реестром, а для участников оборота будет применяться составной идентификатор, содержащий код страны и национальный идентификатор, который каждая страна присваивает по собственным правилам и процедурам.

Прослеживаемость товаров тесно связана с транспортной прослеживаемостью – если в первом случае ключевым является результат транзакции, то в транспортной прослеживаемости упор делается на процесс их совершения. Разрабатываемая ЦПТ не является системой транспортной прослеживаемости, но воздействует с уже существующими, помогая решить следующие задачи:

  1. Контроль доставки товаров, контроль этапов перевозки товаров в рамках одной транзакции
  2. Контроль физических параметров перевозки, т.е. соблюдение температурных и других режимов в ходе маршрута – в первую очередь, это важно для скоропортящихся продуктов
  3. Мониторинг движения товаров, транзитно следующих через одно или несколько государств-участников ЕАЭС
 

Зачем нам это нужно?

Разработчики уверяют, что создание ЦПТ позволит выстроить статистическую и аналитическую отчетность по макро- и микроэкономическим показателям государств-членов ЕАЭС.

Представители бизнеса снизят операционные издержки за счет сокращения транзакционных издержек, исключения дублирующих и многочисленных параллельных систем прослеживаемости и упрощения контрольных процедур, выполняемых государственными органами, а также получат дополнительный доход благодаря новым источникам информации о ситуации на рынке.

Кроме того, добросовестные предприниматели смогут увеличить выручку за счет замещения контрафактной продукции легальной, оптимизировать документооборот и обмен информацией с государственными органами и исключить возможность заключения сделок с недобросовестными участниками рынка.
Розничным сетям станет проще искать нужную продукцию, мониторить и анализировать цены на конкретные виды товаров. Логистические операторы, финансовые и страховые компании получат возможность выйти на новые рынки и адресно предлагать свои услуги.

Потребителям будет предоставлена полная информация о товаре, его наличии в точках продаж и ценах. Они смогут приобретать легальную, качественную и безопасную продукцию. При этом система позволит реализовать функцию контроля за качеством продукции со стороны потребителей. Она будет поддерживать как минимум два дополняющих друг друга вида прослеживаемости товаров:
  • прослеживаемость маркированных товаров (предполагается наличие особого маркера, например, метки RFID или штрихового кода на каждом изделии)
  • документарная прослеживаемость товаров (поддерживается загрузкой в систему электронной сопроводительной документации).

Также разработчиками рассматривался вопрос увязки единой системы прослеживаемости и транспортной прослеживаемости для транзитных грузов – формирование условий для так называемого «зеленого коридора» транзита через территорию ЕАЭС.


Автор: Артем Фальчев

8090 просмотров

MN В TW

Комментарии
extenso
ИНФОРС
bioMerieux

МО-2020
Энрофлон
Подпишитесь на нашу рассылку
Продается завод


Аналитический центр Milknews
Алпака
АгроИнвестор
Алпака
АгроИнвестор